Районы освоения, Севера и Арктики Сибири (РОСАС), включают территории крупнейших и крупных территориально-производственных комплексов и крупных промышленных узлов, в которых добываются различные природные ресурсы. Они включают Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс (ЗСНГК), Канско-Ачинский ТЭК, Норильский, Нижне-Ангарский, Иркутско-Черемховский ТПК и много других различных ресурсо-энергетических и сырьевых комплексов, расположенных в Сибири. Регионы освоения размещены практически по всей территории Сибири, однако преимущественно они располагаются и формируются в экстремальных северных регионах Сибири. В районах освоения и Севера Сибири проживает около 7,5–8,0 млн человек, или 1/3 всех жителей Сибирского региона. В этих районах обеспечивается более 70 % добычи нефти, 91 % природного газа, 50 % угля и сосредоточено более 60 % леса России. Данные регионы дают до 40 % валютных поступлений Российской Федерации.
Формирование и проведение Российским государством в 2014–2015 гг. импортозамещающей политики в сфере производства и обеспечения собственным продовольствием страны и ее регионов еще более, в разы усиливает значимость для РОСАС необходимость наращивания и ускоренного развития собственного сельского хозяйства и быстрого формирования новых собственных продовольственных систем.
Рассматривая современное состояние продовольственной базы, проблемы их развития и основные угрозы для них в районах освоения, Севера и Арктики Сибири (РОСАС) можно выделить и указать в качестве крупных и основополагающих проблем такие, как отсутствие организованных и контролируемых региональными и местными органами власти и управления специальных продовольственных систем, большое падение местного сельхозпроизводства, снижение поголовья скота, особенно высокопородного, сокращение количества и мощностей перерабатывающих предприятий, подавление завозной, импортной продукцией нашей российской и сибирской продукции, разрушение материально-технической базы сельского хозяйства, стихийность и неуправляемость завоза продовольствия в регионы и др.
Сложившаяся в настоящее время стихийная система обеспечения продовольствием районов освоения и Севера Сибири является весьма неустойчивой, совершенно не контролируемой и не организуемой региональными, муниципальными и городскими органами власти этих регионов. Она очень многозатратна, дорогая по ценам продовольствия для населения этих регионов и совершенно не обеспечивает их продовольственную безопасность. В итоге полная потеря продовольственной безопасности этих важнейших регионов и большая зависимость их от не контролируемого государством и субъектами федерации завоза иностранных, импортных продуктов питания. Зачастую в этих регионах в прошлые годы потреблялось от 45–50 до 60–80 % импортного продовольствия.
Ранее, в 1992–2010 гг. реально никакой аграрной и продовольственной политики в этих регионах вообще не было. А была неорганизованная, стихийная система завоза продуктов питания торговыми сетями и отдельными магазинами и реализация их населению этих территорий. Руководство этих регионов не вмешивалось в их деятельность и исходило из принципа – «всё завезем и прокормимся». Рассматривая же и решая проблему продовольственного обеспечения этих регионов системно и на перспективу, необходимо учитывать общероссийский и общерегиональный уровень интересов в их развитии как главной минерально-сырьевой базы всей России, их огромной значимости для экономики и национальной безопасности России. Поэтому формирование мощной, устойчивой и надежной продовольственной базы для них предельно важно и приоритетно для всей России. Кроме того, при этом обязательно необходимо учитывать задачи и интересы России в Арктике, по ее освоению и вовлечению в эномическую и хозяйственную деятельность страны. Необходимо четко и однозначно понимать, что регионы освоения и Севера Сибири – главный и единственный реальный плацдарм и база для освоения Арктики, для освоения ее богатейших и разнообразных ресурсов, в первую очередь энергетических, и закрепления России на этих огромных и богатейших территориях.
Поэтому в настоящее время необходимо формировать принципиально иную, новую парадигму, то есть общий замысел и идею, обеспечения продовольствием этих регионов, обязательно включая в них Арктику. Новая парадигма должна формировать и принципиально иную, новую систему производства продовольствия и систему обеспечения продовольствием регионов освоения и Севера Сибири. Эти новые продовольственные системы должны не только полностью обеспечивать требуемым продовольствием современное и будущее население этих регионов, но и обязательно учитывать потребности в основных видах продовольствия для Арктики.
Новая парадигма заключается в замене принципа продовольственного обеспечения «своего продовольствия не надо, всё привезем и прокормимся» на противоположный постулат, идею, принцип – «максимально обеспечим себя высококачественным и доступным по цене собственным продовольствием, практически по полной потребности». При этом необходимо подчеркнуть, что все необходимые природные, производственные и финансово-экономические ресурсы в этих регионах имеются в полном и достаточном объеме. Местное сельское хозяйство и все системы производства и обеспечения продовольствием этих регионов, несомненно, могут и должны обеспечивать их население своим, собственным высококачественным продовольствием, то есть реализовывать свою миссию для РОСАС. Миссией, т.е. главной задачей, систем производства и обеспечения продовольствием районов освоения, Севера и Арктики Сибири, является наиболее полное удовлетворение потребностей их населения в собственных высококачественных малотранспортабельных и транспортабельных продуктах питания, полного ассортимента по доступным ценам и обеспечение гарантированной продовольственной безопасности этих регионов.
Реализация этой новой парадигмы, новой идеи формирования перспективных аграрных индустриальных инновационных систем агропроизводства этих регионов и создание на их основе новых, управляемых соответствующими органами власти продовольственных систем позволяет:
1. Формировать и контролировать обеспечение требуемой полной продовольственной безопасности этих регионов.
2. Самим организовать и контролировать производство, завоз недостающего продовольствия, его структуру и всю систему обеспечения продовольствием этих экстремальных регионов, где до 8–10 месяцев в году есть проблемы с доступностью территорий.
3. Значительно повысить качество, снизить затраты на производство и снизить цены на продовольствие.
4. Повысить занятость местного населения и особенно вторых членов семей.
5. Использовать имеющиеся большие ресурсы регионов для производства продовольствия – пахотные земли, сельхозугодья, большие естественные кормовые угодья, трудовые ресурсы, энергетические ресурсы и др.
Новая аграрная и продовольственная политика для регионов освоения, Севера и Арктики Сибири, на период 2020–2040–2050 гг. должна реализовываться и базироваться на принципиально новых системах стратегических принципов развития, которые должны включать следующие основные стратегические, базисные принципы.
Первый принцип ? основой, главной составляющей и фундаментом надежной продовольственной базы районов освоения, Севера и Арктики Сибири, и единственным условием гарантирования требуемого уровня продовольственной безопасности этих регионов необходимо рассматривать собственное местное сельское хозяйство и собственный продовольственный комплекс, включающие систему местного сельского хозяйства и переработки и систему крупных собственных тыловых продовольственных баз, размещенных в прилегающих, благоприятных природных аграрных зонах регионов Сибири [1, 2, 3, 7].
Второй принцип – необходимо максимально формировать и развивать систему крупных собственных, постоянных и резервных кластеров тыловых продовольственных баз РОСАС, рассматривая их как главных, постоянных, крупных и целевых поставщиков всех видов недостающих транспортабельных продуктов питания, прежде всего наиболее ценные и требуемые мясные и мясопродукты, молочные и молокопродукты, крупы, картофель и овощи и др., размещая их производство в прилегающих благоприятных аграрных зонах регионов Сибири с целью максимально полного обеспечения ими регионов освоения за счет ресурсов сибирских агропроизводителей как наиболее приближенных и доступных в транспортном отношении, обеспечивающих высокое качество и доступные цены на продукцию и потому экономически более выгодных [5, 6, 7].
Третий принцип – полная ликвидация зависимости регионов РОСАС от импортного продовольствия путем ограничения его завоза системой повышенных требований к качеству продовольствия, экономических рычагов и максимально интенсивного наращивания производства собственной импортозамещающей продукции лучшего качества в местном сельском хозяйстве и тыловых продовольственных базах и замещения ею импорта.
Четвертый принцип – обязательное обеспечение полного гарантирования требуемого уровня продовольственной безопасности регионов как важнейшего условия устойчивого развития важнейших добывающих производств и промышленности регионов освоения и стабильного развития их городов и крупных городских агломераций.
Пятый принцип – необходимо формирование системы стратегических и тактических резервов и страховых запасов в РОСАС продовольствия, материально-технических ресурсов, строительных, оборотных средств для аграрного и продовольственного комплексов – ГСМ, запчасти, корма, и т.д. Резервы должны быть федеральными, региональными и местными. При этом их формирование должно сопровождаться соответствующими законодательными и нормативными актами, иметь механизмы и организационные структуры их создания, использования и восстановления данных резервов.
Шестой принцип – необходимо формирование собственной системы транспортировки и создание транспортно-логистических центров по завозу и хранению продовольствия и агросырья из тыловых баз и других сибирских регионов для обеспечения устойчивости и гарантированности получения в больших объемах продуктов питания, снижения затрат на доставку продовольствия.
Седьмой принцип – создание собственной системы закупок и реализации, расширение использования имеющихся предприятий по закупке и реализации продовольствия в регионах освоения, формирование собственной сети крупных и средних магазинов в городах и поселках районов освоения для обеспечения гарантированного ими закупа и реализации собственной продукции сельского хозяйства, переработки и продовольствия.
Восьмой принцип – формирование и реализация эффективного организационно-экономического механизма, обеспечивающего ускоренное развитие систем производства и обеспечение продовольствием, в т.ч. местного сельского хозяйства, наращивание производства продовольствия в тыловых базах, формирование и развитие системы завоза продовольствия для обеспечения требуемого уровня потребления продуктов и продовольственной безопасности районов освоения.
Девятый принцип – обеспечивать постоянное развитие и повышение социально-экономической эффективности отраслей сельского хозяйства и промыслов коренных малочисленных народов Севера Сибири и их успешное социально-экономическое развитие.
Реализация предлагаемых и изложенных выше стратегических принципов обеспечивает реальное управление процессами формирования необходимых перспективных продовольственных систем этих регионов и обеспечивает максимально интенсивное и ускоренное наращивание объемов собственного производства агропродукции и продовольствия, в первую очередь импортозамещающих и конкурентоспособных отраслей, наращивания мощности собственных индустриальных, инновационных продовольственных систем и вытеснения ими зарубежных конкурентов на внутреннем рынке продовольствия и реальную, полную продовольственную безопасность регионов РОСАС.
Для реализации в практике хозяйственной деятельности исследуемых продовольственных систем РОСАС вышеизложенных девяти основополагающих принципов агропродовольственной политики эти принципы необходимо развернуть, раскрыть и конкретизировать через системы конкретных приоритетных направлений преобразований или трансформаций современной агропродовольственной экономики в перспективные продовольственные системы этих регионов. Эти крупные системные трансформации и преобразования должны обеспечить выход нашего, сибирского агро- и продовольственного производства на качественно новый, на 5?6 индустриальный технологический уровень, и обеспечить его высочайшую эффективность и конкурентоспособность на всех рынках. Они должны проводиться по следующим нескольким направлениям и уровням производства:
1. Трансформация специализации производства по отраслям и внутри отраслей, то есть перестройка отраслей и внутри отраслей, сдвиги приоритетов в развитии между ними, изменение пропорций между отраслями, их значимости и первоочередности. Это актуально как для местного, северного агропроизводства, так и для тыловых баз.
2. Трансформация размещения отраслей производства агропродукции и продовольствия в местном сельском хозяйстве и по тыловым продовольственным базам, а также по территориям и регионам поставщикам продовольствия Сибирского, Уральского регионов для РОСАС и Арктики.
3. Полная трансформация и перестройка материально-технической и технологической базы систем агропроизводства и продовольствия, их индустриализация и переход на качественно новый, на 5-й и 6-й индустриальный технологический уровень систем производства агропродукции, продовольствия, их переработки и систем обеспечения продовольствием, доставки, переработки и хранения, реализации и др. [4].
4. Полная трансформация системы закупок и завоза продовольствия в эти регионы на основе формирования собственных закупочных организаций, торговых сетей и систем доставки, хранения и создания своих транспортно-логистических центров формируемых собственных продовольственных систем регионов РОСАС. Эти трансформации первоочередные и необходимы в целом для всех продовольственных систем РОСАС, как для местного сельского хозяйства, так и для их тыловых продовольственных баз.
Кроме того, несомненно, необходимы и другие значительные трансформации в сферах переработки, обеспечения продовольствием, социальном секторе сельских территорий этих регионов и др. Реализацию предлагаемой новой продовольственной политики и ее принципов в практической, хозяйственной деятельности сельского хозяйства и продовольственных систем этих регионов необходимо осуществить и реализовать в формировании целостной системы правовых (законодательных), экономических и организационных механизмов, структурной трансформации и инновационного развития аграрной экономики и экономики продовольственной базы в целом для РОСАС.
Изложенная выше новая парадигма и реализация ее стратегических принципов в новой аграрной и продовольственной политике для РОСАС формирует и обеспечивает реальную и полную продовольственную безопасность регионов РОСАС и в целом Сибирского и Уральского федеральных округов – этой огромной и промышленно мощной территории Российской Федерации, имеющей большое значение для всей экономики страны. Она позволяет решать в этих регионах самые крупные экономические задачи и проекты всей страны от формирования новейших наукоемких перспективных отраслей РФ до решения главных социально-экономических задач выхода на новый качественный уровень жизни всего населения России.
Библиографическая ссылка
Щевьев А.Н., Зяблицева И.В., Стрижкова Е.В. НОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СИСТЕМ РАЙОНОВ ОСВОЕНИЯ, СЕВЕРА И АРКТИКИ СИБИРИ, В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 1-1. – С. 225-229;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39822 (дата обращения: 14.10.2024).