Экономические субъекты, структурно формирующие третий сектор, – это некоммерческие организации (НКО), которые создаются для объединения гражданского общества, организованного сотрудничества людей и решения проблем, не входящих в определенную зону ответственности государства, регистрируются уполномоченным органом – Министерством юстиции Российской Федерации [1]. Деятельность НКО регулируется нормативно-правовыми актами, в том числе законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ [2]. Отметим основной альтруистический и социальный признак в соответствии с законодательством Российской Федерации: отсутствие целей извлечения и распределения прибыли, заинтересованных в дивидендах бенефициаров. Также одной из особенностей третьего сектора в Российской Федерации является существенная неоднородность организаций, которые характеризуются следующими ключевыми элементами: виды НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины КМР РФ, казачьи общества, фонды, некоммерческие партнерства, автономная некоммерческая организация, ассоциации (союзы), учреждение (частное, общественное) [2]; организационная структура, высший орган управления, зависящий от вида НКО; уровень действия НКО (местный, региональный, национальный, международный); категория (базовые, специализированные, гибридные); направление некоммерческой деятельности (образовательная, просветительская, научная, политическая, осуществление социальных и благотворительных проектов); нематериальные цели основной деятельности; направление деятельности, приносящей доход (производство продукции, оказание услуг, выполнение работ, отвечающих целям НКО), прибыль не распределяется между участниками; возможность привлечь партнеров и волонтеров; уровень работающих специалистов и экспертов; поддержка государственных органов разных уровней; возможность субсидиарной ответственности для учредителей; разные группы заинтересованных сторон в зависимости от вида НКО (стейкхолдеры), благотворители, жертвователи, грантодатели, благополучатели; применение процедуры банкротства.
НКО имеют в собственности имущество, принимают на работу наемных сотрудников, совершают гражданско-правовые сделки, составляют бухгалтерскую (финансовую) и иную отчетность. Любое из них можно представлять как набор проектов, у которых есть программа, спонсоры, дарители, благополучатели, результаты. Осуществляя проекты в условиях неопределенности, НКО обеспечивают непрерывность деятельности и экономическую устойчивость, включающую взаимозависимые элементы: определение адекватных достижимых целей; планирование; формирование корпоративной культуры и контрольной среды; составление карты рисков; привлечение финансовых и материальных средств; управление денежными и материальными активами; формирование резервов, информационное наполнение отчетов и сайта. Прозрачность информации должна формироваться с первых дней деятельности организации, так как основные требования, предъявляемые к НКО, – это доверие и со стороны благотворителей и других стейкхолдеров, и со стороны благополучателей, а также информационная доступность о миссии, структуре, участниках, конкретных проектах, ресурсах, бухгалтерских и иных отчетах, результатах проверок уполномоченных органов.
Цель исследования – проанализировать основные направления, проблемы и алгоритм формирования прозрачной информации о доходах (спонсорская помощь, благотворительные взносы, взносы участников, государственная помощь, прибыль от прочей деятельности) и расходах (выплаты на цели НКО, административно-организационные расходы) на принципах полноты, актуальности, доступности в некоммерческих организациях в условиях неопределенности; обосновать позицию авторов, что прозрачность информации строится не только на информационной открытости, но и на формировании корпоративной культуры и контрольной среды, соблюдении многочисленных требований законодательных актов.
Материалы и методы исследования
В работе использовались логические и документальные методы исследования, системный и комплексный подходы, группировка, анализ и синтез, методы сравнения и специальные методы познания общественно-политической, правовой и экономической стороны деятельности некоммерческих организаций. Авторами изучена актуальная нормативная и научная информация по исследуемой проблеме, в том числе законодательные акты, регулирующие деятельность НКО, статистические, аналитические, контрольные данные заинтересованных организаций. В качестве открытых источников использовались сайты Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других государственных структур. В качестве дополнительной базы данных использовалась периодическая профессиональная литература и интернет-ресурсы.
Результаты исследования и их обсуждение
С 1992 г. в Российской Федерации начался современный период развития общественных объединений, которым был присвоен термин «некоммерческая организация», которые регистрируются в Министерстве юстиции Российской Федерации. Источники информации об экономических, технологических, организационных и других сторонах НКО достаточно разнообразны, некоторые из них представлены в табл. 1.
Таблица 1
Источники информации о некоммерческом секторе
Источник |
Интернет-доступ |
Вид информации о НКО / количество НКО по поиску |
Минюст РФ |
https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nekommercheskih-organizacij/ |
Количество Деятельность / 548263 НКО |
СПАРК-Интерфакс |
https://spark-interfax.ru, https://group.interfax.ru/products/systems/spark/ |
Финансовые показатели |
СКАН-Интерфакс |
https://scan-interfax.ru/media-monitoring/ |
Цитируемость и упоминаемость в информационном пространстве, связанном с третьим сектором |
Федеральная налоговая служба |
https://egrul.nalog.ru/ https://bo.nalog.ru/ |
Сведения ЕГРЮЛ Бухгалтерская (финансовая) отчетность / По запросу «некоммерческая организация» – 12273 НКО |
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве |
https://old.bankrot.fedresurs.ru/DebtorsSearch.aspx?Name=некоммерческая+организация |
Сведения о процедурах банкротства / на ноябрь 2023 – 189 НКО |
Министерство экономического развития Российской Федерации |
https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko |
Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290 / на ноябрь 2023 г. – 50473 НКО |
Сайт НКО |
официальный веб-ресурс |
Информация об организации Политика персональных данных Публичная оферта пожертвования Миссия, уставные цели Интерактивность Отчеты о выполненных проектах и т.д. |
Примечание: составлено авторами.
Для формирования прозрачной информации в НКО изначально должен быть разработан или план развития с приблизительным бюджетом, или некоммерческий бизнес-план, в котором отражена миссия и основные элементы: концепция, цели, описание продукта (работы, услуги), целевая аудитория спонсоров, структура, ареал деятельности (район, город, регион, страна), рассчитана пороговая сумма для развития, управленческие организационные документы, разработана политика соблюдения требований законодательных актов, регулирующих деятельность.
В ходе деятельности к НКО предъявляется требование достоверно и обоснованно отражать в учете факты хозяйственной жизни [3]. Для выполнения требований законодательства должна формироваться контрольная среда на основе принятых управленческих документов: смета поступлений и расходов (общая, целевая на проект или программу) [2], учетная политика для целей бухгалтерского учета [3], учетная политика для целей налогообложения [4], положение о внутреннем контроле [5], антикоррупционная политика [6], положение об оплате труда работников, штатное расписание, должностные инструкции, положение о материальной ответственности, карта рисков и другие положения, обеспечивающие добросовестность деятельности организации.
Выделим из этого перечня карту рисков, которая в настоящее время является инструментом обеспечения разумной уверенности в эффективном освоении финансовых и прочих ресурсов для достижения нематериальных целей. Достаточно полное исследование рисков для НКО представила консалтинговая компания Deloitte в работе «Управление рисками в некоммерческих организациях» [7]. Отметим некоторые из них, непосредственно связанные с прозрачностью информации: операционные (недобросовестность контрагентов, недостаточно конкретные условия партнерства); репутационные (невыполнение обязательств по грантам, использование помощи доноров с негативной репутацией, мошенничество со стороны руководства НКО) [7]; регуляторные (нарушение требований законодательства); финансовые (формирование непрозрачной отчетности, недостоверность финансовой отчетности) [7].
Таблица 2
Риск финансирования терроризма в некоммерческом секторе
Вид НКО |
Уровень риска |
Комментарий |
Фонд |
Умеренный |
Сбор денежных средств является наиболее существенным источником из возможных, проверка ЮЛ и ФЛ в Перечнях организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень) |
Общественная организация (ОО) |
Умеренный |
Финансовая деятельность осуществляется через участников ОО, что снижает контроль членами общества, проверка ФЛ в Перечне |
Религиозная организация |
Умеренный |
Проверка поступлений денежных и материальных средств затруднительна ввиду анонимности благотворителей |
Иные НКО |
Низкий |
Цели их создания в совокупности с выстроенной системой выявления и пресечения финансирования терроризма снижает уровень использования в противоправных целях |
Примечание: составлено авторами по материалам Публичного отчета «Оценка рисков финансирования терроризма с использованием некоммерческого сектора» [8].
Кроме того, следует учитывать риски, связанные с денежными потоками. Одно из основных направлений внутреннего контроля – постоянный мониторинг формата поступления денежных средств: на расчетный счет, в наличном формате, на карту руководителя или сотрудника, через интернет-инструменты (digital-) и т.д. Самое безопасное получение денежных средств – на расчетный счет организации, так как уполномоченными органами постоянно проводится мониторинг денежных потоков НКО, в области оценки рисков финансирования терроризма (табл. 2). И именно этот риск касается и благотворителей, и благополучателей, так как взаимодействие с лицом, включенным в реестр финансирования терроризма, отразится на их репутации.
Минимизируя риск финансирования терроризма, организация не должна осуществлять сбор денежных средств на финансовые реквизиты третьих лиц, которые невозможно соотнести с конкретным НКО.
В условиях неопределенности и риск-ориентированного управления [9] многие НКО сталкиваются с широким спектром проблем, влияющих на качество информации, необходимой стейкхолдерам, которые можно объединить в группы: проблемы с донесением идеи проекта до потенциальных источников финансирования, спонсоров и общественности; проблемы управления бюджетом НКО (недостаток денежных и материальных средств), из-за нестабильных источников финансирования [10]; проблемы с пониманием требования прозрачности и подтверждением реальности деятельности; проблемы с ресурсами (помещение, транспорт, кадры, оборудование, низкое качество кадров, недостаток компетенций у руководства и работников, низкий уровень внутренней дисциплины и контроля и т.д.); проблемы с форматами работы (офлайн, онлайн); проблемы с контрагентами и стейкхолдерами из-за нестабильного интереса к деятельности НКО и отсутствия регулярной поддержки, с проверяющими органами.
Деятельность НКО отражается в бухгалтерских, налоговых, статистических и добровольных отчетах. Контроль деятельности НКО в рамках требований законодательства и своих полномочий осуществляют Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, региональные подразделения прокуратуры регионов РФ, трудовая инспекция.
Выявленные нарушения проверяющими органами могут свидетельствовать о нежелании НКО формировать прозрачную информацию [11] в соответствии с требованиями законодательства. Отметим типичные нарушения: нарушения в соблюдении требований устава организации, несоответствие действующему законодательству; непредставление документов для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ; отсутствие программы деятельности, бюджета, смет; отсутствие кадровых документов, несвоевременная выплата заработной платы; непредставление отчетности в Минюст России и ФНС, нецелевое использование полученных средств, неподтвержденные расходы и др. Перечень нарушений, представленный в открытом доступе контролирующими органами, внушительный, что свидетельствует о достаточно низкой заинтересованности большого количества НКО о формировании прозрачной информации о деятельности. За каждое нарушение предусмотрена ответственность и административные штрафы, которые должны выплачиваться за счет средств НКО.
Заключение
В условиях высокой степени неопределенности некоммерческие организации должны развивать социальное предпринимательство, пересмотреть подход к финансовому планированию, более профессионально достигать уставных целей, оптимально, быстро и экономично распространять достоверную информацию о своей деятельности. По нашему мнению, формирование прозрачности информации о деятельности НКО – это комплекс мероприятий, который включает в себя не только освещение определенных сторон жизни на сайте НКО, но и создание корпоративной культуры и внутренней контрольной среды, обеспечивающей сопоставимость и непротиворечивость интернет-данных и данных учета фактов хозяйственной жизни. Руководители и работники НКО должны быть заинтересованы в представлении стейкхолдерам целостных данных, сформированных на основе прозрачности, мониторинга и оценки рисков, процедур противодействия мошенничеству и коррупции, сохранности активов. Данная позиция положительно влияет на финансовую устойчивость организации, поскольку государство и благотворители требуют экономического обоснования программ, проектов и целевого использования переданных денежных средств и материальных активов. Для снижения рисков, связанных с качеством предоставляемой информации, и репутационных рисков следует организовать со стейкхолдерами обратную связь.
Библиографическая ссылка
Светкина И.А., Зотова А.С. АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЗРАЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2023. – № 12. – С. 104-108;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43542 (дата обращения: 21.11.2024).