Актуальность представленного исследования определяется следующим. Россия имеет самые обширные арктические территории, самую протяженную границу, проходящую по территории Арктики, самое длинное морское побережье в Северном Ледовитом океане. Приоритет Арктики для России выразится в создании особого объекта государственного управления – Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ).
Эксплуатация ресурсов Арктики приводит к постоянному и комплексному воздействию на природную среду. Экосистемы Арктики, как никакие другие, уязвимы. Способность природной среды к самовосстановлению ниже, чем в более низких широтах [1–3]. Проведение экологической политики является одной из задач государственного управления АЗРФ [4; 5].
Учитывая значимость Арктики для экономики страны, необходимость первоочередного решения экологических проблем, а также приоритетные направления государственной политики, определенные в документах стратегического планирования федерального уровня, в Российской Федерации определена экологическая стратегия, представляющая собой совокупность конкретных целей и задач в природоохранной сфере. На основе стратегии строится экологическая политика, представляющая собой комплекс механизмов решения задач и достижения поставленной цели. Механизмы, цели и ожидаемые результаты практической реализации экологической политики в Арктике отражаются в соответствующих политико-программных и нормативно-правовых документах, в том числе – в стратегиях социально-экономического развития регионов, имеющих арктические территории.
Цель исследования заключается в выявлении и анализе институтов реализации экологической политики арктических регионов Российской Федерации, отраженных в их стратегиях социально-экономического развития.
В процессе достижения цели были решены следующие задачи:
- проанализировать содержание стратегий социально-экономического развития регионов, имеющих арктические территории, на предмет выявления региональных особенностей механизмов реализации экологической политики;
- определить экологические приоритеты нормотворческого процесса в регионах Российской Арктики.
Материалы и методы исследования
Объектами нашего исследования являются регионы, имеющие сухопутные территории в Арктической зоне Российской Федерации. В своем исследовании мы будем называть их «арктическими регионами». Строго говоря, «арктическими» можно назвать лишь Мурманскую область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, территории которых полностью расположены в АЗРФ. Прочие «арктические» регионы входят в АЗРФ отдельными территориями: в Архангельской области – 9 муниципальных образований; в Республике Коми – 4, в Республике Карелия – 6, в Красноярском крае – 4, в Республике Саха (Якутия) – 13 (рисунок).
Регионы, имеющие территории в Арктической зоне Российской Федерации (по материалам Е. Ларичкина [6])
Предметом исследования стала экологическая политика арктических регионов Российской Федерации, отраженная в их стратегиях социально-экономического развития.
Методы исследования прямо связаны с предметом, целью и задачами. Исследование базируется на общих и общенаучных методах, на которых мы останавливаться не будем в силу их предопределенности в любом научном исследовании. Среди междисциплинарных методов отметим культурологический, который позволил нам рассмотреть процесс создания экологических институциональных условий как регулятор социального взаимодействия арктических регионов. В качестве специального мы использовали прогнозно-исторический метод, который позволил оценить результаты реализации экологической политики, представленные в региональных стратегиях социально-экономического развития в логической последовательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций.
Результаты исследования и их обсуждение
Региональные стратегии социально-экономического развития часто являются институтами практической реализации национальной арктической экологической политики. Региональные стратегии разрабатываются с учетом региональных возможностей на основе национальных приоритетов в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В Стратегии социально-экономического развития Мурманской области повышение уровня экологической безопасности и сохранение природной среды является одной из основных задач социально-экономического развития. Неблагополучная экологическая ситуация признана особым риском для развития региона [7]. Намеченные результаты очень разнообразны: от конкретных и прикладных (например, повышение класса качества водохозяйственных участков или мониторинг загрязнений) до комплексных и системных (например, развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры). Особо отмечено, что экологические проблемы вследствие повышенной уязвимости экосистем Арктики, обусловленной низким потенциалом самоочищения и малыми скоростями биохимических реакций в условиях низких температур, имеют устойчивую тенденцию к обострению [7].
Экологическая политика Республики Карелия исходит из того, что в регионе сложилась в целом благоприятная экологическая обстановка. Стратегическим направлением региональной экологической политики обозначено «Повышение экологической устойчивости и безопасности». Среди ключевых результатов особо много связано с экологичностью региональной промышленности: переход к устойчивому лесопользованию; внедрение технологий возобновляемой энергетики и зеленых технологий. Реализация экологической политики, по мнению ее разработчиков, позволит «передать будущим поколениям те возможности, которые есть у нас сегодня» [8].
Одним из стратегических приоритетов в развитии Республики Коми, имеющим явный экологический акцент, является гармонично развитая, экологически безопасная территория региона с эффективным использованием природных ресурсов [9]. Среди ключевых экологических задач: экологически безопасное и комфортное проживание населения; создание государственной системы мониторинга природопользования на основе данных дистанционного зондирования Земли; формирование экологического каркаса; управление территориями каркаса. Однако ухудшение экологической обстановки, вызванное пролонгированным негативным воздействием на различные компоненты природной среды законсервированных и брошенных минеральных отвалов, свалок, неэксплуатируемых построек и сооружений и пр., признано серьезной угрозой социально-экономического развития Республики Коми. Экологическая политика региона формируется, исходя из этих ограничений. В наибольшей степени она направлена на то, чтобы ликвидировать негативные последствия производственной и иной антропогенной деятельности.
Экологическая составляющая так или иначе присутствует во всех мероприятиях, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года: повышение энергоэффективности и экологичности промышленной и социальной инфраструктуры и промышленности; развитие экологического туризма; экологизация городского хозяйства, предусматривающая зеленые территории, создание эффективной и экологической сети общественного и индивидуального транспорта, использование в градостроительстве экологически чистых материалов и технологий и др. [10]. В результате планируется, что к 2035 году в регионе произойдет существенное улучшение экологической обстановки. Сформировавшееся экологическое мышление общества позволит воспринимать окружающую среду как залог обеспечения индивидуального и общественного здоровья.
Ненецкий автономный округ полностью входит в АЗРФ, что является фактором особо пристального внимания к развитию региона, в том числе – в области реализации экологической политики. Экологическое стратегическое направление – рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности. Миссия Ненецкого автономного округа, закрепленная в региональной Стратегии социально-экономического развития, отличается глобальностью: «Обеспечить наилучшие условия для жизни и работы людей в мировой Арктике» [11]. Для выполнения этой миссии среди прочего предполагается сохранение уникальной природной среды для следующих поколений жителей округа. Для этого планируется внедрить системы рационального природопользования и экологического регулирования производственной деятельности, в первую очередь для предприятий нефтяной отрасли, оказывающих наиболее сильное и пролонгированное негативное воздействие на природную среду.
«Природопользование как высокоэкологичная хозяйственная деятельность, направленная на рациональное использование природных ресурсов и устойчивое развитие экономики, на внимательное отношение к любым изменениям окружающей среды, учитывающая интересы населения и бизнеса» – стратегическая цель развития Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) [12]. Несомненным преимуществом ЯНАО перед другими арктическими регионами, разрабатывающими энергоресурсы, является то, что в регионе преимущественно добывается природный газ и газовый конденсат. Технологии эксплуатации месторождений горючего газа, его хранения и транспортировки оказывают существенно меньшее негативное влияние на природную среду, чем нефти и нефтепродуктов, а также большинства минеральных полезных ископаемых. Важным фактором является то, что природопользование осуществляют крупные нефтегазовые компании, которые строго придерживаются корпоративной экологической политики, разработанной на основе международных соглашений и требований.
Экологическая стратегия Красноярского края направлена на то, чтобы получить чистый край для нынешнего и будущих поколений [13]. Для территорий, входящих в состав АЗРФ, разработана особая экологическая политика, учитывающая, с одной стороны, территориальные особенности и возможности, с другой – задачи социально-экономического развития Красноярского края, с третьей стороны – цели развития Арктической зоны Российской Федерации.
Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) отличается явной экологической направленностью. «Создание уникального пространства для реализации талантов и знаний людей, ответственных за эффективное использование природных ресурсов республики и сохранение первозданной природы для будущих поколений и всего мира» провозглашено миссией региона [14]. Стратегия предусматривает, во-первых, комплекс мероприятий, направленных на формирование благоприятной окружающей природной среды и создание условий для восстановления экосистем, пострадавших в результате производственной и иной антропогенной деятельности; во-вторых, создание условий для формирования «зеленой» экономики, в основе которой лежит применение наиболее доступных ресурсосберегающих и экологоориентированных технологий.
Стратегической целью социально-экологического развития Чукотского автономного округа является «рост доходов и уровня жизни населения при поступательном движении к сбалансированности и устойчивости регионального бюджета» [15]. Мероприятия экологической политики в Стратегии развития региона не предусмотрены. Однако «обязательное сохранение среды обитания, культуры коренных народов Севера» заявлено одним из факторов регионального развития. Без рационального природопользования и охраны окружающей среды это условие соблюсти невозможно.
Таким образом, сравнительное исследование показало, что проблемами реализации экологической политики озабочены все регионы, имеющие арктические территории. Проведенное сравнение экологических аспектов стратегий социально-экономического развития показывает, что основными общими приоритетами в Арктике можно считать решение проблем рационального природопользования, экологическую безопасность, природоохранную деятельность, ликвидацию имеющегося и предотвращение нового загрязнения природных сред. Экологическая политика всех арктических регионов рассматривается через призму создания населению максимально комфортных условий проживания в суровой северной среде. При этом экологические стратегические цели неотторжимы от целей экономических – развития региональной и национальной экономики, и геополитических – расширения российского присутствия в Арктике. Не вызывает сомнения, что экологическая политика, несмотря на то что ее важность и значимость обозначены в региональных стратегиях социально-экономического развития, останется вторичной по сравнению с геополитической и экономической политиками.
Заключение
По нашему мнению, для реализации экологической политики в регионах российской Арктики в первую очередь необходимо расширять региональное правовое поле. В последнее время принят целый комплекс программных документов, определяющих направления развития Арктики, в том числе в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования. Однако процесс создания механизмов реализации экологической политики нельзя считать законченным. И особая роль здесь отводится регионам, поскольку именно на региональном уровне формируется более четкое представление о возможностях и ограничениях реализации экологической политики.
Среди экологических приоритетов нормотворческого процесса в области рационального природопользования и охраны окружающей среды в Арктике должны быть:
- определение стандартов, нормативов и экологических требований к осуществлению хозяйственно-экономической деятельности в регионе;
- закрепление жесткого государственного контроля на региональном уровне соблюдения экологического законодательства; обязательное экологическое страхование для всех хозяйствующих субъектов;
- утверждение процедуры внешнего экологического аудита и обязательного экологического мониторинга, подтвержденного сертификатом международного уровня.
В качестве поощрительных мер необходимо для хозяйствующих субъектов, успешно реализующих природоохранные технологии, разработать и законодательно закрепить процедуры налогового послабления, инвестиционной поддержки, ускоренной амортизации очистного оборудования и др.
Необходимо разрабатывать и шире внедрять в региональное законодательство поощрительные экономические меры для предприятий, занятых сбором, переработкой, вывозом и утилизацией отходов по всей территории Арктики.
Особое внимание при разработке механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды необходимо уделять нормативно-правовой поддержке экологической инфраструктуры. Экологическая инфраструктура рассматривается как комплекс природных и антропогенных, но наиболее приближенных к природным, систем, находящихся под особым контролем [2; 16]. Примером экологической инфраструктуры являются особо охраняемые природные территории. Любая хозяйственная деятельность на этих территориях регулируется особыми международными соглашениями и национальными законами.
Необходимо создавать особые институциональные условия, способствующие возведению в Арктике энергосберегающих «умных» зданий и сооружений, более динамичному внедрению природосберегающих малоотходных технологий в производстве, системах энергетики, транспорта, водоснабжения.
Развивая нормотворческие процессы, арктические регионы должны учесть, с одной стороны, накопленный опыт других субъектов Российской Федерации, с другой – существующую федеральную нормативно-правовую базу, а с третьей стороны – собственную региональную специфику. Только создавая институциональные условия функционирования, в том числе в области экологии, арктические регионы смогут успешно осваивать и устойчиво развивать во многом уникальную Арктическую зону Российской Федерации.
Исследование выполнено за счет госзадания ФГБУН ФИЦ КНЦ РАН № АААА-А18- 118051590118-0.
Библиографическая ссылка
Самарина В.П. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНСТИТУТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИКЕ // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 8. – С. 65-69;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43083 (дата обращения: 03.12.2024).