Становление нового уклада экономики, основанного на знаниях и цифровых технологиях, – современная мировая тенденция и одна из основных национальных целей развития современной России, в которой цифровизация рассматривается как важный фактор экономического роста в долгосрочной перспективе. Возникают новые сферы, виды, средства приложения труда; создаются виртуальные рынки труда, виртуальная занятость, трудовая онлайн-среда.
Национальная программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 г. стала первым документом, в котором собраны как профильные российские наработки, так и лучшие мировые практики [1]. В программе обозначены направления государственной политики страны в части формирования цифровой экономики, а также соблюдения интересов и реализации государственных приоритетов.
Целью программы является создание благоприятных условий эффективного развития институтов цифровой экономики при поддержке государства и гражданского сообщества за счет качественного изменения структуры и системы управления в условиях формирования глобальной цифровой экономики.
Кроме того, Правительством Российской Федерации утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», среди важнейших направлений которой следует отметить направление «Кадры и образование», основная цель которого – создание развивающих условий для подготовки кадров цифровой экономики. Это, в свою очередь, требует совершенствования образовательной системы. Безусловно, задачи, обозначенные в программе, относятся ко всем сферам образовательной деятельности. Очевидно, что любые изменения, особенно внедрение инноваций, определяют дополнительные возможности для развития, в то же время они влекут за собой и новые трудности. Следовательно, процесс цифровизации национальной экономики, в частности в образовательную деятельность, постепенно внедрялся в последние годы, несмотря на то, что многие вузы не хотели менять традиционные технологии в обозримом будущем.
Но с введением обусловленных распространением пандемии COVID-19 ограничительных мер, в неожиданных для всего общества условиях возникла острая необходимость перевода всех видов деятельности на удаленную работу, стала очевидной необходимость срочных изменений регулирования и организации дистанционной занятости работников всех сфер деятельности, но особенно в образовании и науке. Образовательные и научные организации за короткий период перешли к онлайн-обучению, и педагогические работники обучались цифровым технологиям «экстерном».
Таким образом, активное расширение спектров применения цифровых технологий в жизнедеятельности человека обусловило как ускорение информационного обмена в образовательной деятельности, так и совершенствование этого процесса. В результате, с одной стороны, уровень и возможности человеческого потенциала, готовность противостоять социальным и природным вызовам во многом зависят от эффективности и гибкости системы образования – ведь именно качественно выстроенная система образования способствует укомплектованности государства разнопрофильными специалистами в будущем.
С другой стороны, в условиях развития национального образования все большее значение приобретают современные технологии, внедрение которых способствует повышению качества подготовки будущих специалистов. Несомненно, это требует не только пересмотра существующих подходов к образовательной деятельности, но и проведения глубокого анализа их влияния на общество в целом.
Актуальность исследования дистанционной занятости педагогических работников вызвана масштабом развития цифровых технологий в условиях повсеместной цифровизации экономики с учетом современных вызовов и возможностей. Соответственно, у педагогических работников изменяется механизм проведения учебных занятий, внедряются новые формы обучения, в результате происходит трансформация их занятости.
Цель связана с исследованием теоретических подходов к понятию дистанционной занятости педагогических работников, выявлением факторов, влияющих на тенденцию их труда, а также предложены рекомендации по повышению цифровых компетенций кадров, занятых в условиях цифровой экономики.
Материалы и методы исследования
Материалом для данного исс ледования послужили теоретические и практические работы в области педагогики и экономики. Основные методы исследования: анализ и обобщение опыт а работы по исследованию дистанционной занятости педагогических работников в условиях цифровой экономики, систематизация результ атов исследования. В результате проведенного анализа пед агогической и экономической литературы дана характеристика понятию «дистанционная занятость».
Результаты исследования и их обсуждение
Цифровизация экономики затронула все сферы жизнедеятельности человека, включая образование. Так, в экономически развитых странах численность работников, которые заняты в дистанционных формах занятости, ежегодно увеличивается на 20–30 %, к таким странам можно отнести Канаду, США, Швецию и пр. Распространение компьютеризации во всех сферах, широкий доступ к сети Интернет, использование высокоскоростных модемов, разработка все новых каналов удаленной коммуникации (Skype, электронная почта, WhatsApp и т.д.) оказывают значительное влияние на расширение доли специалистов, которые могут использовать дистанционные каналы в процессе трудовой занятости [2].
С развитием информационных технологий у сотрудников появляется возможность работать, не выходя из дома, поскольку для работы они нуждаются только в качественном интернет-соединении и компьютере, оборудованном небольшим количеством офисных программ небольшой сложности.
Дистанционной называется работа, основными критериями которой выступают место выполнения трудовой функции (вне стационарного рабочего места, либо под контролем работодателя), характер трудовой функции, а вспомогательными критериями – способ взаимодействия посредством интернет и электронной цифровой подписи.
Дистанционным называется работник, заключивший трудовой договор о дистанционной работе или переведенный на дистанционный режим работы по решению работодателя, принятому в установленном законом порядке [3].
Трудовые отношения, складывающиеся при осуществлении дистанционной работы, являются нетипичными.
Во-первых, изменяется организационный критерий классического трудового правоотношения:
работодатель не может в классическом понимании осуществлять контроль и управление трудом своих работников и обеспечивать им необходимые для выполнения трудовой функции условия;
работник не обязан постоянно находиться под контролем своего работодателя и не имеет рабочего места в классическом понимании.
Во-вторых, нетипичная особенность трудового отношения, возникающего при организации дистанционной работы, состоит в практически полном отсутствии кооперированного характера труда.
В-третьих, систематическая дистанционная занятость лишает работника возможности личного общения с коллегами и руководителем.
Ввиду того, что трудовые отношения, складывающиеся при осуществлении дистанционной работы, являются нетипичными, в них иначе проявляются классические критерии разграничения трудового договора и гражданско-правового договора о труде.
Дистанционные работники имеют большую независимость, меньше взаимодействуют с работодателем, самостоятельно распределяют силы и возможности, что не исключает выражение директивной власти работодателя. Можно выделить положительные и отрицательные стороны дистанционной занятости, причём как со стороны работодателя (вуза), так и со стороны педагогического работника.
Весной 2020 г. многие вузы были вынуждены перевести своих сотрудников на дистанционную занятость, хотя до ситуации с пандемией не хотели менять свои традиционные педагогические технологии, но в одночасье перешли к формату онлайн-обучения, что повлекло за собой необходимость нести дополнительную финансовую нагрузку.
В связи с тем, что интенсивность и качество «контактных» часов, предполагающих общение преподавателя со студентами в режиме реального времени не изменилось, но при этом вузам пришлось решать вопросы обеспечения участников учебного процесса техническими средствами и средствами связи с целью обеспечения беспрепятственного доступа к онлайн-ресурсам, рост затрат ведущих университетов России в весеннем семестре 2019–2020 учебного года оказался в три раза выше, чем их вынужденная экономия, связанная с прекращением использования аудиторий и других традиционных ресурсов [4].
Анализ исследований позволил выделить и структурировать группу очевидных взаимосвязанных проблем перехода, решение которых происходило поэтапно и которые в основном были характерны для всех вузов [5].
Первая группа проблем – недостаточное материально-техническое оснащение (неготовность инфраструктуры массового дистанционного образования); относительная неразвитость телекоммуникационной и IT-инфраструктуры; отсутствие качественных образовательных ресурсов в дистанционном обучении.
Вторая группа проблем – отсутствие или слабая подготовка профессорско-преподавательского состава к работе с дистанционными образовательными технологиями.
Третья группа проблем – методическая, которая, во-первых, связана с низким обеспечением учебно-методических материалов, адаптированных к системе дистанционного обучения, во-вторых, с отсутствием методик организации занятий и методов контроля для эффективной реализации обучения на основе дистанционных образовательных технологий, в-третьих, с неэффективным использованием образовательных цифровых ресурсов.
Четвертая группа проблем – психологическая, обусловленная главным образом нехваткой живого общения всех участников образовательного процесса [6].
Но при всех негативных последствиях необходимо отметить уникальные преимущества достижений информатизации для образовательных учреждений – нет проблем географической удаленности, обеспеченности учащихся с других регионов общежитиями, затрат на коммунальные услуги и т.п.; гибкий график организации учебного процесса; возможность развития новых необходимых профессиональных компетенций и навыков для дополнительного образования.
Использование цифровых технологий привело к появлению и новых форматов преподавания, когда очное взаимодействие сочетается с онлайн-обучением (смешанный формат) и когда все взаимодействие с преподавателем, учебным материалом и другими обучающимися происходит в сети (онлайн-формат). Рост популярности новых форматов столь стремителен и очевиден, что еще до начала эпидемии COVID-19 их в той или иной мере практиковали 79 % респондентов, а треть опрошенных указали, что привлекают онлайн-ресурсы в 90–100 % случаев [7].
Согласно мониторингу развития информационного общества в Российской Федерации готовность учреждений высшего профессионального образования к развитию на основе ИКТ по числу персональных компьютеров, используемых в учебных целях, находящихся в составе локальных вычислительных сетей (ЛВС), в расчете на 100 студентов в 2010 г. составляло 15 шт., в 2020 г. – 25 шт.; по Республике Мордовия соответственно 13 и 26 шт. [8].
Доля образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений по высшему профессиональному образованию в 2010 г. составляла 49,8 %, в 2020 г. – 82,8 %; по Республике Мордовия соответственно 66,7 и 100 % [9].
Основными преимуществами дистанционной занятости для работника являются:
‒ экономия времени, которое затрачивается на сборы и непосредственно поездку на рабочее место;
‒ решение проблем, связанных с перенасыщенностью дорог и транспортных средств в «час пик»;
‒ соответственно, снижение экологических проблем, связанных с экологической напряженностью от использования личного транспорта;
‒ решение проблем миграции населения из региональных центров в крупные города;
‒ снижение уровня безработицы населения;
‒ возможность работать людям с ограниченными возможностями;
‒ рост времени работника на общение с семьей, снижение затрат на питание и т.д.
Кроме того, для педагогических работников можно выделить дополнительно привлекательные возможности самостоятельно организовывать личное рабочее пространство и самостоятельно строить свой рабочий график. Благодаря дистанционной работе и возможности самостоятельно организовывать рабочий процесс, можно возобновить занятия спортом, а в обеденный перерыв успеть сделать домашние дела, которые ранее приходилось выполнять в вечернее время. Кроме того, для работников, занятых в образовании, важно, что дистанционная форма занятости может привести к экономии денежных средств (одежда, обувь, проезд, обед).
Однако, кроме положительных сторон, можно выделить отрицательные моменты дистанционной формы занятости для преподавателей:
− стирание границ между личной жизнью и работой: достаточно сложно проводить весь день дома, а по окончании рабочего дня снова находиться в домашней обстановке;
− нет возможности сосредотачиваться на работе, находясь дома. Особенно это касается семей, где все члены семьи работают с использованием дистанционной формы занятости;
− необходимость приобретения компьютера для осуществления работы (в случае, если техникой обеспечивает работодатель, то это дополнительные затраты для него);
− необходимость обеспечения постоянной доступности по удаленным каналам связи в рабочее время (требует проведения высокоскоростного интернета, наличия отдельной комнаты, куда можно удалиться в случае видеосвязи);
− низкая возможность контроля со стороны работодателя (нет возможности постоянной видеосвязи с сотрудниками вуза, возникает впечатление, что идет переплата за время, которое работник тратит на себя в рабочее время);
− снижение мотивации к труду;
− низкая развитость системы ответственности работодателя перед сотрудниками, находящимися на дистанционной форме занятости.
Заключение
Проблема разработки соответствующих цифровой экономике современных инструментов в образовании становится все более актуальной. В современных условиях дистанционная занятость, дистанционная работа являются важным этапом развития трудовых отношений в вузе.
Для качественной «настройки» дистанционной занятости педагогических работников нужна подготовка и время. Одним из современных требований дистанционной работы в вузе является владение педагогическими работниками цифровыми компетенциями на высоком уровне. Кроме того, образовательные учреждения заинтересованы в сохранении или повышении эффективности работы дистанционных сотрудников. Существенным фактором возможности и целесообразности перехода на дистанционную работу является характер труда, трудовой деятельности, особенности трудовых функций работника и организации учебного процесса в различных форматах.
Таким образом, приведенные в статье материалы показывают сложность, многофакторность, противоречивость проблемы дистанционной занятости педагогических работников, требующей постоянного мониторинга и дальнейших исследований.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Eвсевьева» по теме «Исследование дистанционной занятости педагогических работников в условиях цифровизации экономики».
Библиографическая ссылка
Потапов С.В., Куркина Н.Р., Потапова Л.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ЗАНЯТОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 6. – С. 35-39;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43268 (дата обращения: 23.11.2024).