Экономика – это сложная социально-экономическая система, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем, социальных и экономических институтов. Под воздействием технологических революций экономические системы развиваются. Усложняются уже существующие отрасли, появляются принципиально новые, что приводит к структурным сдвигам в экономике. В результате подобной трансформации экономическая система может как перейти на более качественный этап развития, так и деградировать.
Примером отрицательного влияния структурных сдвигов на развитие социально-экономической системы являются изменения в экономике России 90-х годов. В результате проведённых реформ изменилась структура всего производства. В 1990 г. сырьевой сектор достиг 30,6 % объёма ВВП, в 1995 г. – 47,1 %, в то время как в 1985 г. в США, в Западной Европе и в Японии этот показатель был на уровне 11–12 % [1, с. 3] и с тех пор существенно не менялся. В результате проведённых реформ имел место регресс материально-производственной базы. Если коэффициент обновления основных фондов нефтедобывающей промышленности в 1970–1985 гг. составлял 11–12,5 %, то в 1998 г. уже 1,7 %, а в 2000 г. – 2,9 %; в машиностроении и металлообработке в 1970 г. – 12,7 %, а в 1998 г. – 0,4 % и в 2000 г. – 0,7 %; в лёгкой промышленности: в 1970 г. – 10,2 %, а в 1999 г. – 0,3 %. За период 1990–1997 гг. падение производства в высокотехнологичных отраслях составило 50,4 %, что почти вдвое снизило долю добавленной стоимости в продукции машиностроения [2]. Произошло увеличение доли услуг с 37 % в 1980 г. до 49–51 % к концу 1990-х [6, с. 32]. А экономический рост 2000-х обеспечивался за счёт роста мировых цен на товары нефтегазового сектора.
Во избежание повторения подобного сценария необходимо оценивать структурные изменения, происходящие в экономике, и на их основе корректировать экономическую политику государства.
Непосредственно сама процедура проведения подобного вида диагностики не нова. Но современные подходы не в полной мере отражают те изменения, произошедшие в структуре экономики за последние десятилетия. Большинство концепций делает упор на усложнение сферы услуг, что является недостаточным для проведения качественного анализа.
Несомненно, сфера услуг в современном мире трансформируется, что прежде всего связано с развитием экономики знаний. В широком смысле слова экономика знаний – это экономика, в которой знания и инновации играют доминирующую роль в экономическом развитии [5, с. 116]. Впервые термин «экономика знаний» употребил Ф. Махлуп в своей книге «Производство и распространение знаний в США». Кроме того, он выделял специфический сектор услуг в структуре новой экономики. Данный сектор включал в себя пять основных групп:
1. Образование.
2. НИОКР.
3. Средства массовой информации (ИКТ).
4. Информационная техника.
5. Информационные услуги.
Другие экономисты также выделяют подобные сектора в структуре экономики. А. Фишер и К. Кларк предлагали рассматривать трехсекторную модель экономики, связывая перспективы общественного развития с третичным сектором (сферой услуг), который стал играть все большую роль в структуре экономики. Подобные взгляды подтверждаются статистически. Так, сфера услуг в России занимает около 60 %, что сопоставимо с развитыми странами: США – 79 %, Германия – 69 % [2]. Кроме того, увеличивается и количество занятых в данных секторах.
Д. Белл, развивая идеи Фишера и Кларка, дополнил модель ещё двумя секторами, а также уточнил, что ключевую роль играют не просто услуги, а именно отрасли интеллектуального характера, включающие в себя образование, здравоохранение и научно-исследовательскую деятельность.
В работах Дж. Зингельманна рассматривается уже шесть секторов, включающих в себя четыре сектора сферы услуг. М. Порат в своей работе «Информационная экономика» классифицирует четыре сектора, такие как сельское хозяйство, промышленность, сектор услуг и информационный сектор, т.е. сектор создания знаний.
Но, несмотря на все многообразие концепций и классификации секторов, необходимых для проведения структурного анализа социально-экономических систем, можно выделить общую особенность – основное внимание уделяется усложнению сферы услуг.
Как уже было отмечено, услуги, несомненно, играют важную роль в условиях современного уровня развития. Но необходимо отметить, что не все способствуют развитию, а лишь сектора экономики знаний. Так, несмотря на значительную долю сферы услуг (около 60 %) в структуре российской экономики, Россия находится лишь на 55 месте по индексу KEI (The Knowledge Economy Index – индекс экономики знаний) с показателем 5,78 (Германия – 8,90 (8 место), США – 8,77 (12 место)) [7].
Данное обстоятельство связано прежде всего с тем, что отрасли научно-исследовательского характера занимают лишь 1 % от общего объема, в то время как в США данный показатель достигает 9 %[1], а доля российских инвестиций в НИОКР практически в два раза меньше, чем в развитых странах.
Рис. 1. Динамика занятых в секторах экономики Германии 1800–2010 года [4, с. 31]
Динамика инвестиций в исследования и разработки [8]
1996 |
1998 |
2000 |
2002 |
2004 |
2006 |
2008 |
2010 |
2012 |
|
Россия |
0,97 |
0,95 |
1,05 |
1,25 |
1,15 |
1,07 |
1,04 |
1,13 |
1,12 |
США |
2,44 |
2,50 |
2,62 |
2,55 |
2,49 |
2,55 |
2,77 |
2,74 |
2,79 |
Германия |
2,20 |
2,28 |
2,47 |
2,50 |
2,50 |
2,54 |
2,69 |
2,80 |
2,92 |
Рис. 2. Взаимосвязь расходов на инвестиции в НИОКР и развития экономики знаний. График построен на основе данных Индекс экономики знаний. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – 2010.05.05 (последняя редакция: 2014.07.07). URL: http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info и Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – 2013.05.26 (последняя редакция: 2014.07.07). URL: http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info
Таким образом, сектор экономики знаний занимает одно из ключевых мест в структуре развитых социально-экономических систем, а рост данной отрасли способствует социально-экономическому развитию всей системы, что подтверждается корреляцией роста инвестиций в НИОКР и индекса KEI.
Но в этом контексте необходимо отметить один из ключевых моментов. Решающее значение играет не просто производство знаний, а их коммерциализация и трансформация в инновации. Именно внедрение инноваций в промышленное производство способствует повышению как прибыли предприятия, так и конкурентоспособности экономики в целом.
Инновации выступают тем замыкающим контуром, который заставляет двигаться все компоненты экономики знаний и приводит в конечном счёте к экономическому росту и изменениям качества жизни [5, с. 129]. Так, доля продукции высокотехнологичного сектора в экономике Германии занимает 20 %, Франции – 11 %, Норвегии – 8 %, Японии – 15 % [9]. Доля экспорта высокотехнологичной продукции с каждым годом повышается. За последние 25 лет доля высокотехнологичного экспорта Германии увеличилась на 14 %, Франции – 56 %, а Норвегии – 58 % [9].
В результате внедрения инноваций в производственный процесс отрасли традиционной промышленности трансформируются в отрасли инновационного производства. Кроме того, происходит развитие не только традиционных отраслей, но и появляются принципиально новые. Подобные изменения в подсистеме промышленного производства, несомненно, должны быть отражены в структуре экономики знаний.
В существующих же теориях промышленное производство рассматривается лишь в двух отраслях: первичный сектор, включающий в себя отрасли сельского хозяйства и добывающей промышленности, и вторичный сектор – обрабатывающая промышленность. Изменения, происходящие в производстве под влиянием экономики знаний, никак не фиксируются.
Оптимальным же является выделение в отдельный сектор отраслей инновационного производства, развитие которого будет свидетельствовать о становлении экономики знаний. Таким образом, в рамках уже существующей структуры экономики, предложенной Д. Беллом, оптимальным является выделение дополнительного сектора – инновационного производства.
Так, первый сектор объединяет в себе отрасли сельского хозяйства и добывающей промышленности. Второй сектор – традиционные отрасли обрабатывающей промышленности. Третий – отрасли инновационной промышленности. Причем под инновационным производством понимается процесс, в основе которого лежит использование новых знаний (или новое использование знаний), воплощённых в технологии, know-how, новых комбинациях производственных факторов, новой структуре организации и управления производством, позволяющих получить дополнительную ренту и различного рода преимущества перед конкурентами. Основная особенность инновационного производства, отличающего его от традиционного, заключается в использовании и внедрении в производственный процесс результатов деятельности отраслей интеллектуально-исследовательского характера.
Четвертый, пятый и шестой сектора объединяют отрасли, относящиеся к услугам, такие как традиционные виды услуг (торговля, операции с недвижимостью, коммунальные услуги), услуги научно-исследовательского характера, услуги, направленные на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение).
Основное отличие предложенной модели от уже существующих заключается в выделении отраслей инновационного производства в отдельную категорию. Причем наличие и рост данного сектора совместно с развитием услуг научно-исследовательского характера свидетельствует о становлении экономики знаний, что в свою очередь означает качественное развитие всей системы.
Появление в структуре экономики сектора инновационного производства возможно в результате качественного развития экономической системы. Так, отрасли обрабатывающей промышленности, используя в процессе производства достижения науки, коммерциализируя инновации, постепенно переходят в разряд инновационных. В результате социально-экономическое развитие и рост экономики знаний приводит к сокращению доли второго сектора и увеличению третьего.
Подобный подход позволяет провести более качественный анализ структурных изменений, что позволяет сделать вывод об уровне трансформации всей экономической системы и скорректировать негативные изменения в её развитии. Выделение инновационного сектора в структуре позволяет не только проанализировать изменения сферы услуг, но и в промышленном производстве, избежать перекосов структурного развития.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Обеспечение доступности высшего образования и повышение его качества в условиях инновационных преобразований в России), проект № 14-32-01043а1.
Рецензенты:Нехорошев Ю.С., д.э.н., профессор, профессор-консультант кафедры экономики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск;
Гасанов М.А., д.э.н., профессор кафедры экономики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.
Работа поступила в редакцию 02.03.2015.
[1] Рассчитано автором на основе данных Организации экономического содружества и развития STAN Database Stuctural Analysis // OECD.StatExtract. 2014. [URL]: http://stats.oecd.org/index.aspx?queryid=38899 (дата обращения 12.09.2014)
Библиографическая ссылка
Лазарчук Е.В. СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-5. – С. 1023-1026;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36976 (дата обращения: 15.10.2024).