Международная миграция сегодня рассматривается как значимая сила, влияющая на социокультурные, демографические, политические и экономические процессы в обществе. Вопросы формирования концепций регулирования миграции в соответствии с политическими, социокультурными и этическими критериями территорий являются актуальными и отображены в качестве приоритетных направлений развития национальных проектов Российской Федерации [1]. Однако влияние миграции как действенного фактора социальной динамики современного общества, развития экономических, политических, демографических и социокультурных процессов до сих пор остается крайне мало изученным. Новые направления и формы миграционной мобильности населения, превратившейся в неотъемлемый и очень важный атрибут социальной реальности современного общества, ее масштабы, интенсивность актуализируют необходимость изучения концептуальных основ миграционных процессов [5].
В целом по стране наблюдается рост естественного миграционного прироста c естественной прибылью населения, т.е. число иностранных мигрантов, прибывших в страну, превышает число покинувших ее.
По данным Управления федеральной миграционной службы, естественный миграционный прирост населения в Российской Федерации на протяжении 2011–2014 гг. составляет около 300 тысяч человек в год [3, 4] (0,2 % от общего числа населения).
В декабре 2014 года авторами совместно с Управлением федеральной миграционной службы проводилось исследование, направленное на выявление и оценку влияния факторов, формирующих этнический бизнес в Российской Федерации [6]. В ходе исследования проводился опрос мигрантов.
Данное исследование является составной частью научно-исследовательской работы «Оценка влияния этнического предпринимательства на экономику в Российской Федерации».
В целях обеспечения репрезентативности выборки в опросе участвовали представители 11 национальностей: азербайджанцы, армяне, вьетнамцы, грузины, казахи, киргизы, китайцы, молдаване, таджики, узбеки, украинцы.
Собранные в ходе исследования данные позволяют сформировать социографический портрет современного мигранта.
Половозрастной состав. Гендерный баланс респондентов 82,6 % мужчин против 17,4 % женщин, при этом 54,3 % всех мужчин оказались в возрасте от 20 до 35 лет. В целом стоит отметить, что 100 % всех респондентов находятся в трудоспособном возрасте. Диаграмма половозрастной характеристики респондентов изображена на рис. 1.
Образование и профессия. 63 % опрошенных мигрантов имеют лишь среднее (школьное) образование. Низкий уровень образования нельзя обусловить возрастным составом, т.к. большинство респондентов находятся в возрасте от 20 до 35 лет. Для сравнения 23,4 % граждан РФ имеют высшее образование, 4,6 % – неполное высшее, 31,2 % среднее специальное и 5,6 % – среднее профессиональное. На рис. 2 изображен уровень образования в различных возрастных группах:
– Среднее образование.
– Среднее-специальное, среднее профессиональное.
– Высшее, ученая степень.
Уровень образования прямо коррелирует с профессиональными навыками. В связи с тем, что большинство респондентов имеют средний уровень образования, они не имеют определенной профессии и указывают в качестве нее место своей работы: продавец, строитель, рабочий. Отдельно необходимо выделить небольшую часть опрошенных мигрантов (8,7 %), которые в данный момент получают высшее образование, являются студентами. Однако данные респонденты после получения высшего образования не планируют трудоустраиваться в России и имеют единственной целью пребывания получение высшего образования. В дальнейшем данная часть мигрантов направится в свои страны для реализации на практике полученных знаний.
Рис. 1. Половозрастной состав
Рис. 2. Уровень образования по возрастным группам
Необходимо отметить, что образовательные мигранты достаточно хорошо интегрируются в российскую социальную среду, т.к. имеют возможности неформального общения. Трудовые же мигранты в силу отсутствия необходимых квалификационно-профессиональных навыков вынуждены обращаться за помощью в поиске работы к соотечественникам. Социальная замкнутость мигрантов внутри национальных диаспор формирует интровертное поведение, как в формальной, так и в неформальной среде, так как круг общения ограничивается представителями своей этнической группы.
Знание русского языка. Экспертный опрос, проводимый нами до основного опроса, выявил несколько важных факторов, затрудняющих поиск работы мигрантами, пребывающими на территории Российской Федерации. Данный фактор представляет собой недостаточное для ведения профессиональной деятельности знание русского языка. Опрос показал, что 63 % мигрантов свободно владеют устным и письменным русским языком (оценка осуществлялась мигрантами самостоятельно, на свой взгляд). Определенные сложности с владением русским языком выявились в группе специалистов со средним специальным образованием: 40 % из них оценили свое знание как слабое или указали на трудности. Однако в целом всего 13 % всех опрошенных указали слабый уровень знания русского языка.
Таким образом, существуют хорошие предпосылки для социализации трудовых мигрантов, однако недружелюбное окружение увеличивает барьеры между ними и обществом. Необходимо создание механизмов их социальной интеграции в российской среде, что приведет к росту уровня оседлости.
Семейное положение. Несмотря на то, что все опрошенные мигранты находятся в трудоспособном возрасте, всего 22 % из них состоят в браке. Данный результат можно объяснить тем, что миграция требует повышенной мобильности, что затруднительно осуществлять человеку с семьей. Сложности с местом проживания, детскими учреждениями, достойным обеспечением семьи влияют на решение переехать в другую страну.
При перекрестном анализе интересную корреляцию обнаружили показатели «Образование» и «Семейное положение». 60 % респондентов, имеющих среднее специальное или высшее образование, имеют семью и детей, в то время как 70 % респондентов, не имеющих профессионального образования, холосты / не замужем.
Вопрос социализации трудовых мигрантов еще более актуален для тех из них, кто состоит в браке. Опыт других стран, прилагавших усилия для интеграции мигрантов в свое общество, показывает, что уровень интеграции каждого последующего поколения мигрантов в среду резидентов растет в геометрической прогрессии. Дети мигрантов уже идентифицируют себя как граждане данной страны, приобретают более высокие коммуникационные навыки в обществе, а страну считают родиной. Вместе с тем социальные изменения в ментальности мигрантов также влияют на среду в целом, что насыщает общество. Общество само под влиянием этого процесса подвергается изменениям, которые несут в себе позитивные культурные характеристики.
Жилищные условия. Общеизвестен факт необходимости регистрации в Российской Федерации по месту проживания. Для иностранных мигрантов данная законодательная норма создает дополнительную трудность. Обычной практикой размещения при переезде в новую местность является аренда жилья. Однако спецификой российского рынка аренды недвижимости является крайнее нежелание владельцев жилья осуществлять временную регистрацию своих арендаторов. Причин здесь несколько: уход от налогообложения, уход от коммунальных платежей, а также боязнь возможных требований прав на жилье со стороны арендатора. Собственно подавляющее большинство владельцев жилой недвижимости предпочитают вообще не сдавать жилье иностранцам во избежание дополнительных проблем. В связи с этим проблема жилья весьма остро встает перед мигрантами. Половина всех респондентов в данный момент проживает в квартирах своих родственников или имеет собственное жилье. Вторая половина жилье все же арендует, причем признается в больших сложностях, связанных с арендой. Рис. 3 отображает жилищные условия опрошенных респондентов:
– Проживаю в собственной квартире.
– Арендую жилье.
– Проживаю в квартире родственников.
– Другое (общежитие).
Обобщенный портрет мигранта. Исходя из вышеописанных характеристик, можно построить обобщенный портрет современного российского мигранта: это мужчина в возрасте от 20 до 35 лет, не имеющий профессионального образования и определенной профессии, свободно владеющий русским языком, не имеющий семьи, арендующий временное жилье. Обобщенный портрет указывает на низкие профессиональные качества современного мигранта, а также его осознанную жизненную позицию, связанную с мобильностью, достаточно легкими перемещениями из региона в регион (возможно, из страны в страну), нежеланием закрепляться на определенной территории, взглядами на текущее положение как временное, без усилий изменить существующее положение.
Рис. 3. Жилищные условия
Вопрос социальной интеграции мигрантов в российской среде очень важен, так как самоизоляция национальных диаспор ведет к росту этнического предпринимательства и формированию этнических картелей в отдельных отраслях экономики. Особенности функционирования этнических картелей затрудняют рыночные механизмы и формирование эффективных стратегий социально-экономического развития территорий.
Задачей государственных и негосударственных организаций, занимающихся решением социальных проблем современного общества, является повышенная концентрация внимания на социализации мигрантов, особенно вновь прибывших, находящихся на этапе вхождения в новую среду.
Политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. В силу этого общество должно быть открыто для множества точек зрения и культур, то есть обладать признаками плюрализма и мультикультурализма [7].
В последние годы политика Российской Федерации обратила свое внимание на проблемы миграции, которая является важным компонентом демографического, социального, политического и экономического развития страны. Трудовая миграция компенсирует демографические потери, дефицит трудовых ресурсов в отдельных отраслях экономики.
В 2012 году была утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. Государство признало, что «переселение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития» [2].
Однако очевиден тот факт, что современный мигрант не соответствует потребностям страны, в связи с чем необходимо:
– развитие инфраструктуры интеграции мигрантов;
– развитие образовательной миграции;
– снижение административных барьеров для осуществления трудовой деятельности мигрантами;
– продолжать программу переселения соотечественников из-за рубежа;
– привлекать инвесторов и предпринимателей из-за рубежа для осуществления деятельности в РФ;
– развивать и поощрять международные научные проекты, привлекать для научной работы в РФ зарубежных ученых;
– обратить внимание на проблемы эмиграции, особенно ее качественного состава.
Рецензенты:
Бурцева Т.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров;
Беспятых В.И., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров.
Библиографическая ссылка
Эль-Сибаи Н.М. СОЦИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МИГРАНТА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-25. – С. 5689-5692;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38489 (дата обращения: 11.09.2024).