Европейский Союз является уникальной формой сотрудничества государств, в том числе и в вопросах применения новейших технологий идентификации, используемых в биометрических документах. Обеспечение безопасности документов, включая биометрические паспорта, является эффективным методом контроля и пресечения нелегальной миграции и предотвращения подделки документов, а также одним из основных условий формирования общего пространства внутренней безопасности России и ЕС. Данная тема является весьма актуальной, поскольку в условиях интенсивно углубляющихся интеграционных процессов в сочетании с развитием современных информационных технологий происходит и рост числа преступлений, связанных с подделкой документов, как на территории ЕС, так и в России. Так как Российская Федерация является стратегическим партнером государств ‒ членов ЕС, что закреплено соответствующими «дорожными картами», формирование общего пространства внутренней безопасности благоприятно и для РФ, и для ЕС. Создание «общего пространства» фактически означает установление союзнических отношений между партнерами. И хотя на сегодняшний день отношения России и ЕС вступили в фазу неопределенности и находятся в состоянии системного кризиса, повышение качества обеспечения безопасности документов с использованием биометрических систем идентификации личности является одним из приоритетных и перспективных направлений и задач развития сотрудничества для обеих сторон. Поскольку 2015 год стал временем интенсивного внедрения новых биометрических документов как в ЕС, так и в нашей стране, что отвечает общемировой тенденции, то выработка дальнейших направлений развития указанного сотрудничества является актуальной научно-практической задачей.
Государства ‒ члены ЕС разрабатывали различные подходы к обеспечению безопасности граждан с использованием современных технических средств и информационных носителей. Одним из них является повышение требований к документам, удостоверяющим личность, а также ряд нововведений с использованием новых технических возможностей, таких как биометрические данные.
В первую очередь проблема коснулась безопасности транспортных, а также государственных и межгосударственных систем – транспортных, визовых, таможенных, миграционных служб. Стремительное внедрение во многих странах мира биометрических систем идентификации личности для обеспечения правопорядка и общественной безопасности оказало влияние и на Европейский Союз. По примеру США, разрешивших въезд на свою территорию по биометрическим паспортам, страны ЕС также ввели в действие на своей территории биометрические паспорта – документы, удостоверяющие личность, с высокой степенью защиты содержащейся в них информации.
Основной отличительной особенностью биометрического паспорта нового образца является микрочип, представляющий собой микроэлектронный процессор, содержащий следующую биометрическую информацию:
1) фотография лица владельца;
2) цифровое изображение отпечатка указательных пальцев.
Кроме того, информация подтверждается цифровой подписью владельца [14].
Международная организация гражданской авиации впервые заявила о необходимости повышения требований к международным проездным документам в связи с недостаточной их защищенностью и выработала международные стандарты паспортно-визовых документов, изложенные в Приложении 9 «Упрощение формальностей» Чикагской конвенции, которым должны соответствовать заграничные паспорта во всем мире [4]. США, ЕС и ряд других стран полностью перешли на систему новых паспортов с 2015 года. С января 2015 года Россия также перешла на биометрические паспорта нового образца, отвечающие требованиям безопасности Международной организации гражданской авиации и стандартам ЕС.
Введению биометрических документов в ЕС предшествовала многолетняя работа. В итоговом документе 27-й Международной конференции комиссаров по защите персональных данных и неприкосновенности частной жизни в целях борьбы с международным терроризмом, а также для ускорения проведения пограничных проверок и паспортного контроля был затронут вопрос об использовании биометрических данных (отпечатков пальцев и снимков лица) в международных паспортах [15]. На этой основе Еврокомиссия разработала перечень биометрических данных, указываемых в визах, порядок получения вида на жительство для неграждан ЕС.
Согласно положениям, принятым Еврокомиссией, системы идентификации биометрических данных в зависимости от своего назначения делились на гражданскую идентификацию (системы Civil ID), а также дактилоскопические информационные системы – АДИС (AFIS). Криминалистические (полицейские) приложения требуют снятия отпечатков всех десяти пальцев, полученных простым прикладыванием, в то время как для гражданских систем идентификации было достаточно отпечатков всего двух пальцев. Человек прикладывает каждый палец к сканеру, который формирует его цифровое изображение [2]. Как граждане ЕС, так и иностранцы, желающие въехать на территорию Союза, должны пройти идентификацию 1800 характеристик лица, отпечатков пальцев. Вся необходимая информация находится в национальных базах данных SIS (ныне SIS II) каждой страны, а доступ в нее осуществляется через систему Visa Information System (Визовая Информационная Система – ВИС).
Согласно ст. 13 Визового кодекса, ходатайствующее о получении визы лицо должно предоставить в консульство соответствующего государства биометрические идентификаторы, включающие его фотографию и десять отпечатков пальцев, при соблюдении гарантий, предусмотренных Конвенцией Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, Хартией Европейского Союза об основных правах и Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка [12].
Аналогичные данные записаны в микрочипы на паспортах [1]. На основе опыта стран ЕС Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Гознаком был разработан новый образец заграничного паспорта гражданина РФ, отвечающего требованиям безопасности ИКАО и стандартам ЕС. Он был утвержден постановлением Правительства РФ № 687 от 18 ноября 2005 года (ред. от 09.08.2014) об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина РФ, дипломатического паспорта гражданина РФ и служебного паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащего электронные носители информации» [10]. В данном постановлении описана структура биометрического загранпаспорта, которая затем была дополнена изменениями, внесенными в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», разработанным и принятыми Указом Президента РФ от 29.12.2012 № 1709 «О паспорте гражданина РФ, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем на электронном носителе информации дополнительные биометрические персональные данные его владельца». Нововведением данного документа стали биометрические загранпаспорта, содержащие информацию об отпечатках пальцев [5]. Граждане РФ старше 12 лет помимо цифрового фотографирования подлежат сканированию папиллярных узоров указательных либо, в случае невозможности их сканирования, средних и безымянных пальцев рук. [8]
Изменения вступили в силу с 1 января 2015 года, а для дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – с 1 января 2016 года. Разница дат вступления закона в силу для указанных субъектов вызвана необходимостью докупить соответствующие виды сканеров отпечатков пальцев, произвести их монтаж и пусконаладочные работы, а также модернизировать информационно-техническую инфраструктуру. Технические возможности биометрического паспорта нового образца позволяют осуществить автоматическую идентификацию его владельца, защитить документ от подделки и от незаконного использования другими лицами [4].
В пояснительной записке «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» отмечено, что при разработке законопроекта учитывались опыт ряда государств Европейского Союза по включению в электронные носители информации проездных документов данных об отпечатках пальцев их владельцев, а также возраст лиц, подлежащих снятию отпечатков пальцев [14], что еще раз подчеркивает актуальность сотрудничества в сфере формирования общего пространства внутренней безопасности, одним из главных критериев которого является безопасность документов.
Безусловно, формирование общего пространства внутренней безопасности это сложный политико-правовой и интеграционный процесс, насчитывающий множество составляющих, и информационная безопасность документов лишь одна из них.
Россия улучшила безопасность паспортов и привела ее в соответствие с международными стандартами, разработанными ИКАО [11]. В Приложении 9 «Упрощение формальностей» Международной конвенции о гражданской авиации изложены требования к дорожным документам, включая заграничные паспорта. В соответствии с текстом Конвенции, ответственной за выработку стандартов данных документов является Международная организация гражданской авиации (ИКАО) [5]. Часть 1, тома 2, пункт 12.2 «Машиносчитываемых проездных документов» Международной организации гражданской авиации гласит: «Если государство выдачи решает предоставлять данные отпечатков пальцев в своих электронных паспортах, хранение изображения отпечатка пальца является обязательным для обеспечения глобальной интероперабельности между классами» [7].
При этом в ст. 9 новой редакции Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» указано, что данные сканирования пальцев рук сохраняются только на электронном носителе информации, и после выдачи паспорта удаляются из информационных систем выдавшего документ органа [8].
Таким образом, возникает явная правовая коллизия, и положения ст. 9 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» противоречат пункту 12.2 части 1 тома 2 «Машиносчитываемых проездных документов» Международной организации гражданской авиации в части, касающейся удаления информации об отпечатках пальцев с иных носителей кроме микрочипа самого загранпаспорта. А так как согласно статье 15 Конституции РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», следовательно, применяются нормы, принятые ИКАО [6].
Еще одной мировой тенденцией унификации процедур идентификации личности с использованием биометрических данных в проездных документах являются нововведения, связанные с ВИС. В настоящее время Визовая информационная система помимо стран ЕС работает в различных регионах мира и постепенно продолжает вводиться все в новых странах, в том числе и в России. ВИС начала появляться еще в 2002 году при переговорах о калининградском транзите. Данный процесс был запущен и продолжает развиваться, несмотря на углубление политического кризиса. «Введение новой системы не будет иметь никакого отношения к санкциям ЕС против России. ВИС разработана не только для России. Ее широкое применение началось в 2011 году – система действует уже на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Южной Африке, Южной Америке, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Центральной Америке, Северной Америке, а также в странах Карибского бассейна и Океании. Эту систему следует рассматривать как часть тенденции в мировой визовой практике», – сказала Тове Эрнст, представитель еврокомиссара по внутренним делам Сесилии Мальмстрем [3]. И хотя сотрудничество больше выгодно ЕС с точки зрения сдерживания наплыва преступности в Евросоюз, формирование общего пространства внутренней безопасности по-прежнему благоприятно и для РФ, и для ЕС.
Как заявил глава представительства ЕС в России Вигаудас Ушацкас, внедрение ВИС в России ожидается в течение ближайших шести месяцев. Это означает необходимость предоставления биометрических данных при обращении за шенгенской визой российскими гражданами – цветной фотографии и отпечатков десяти пальцев. По его словам, эта система позволит перевести процесс получения визы в режим онлайн [13]. Биометрические данные планируется собирать при первичной подаче заявления на получение визы. Они будут храниться 5 лет, а затем копироваться. Кроме того, биометрия будет лучше защищать заявителей от незаконного использования личных данных [3].
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что использование биометрических систем в документах обеспечивает высокую степень защиты личных данных, высокую скорость считывания информации и автоматической идентификации личности владельца, обеспечивает информационную безопасность, успешно содействующую борьбе с транснациональной и трансграничной преступностью и охране границ. И хотя внедрение данных технологий является на сегодняшний день общемировой тенденцией, Россия руководствовалась именно опытом Евросоюза как уникального в своем роде объединения государств, в том числе и в вопросах охраны границ. В частности Шенгенские достижения доказали на практике свою эффективность и являются одним из центральных элементов пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС. И остается надеяться, что политический кризис не отразится на сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности граждан и формировании пространства внутренней безопасности.
По нашему мнению, следует продолжать взаимовыгодное сотрудничество между Россией и ЕС в борьбе с мошенничеством с использованием личных документов и нелегальной миграцией. Дальнейшее внедрение новейших биометрических технологий улучшит качество жизни многим гражданам обеих сторон, совершающим поездки. Совместные механизмы и более продвинутое сотрудничество в правоохранительной сфере позволили бы повысить уровень безопасности граждан.
Европейский Союз является продвинутой формой сотрудничества государств, в том числе и в вопросах обеспечения информационной безопасности, что доказывают успешно функционирующие в рамках Шенгенского пространства крупнейшие единые информационные системы – ШИС и ВИС, являющиеся основой обеспечения информационной безопасности ЕС. Благодаря им Евросоюз так же эффективно противодействует незаконной миграции и часто связанной с ней или с иным мошенничеством подделкой документов.
Поскольку в рамках ЕС эффективное использование биометрических и информационных систем осуществляется именно в комплексе, создание российской части Шенгенской информационной системы позволило бы более эффективно поддерживать информационную безопасность и оперативно противодействовать преступности на территории Российской Федерации, а также транснациональной преступности. А ее функционирование совместно с российской ВИС увеличило бы объем данных, поступающих в российскую ШИС, и способствовало бы более быстрому и прогрессивному ее развитию.
Рецензенты:Шурухнов Н.Г., д.ю.н., профессор кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин, Московский гуманитарный университет, г. Москва;
Крючкова Е.А., д.ю.н., профессор кафедры гражданского права, Саратовский государственный университет, г. Саратов.
Работа поступила в редакцию 02.03.2015.
Библиографическая ссылка
Кочеткова О.В. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-5. – С. 1118-1122;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36995 (дата обращения: 07.12.2024).