Современное состояние экономики регионов Российской Федерации вызвано наличием ряда негативных факторов, которые обусловливают недостаточно высокие темпы экономического развития. Одной из составляющих сложившейся ситуации является низкая эффективность использования и воспроизводства трудового потенциала. Постепенное старение населения и низкий уровень рождаемости, который не позволяет осуществлять расширенное воспроизводство трудовых ресурсов, увеличивают значимость миграционного фактора при формировании трудового потенциала национальной экономики. Миграционная составляющая на протяжении длительного периода времени способствует притоку трудовых ресурсов в Российскую Федерацию, что определяет актуальность ее более подробного анализа и изучения, в том числе не только с количественной, но и с качественной точки зрения. Наиболее перспективным видится исследование миграционного потока по направлениям, то есть анализу структуры государств, из которых мигранты прибывают в Российскую Федерацию.
Цель исследования состоит в выявлении основных тенденций миграционных процессов в Российской Федерации на современном этапе развития в контексте формирования и воспроизводства трудового потенциала территорий.
Материалы и методы исследования
Миграционный фактор является важнейшим при формировании трудового потенциала экономики регионов Российской Федерации на современном этапе развития. Активное движение населения наблюдается на внутреннем уровне, то есть между регионами государства, что обусловлено существенным дисбалансом в их развитии. Особого внимания заслуживают процессы внешней миграции, поскольку именно она обеспечивает приток населения и во многом компенсирует кризисные тенденции в сфере демографии. Все это обусловливает важность изучения миграционных потоков на международном уровне, а в особенности по основным направлениям миграции в Российскую Федерацию. Анализ процессов миграции населения видится целесообразным осуществить на протяжении современного периода существования Российской Федерации, то есть после распада СССР [1]. Наиболее важными показателями являются численность выезжающих и въезжающих на территорию страны, индикаторы, характеризующие качественный состав мигрантов, а также географические направления миграции.
Результаты исследования и их обсуждение
Активные миграционные процессы наблюдаются после распада СССР и либерализации политики в данной сфере. В первые годы отмечались преимущественно тренды оттока населения из страны, что было обусловлено низким уровнем жизни, с одной стороны, а с другой – достаточно высоким спросом на высококвалифицированные кадры в ряде развитых стран. Особое влияние на данные процессы оказывал фактор выезда отдельных национальных групп населения на историческую родину.
В период существования СССР международная миграция была значительно ограничена административно, а в большинстве случаев невозможна. Это привело к формированию кумулятивной волны миграции в условиях либерализации в 1990-е гг., что представлено на рис. 1. В основе оттока населения из Российской Федерации лежали ухудшение условий жизни внутри страны, а также достаточно высокий спрос на специалистов из бывшего СССР в ряде западных стран. При этом нельзя не отметить, что наблюдался и обратный поток миграции, который преимущественно состоял из выходцев с территории современной Российской Федерации, оказавшихся во вновь образованных государствах после распада СССР [2]. Для процесса массового оттока квалифицированных специалистов из Российской Федерации в 1990-е гг. существует характерный термин «утечка мозгов». Наиболее массовый отток населения из страны наблюдался в первой половине 1990-х гг. [3]. В дальнейшем численность прибывших в Российскую Федерацию стабильно превышала количество выехавших. В 1997–1998 гг. в страну въезжали по 500–600 тысяч человек. При этом к 2001 г. активность миграции существенно снизилась: в страну въезжали не более 200 тысяч человек в год, а выезжали примерно в 2 раза меньше. В дальнейшем показатель мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации, вновь увеличился начиная с 2007–2008 гг. и достигнув максимума в 2014–2017 гг., когда ежегодно в страну въезжали от 570 до 600 тысяч человек. Вместе с этим в последние годы наблюдается и постепенный рост численности людей, эмигрирующих из страны: в 2017 г. выехали чуть менее 380 тысяч человек.
Поток мигрантов из Российской Федерации можно разделить на две основные группы по направлениям миграции: в страны дальнего зарубежья и в страны СНГ.
Исследуемый период, данные по которому представлены на рис. 2, можно разделить на два основных этапа:
– период сокращения потока миграции (до 2011 г.);
– период увеличения выезжающих из Российской Федерации (с 2012 г. по 2018 г.).
Период снижения численности выезжающих из страны является более продолжительным, но его динамика более плавная: примерно в 6,4 раза за 14 лет. За последующие 6 лет поток увеличился почти в 14 раз, превысив изначальные значения примерно в 1,9 раза.
Рис. 3 демонстрирует показатели вклада стран дальнего зарубежья в общий объем миграции из Российской Федерации за период с 1997 по 2018 гг.
Объемы миграции в страны дальнего зарубежья являются более стабильной величиной (рис. 3), в то время как миграционные потоки в страны СНГ в большей степени подвержены колебаниям в краткосрочном периоде. По состоянию на 2018 г. в структуре выездной миграции на страны СНГ приходится свыше 86 % населения, а в начале 2000-х гг. данная величина не превышала 50 %. Сложившаяся динамика в первую очередь обусловлена увеличением эмиграции в страны СНГ в последние годы, темпы прироста которой существенно выше, чем по странам дальнего зарубежья.
Важной для анализа представляется и динамика численности прибывающих в Российскую Федерацию мигрантов. Данный показатель оказывает существенное влияние на состояние рынка трудовых ресурсов, а также на процессы воспроизводства трудового потенциала экономики страны в целом [4]. Статистическое наблюдение выделяет несколько важных категорий мигрирующих, в частности:
– лица, получившие временное убежище;
– вынужденные переселенцы;
– беженцы.
Наибольшее количество беженцев прибывают на территорию Российской Федерации из республик бывшего СССР, в частности из таких стран, как Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан и др.
Наибольшее количество лиц, обратившихся за временным убежищем, прибыли с территории Украины. Особенно активно данные процессы протекали начиная с 2014 г. на фоне политического кризиса в данном государстве и обострения взаимоотношений между Украиной и Россией. Достаточно много людей, обратившихся за временным убежищем, также прибыли с территорий Афганистана и Сирии [5].
Рис. 1. Количество мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации за период с 1997 г. по 2018 г., человек
Рис. 2. Динамика миграционных потоков из Российской Федерации в страны дальнего зарубежья и в страны СНГ в 1997–2018 гг., человек
Рис. 3. Доля стран дальнего зарубежья в структуре выезжающих за пределы Российской Федерации в 1997–2018 гг., в %
Наибольшее количество вынужденных переселенцев за исследуемый период прибыли на территорию Российской Федерации из Казахстана: более 2,5 млн человек. Также существенное количество мигрантов данной категории переместились из Украины, Эстонии, Литвы, Латвии.
Важно отметить и наличие потоков вынужденных переселенцев на внутригосударственном уровне, в основе которых лежат очаги напряженности и межэтнические конфликты, в том числе на Северном Кавказе. Наиболее активно данные процессы происходили в регионах Российской Федерации в 1990-е гг., а перемещены на основе данного фактора в совокупности оказалось более 1,4 млн человек.
Анализ численности мигрирующих на территорию Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии ряда характерных тенденций в зависимости от категории переселенцев. Влияние на анализ данных оказывает и тот факт, что наблюдение по дифференцированным категориям мигрантов было начато в различные временные периоды. В частности, с 1995 г. ведется учет вынужденных переселенцев, в то время как численность беженцев как отдельной категории рассчитывается с 1998 г. Отдельный учет лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, осуществляется лишь с 2007 г. Данный фактор усложняет процесс анализа и сравнения потоков миграции трудовых ресурсов на различных временных отрезках, обусловливая ряд различий в численности прибывающих по различным годам [6].
Наиболее интенсивное движение населения осуществлялось в 1990-е гг. За период с 1996 по 1999 гг. численность вынужденных переселенцев, прибывших на территорию Российской Федерации, составила свыше 4 млн человек. Это является максимальным показателем, в последующие годы тенденция сокращения числа мигрантов была достаточно стабильной и устойчивой величиной.
В дальнейшем начиная с 2015 г. имела место тенденция резкого увеличения численности лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации. Одним из основных факторов быстрого увеличения потока миграции является дестабилизация политической обстановки на территории Украины, что способствовало резкому оттоку населения из ее регионов. Особенно сильно это сказалось на восточных регионах Украины, которые являются приграничными территориями регионов Российской Федерации. В частности, в 2015 г. число лиц, получивших временное убежище, увеличилось более чем в 84 раза по сравнению с 2014 г.
За период с 2015 по 2018 гг. на территорию Российской Федерации в совокупности прибыли более 903 тысяч лиц, получивших временное убежище. Именно данная категория переселенцев в последние годы является наиболее массовой. Так, за аналогичный период в Российскую Федерацию прибыли более 86 тысяч вынужденных переселенцев и лишь 2750 беженцев.
Важным аспектом анализа миграции трудовых ресурсов является изучение не только количественных показателей, но и качественной структуры перемещающегося населения. Одной из ключевых проблем, оказывающих негативное влияние на процессы формирования трудового потенциала регионов, служит несоответствие в уровне профессиональной подготовки между выезжающим населением и населением, въезжающим на территорию страны [7]. В ситуации, когда государство покидают высококвалифицированные кадры, а на их место приходят люди с низким уровнем образования, невозможно говорить о непосредственном сальдо миграции. Даже в случае формирования положительной величины данного показателя в экономике может наблюдаться убыль трудового потенциала, связанная с невозможностью заместить труд квалифицированных эмигрантов за счет даже большего количества низкоквалифицированной рабочей силы иммигрантов.
Заключение
Исследование миграционных потоков, прибывающих на территорию Российской Федерации, свидетельствует о наличии разноплановых трендов в данной сфере. За исследуемый период наблюдалось несколько стадий активизации миграции, которые имеют в своей основе объективные экономические и геополитические причины. В первую очередь дифференциация перемещающегося населения обусловлена географическим направлением миграции. На современном этапе развития в условиях недостаточной эффективности демографической составляющей воспроизводственных процессов в сфере трудовых ресурсов миграция является важнейшим фактором формирования трудового потенциала экономики страны. Прогнозируемая в среднесрочной перспективе естественная убыль населения еще в большей степени повышает актуальность миграционной политики и ее роли в поддержании численности населения Российской Федерации и ее регионов. В настоящее время и в ближайшей перспективе существует объективная необходимость в формировании благоприятных условий для притока дополнительного объема населения из других государств с целью обеспечения экономики государства достаточным количеством трудовых ресурсов для расширенного развития. Важным при этом видится создание эффективных механизмов привлечения в первую очередь высококвалифицированных кадров, способных достаточно быстро и легко адаптироваться к условиям общества и экономики российских регионов. Однако целесообразно реализовывать меры по сокращению оттока в другие страны высококвалифицированных специалистов, минимизировав потери трудового потенциала по данной причине.
Библиографическая ссылка
Шевякин А.С. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 3. – С. 131-135;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42712 (дата обращения: 04.10.2024).