Постоянный интерес психологической науки к развитию личности в период ранней юности обусловлен тем, что именно в этом возрасте формируются личностные новообразования, в значительной мере определяющие дальнейший жизненный путь человека. Юношеский возраст характеризуется существенными преобразованиями личностных пространств: становлением «Я-концепции», формированием устойчивого самоотношения, поисками смыслов и ценностей, самопроекцией в будущее и переоценкой субъектного опыта, тенденцией к рефлексивному и интимно-личностному общению, необходимостью принятия внутреннего и внешнего миров.
Понять законы функционирования креативной личности в образовательном пространстве позволяет системный подход, в котором особенности личностного функционирования креативной личности в учебном процессе рассматриваются как эталон актуализации онтологической сущности индивида, ее социализации.
Накапливание и творческое использование знаний – деятельность, требующая максимальных затрат энергии. Поглощение информации и эмоциональное ее отреагирование – деятельность, требующая меньших затрат энергии. Креативная личность имеет избыток психической энергии и у нее нет другого выхода, кроме как максимально тратить ее для снижения внутриличностного напряжения. В.А. Петровский, обращаясь к проблеме развития личности, предлагает содержательное описание атрибутивных характеристик субъектности человека. К таким характеристикам он относит целеполагание, свободу, целостность и развитие. Таким образом, развитие является одной из основных характеристик субъектности [7].
Основной задачей развития юношей и девушек является необходимость самоопределения (личностного, профессионального, жизненного), осмысления путей и возможностей самореализации. Потребность в самореализации проявляется в стремлении к самосовершенствованию, в интенции к развитию. Перечисленные выше преобразования личностных пространств определяют развитие личности в период ранней юности.
«Образ Я» иногда называют «понятием Я» или «Я-концепцией». Это сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Формирование «Я» осуществляется на основе деятельности, воспитания и самовоспитания, освоения социального опыта, памяти.
В отечественной психологической науке личностное развитие (личностный рост) рассматривается преимущественно в контексте характеристик жизненного пути человека, наличия или отсутствия позиции субъекта своей жизни. В качестве основного критерия развития личности выделяется развитие субъектности, которое включает в себя стремление к развитию, к «движению вверх», осмысленность существования, веру в себя и доверие к бытию, творческий характер жизнедеятельности и возможность выхода за рамки, обусловленные ситуацией, свободу, целостность и др. Развитие личности также определяется как результат и предпосылка поступков и деяний человека [5].
Критерии личностного роста являются предметом осмысления зарубежных исследователей. Проведенный нами анализ ряда работ позволил выделить в качестве критериев личностного роста следующие: целостность, свобода, открытость (честность, искренность), самость, осмысленность, осознанность, самопонимание, самопринятие, любовь, доверие, а также социальная интегрированность и конструктивное овладение средой [5]. Наиболее полно концепция личностного роста представлена в работах К. Роджерса. Им выделяются интраперсональные (принятие себя, открытость внутреннему опыту, самопонимание, ответственная свобода, целостность и динамичность) и интерперсональные (принятие, понимание, социализированность, творческая адаптивность) критерии [8].
В отечественной психологии исследователи акцентировали внимание на выделении задач развития в период юношеского возраста, на характеристике качественных изменений в сфере общения, на особенностях интеллектуального развития, а также на проблемах юношеского возраста, связанных с необходимостью самоопределения.
Важнейшую характеристику каждого этапа онтогенетического развития человека составляют новообразования, результирующие задачи развития человека в данный возрастной период. При этом центральными являются личностные новообразования (Л.И. Божович):
– формирование «Я-концепции» и развитие самосознания, становление идентичности;
– осознанное стремление к самореализации и готовность к самоопределению, самопроекция в будущее и формирование основных жизненных позиций;
– существенные преобразования личностных пространств, качественные изменения в системе личных отношений, развитие саморефлексии, начало периода жизнеутверждения, необходимость и возможность принятия внешнего и внутреннего миров;
– формирование личностных позиций, ценностных ориентаций, жизненных целей и планов [4].
В качестве основного новообразования выступает изменение личностных пространств, формирование «Я-концепции», становление самосознания.
В юношеском возрасте личностное пространство существенно расширяется и преобразуется в связи с расширением сфер проявления индивидуального бытия. Особо актуализируются в юношеском возрасте процессы смыслообразования, формирование внутренних позиций (личностной, нравственной, гражданской и т.п.).
Важное место в структуре «Я-концепции» занимает эталон личности. В юном возрасте он оказывает существенное влияние на построение жизненных планов. Эталоны личностей, сформировавшиеся в сознании человека, – это важный элемент, опосредующий оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами осуществляемой деятельности.
В разрабатывавшейся А.Г. Асмоловым структуре детерминации развития личности важное место занимает целевая установка на формирование определенного личностного качества, иными словами эталон, обеспечивающий содержательно-смысловую направленность формирования в ситуации саморазвития [2].
Проблема дистанции между «образом Я» и реализацией рассматривается исследователем в качестве причины как энергетизации развития личности, так и личностных дисгармоний (при слишком большом расхождении). Взаимодействие социально-психологического эталона и «образа Я» находит свое выражение во взаимоуподоблении, механизме проецирования, предполагающем, что познающий субъект может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.
В психологических исследованиях убедительно показано, что некоторые методы современной психологической практики в образовательном пространстве диссоциируют с принципом развития психики. В результате многие индивиды уходят в состояние неудовлетворения и испытывают негативизм к различным методам воздействия, с помощью которых осуществляется воздействие на личность студента.
Мы учитывали положение отечественной психологии, что креативные личности представляют собой источник прогресса человечества (Д.Б. Богоявленская) [3].
Развитие креативности личности повышает способность к ассимиляции новой информации, не дает возможности кристаллизации ранее сформированных когнитивно-поведенческих матриц, нарастанию активной психической деятельности. Воспринимаемая информация, потребность в которой в результате увеличения способности к ее усвоению существенно повышается, приводит к перестройке системы операторных действий и мировоззрения личности. Повышается ее личностный и адаптивный потенциал, что составляет креативные ресурсы личности.
Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:
а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;
б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.
В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Подобного рода адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности [5].
Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Это второе, более специфическое понимание социально-психической адаптации личности представляет значительный интерес для нас, поскольку в нем содержится идея активности личности, творческом и целеустремленном, преобразующем характере ее социальной активности.
Наиболее целостную концепцию личностного развития и его критериев предложил К. Роджерс. Его исходная позиция веры в природу человека, в созидающее начало в каждом вывела на то, что в качестве главной движущей силы выступает стремление к эффективному росту индивида. Стремление к личностному росту определяется им как тенденция к актуализации [8].
В отечественной психологии термин «личностный рост» стал употребляться сравнительно недавно. Однако вопросы развития личности находятся в центре внимания отечественных исследователей.
Эффективный личностный рост возможен при наличии двух основных условий: включения в систему помогающих отношений (принятие другого) и принятие самого себя. При помогающих отношениях человек изменяется и на сознательном уровне и на более глубинном уровне своей личности. Эти отношения должны содержать такие элементы, как принятие, эмпатия и психологическая свобода. Только тогда могут быть достигнуты такие отношения с другим человеком, который может чувствовать изменения и будет конструктивно развиваться. В таких отношениях индивид становится более цельным, более действенным; у него изменяется восприятие себя; он более реально оценивает себя; он более уверен в себе; лучше владеет собой; на него меньше действует стресс; он становится более зрелым в поведении; у него меньше защитных реакций; он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации. Таким образом, в той степени, в какой одна из сторон личных отношений создает эту атмосферу, другой становится более гибким и открытым к соответствующим отношениям [5].
Тенденция к росту (побуждение к самоактуализации), выступая в качестве движущей силы жизни, существует в каждом человеке. Это то стремление, которое присутствует во всей органической и человеческой жизни. Однако оно может быть наглухо закрыто слоями психологических защит, отрицающими его существование. К.А. Абульханова-Славская подчеркивала, что изменение человека, его личности не всегда происходит как развитие. Принятие самого себя и возможность показать это другому человеку помогают понять, что было нарушено в межличностных отношениях, и вывести их на конструктивный путь разрешения. Это значит, что если человек способствует личностному росту другого или других в отношениях с ним, то он и сам растет [1].
Развивая творческое мышление и креативность личности студентов в вузе, мы руководствовались рядом основополагающих методологических принципов построения тренинговых занятий на экономическом факультете, факультете международных отношений, менеджмента в образовании. Принципы развития, проблемности, диалогичности позволили выстроить серию формирующего эксперимента, таким образом, чтобы последовательно развивать важные составляющие креативности личности: коммуникативность, невербальную продуктивность, формирование адекватной самооценки и толерантности в различных ее аспектах, а также развитие смелого уверенного поведения в различных ситуациях социального взаимодействия [5].
Основу целеполагания составляет процесс познания юношей и девушкой спонтанно складывающихся в ходе его действия образов возможного будущего. В субъективном плане «образ возможного» дан человеку в переживании «Я могу». Это переживание непосредственно переходит в действие в случае отсутствия сопоставимого по силе противодействия.
Креативная деятельность представляеет собой особый акт целеполагания, направленный на самого человека как на причину изменений, привносимых в мир. Такое целеполагание выступает как самополагание. Момент свободы выступает явственно при проявлении активной неадаптивности человека, когда он предпочитает действия с непредрешенным исходом. Активно выходя в область непредрешенного, человек принимает на себя ответственность за исход, проявляя тем самым свою «причинность» в качестве субъекта действия. В актах соотнесения задуманного и осуществленного рождается «рефлексивное Я».
Целостность заключается в переживании самотождественности человека в моменты выхода за границы предустановленного. В.А. Петровский пишет, что единство между различными гранями бытия человека достигается тем, что в актах самоосуществления он свободен от стандартных решений и поведенческих стереотипов, которые могут противостоять друг другу. Выходя за границы изведанного и предрешенного, он как бы оказывается на «ничьей» земле, которая со временем становится достоянием всех [7].
По мнению В.А. Петровского, человек развивается как личность через свою идеальную представленность и «продолженность» в другом человеке. Таким образом, развитие совершается во внутреннем пространстве личности. Сущностное в личности человека (быть первопричиной активности) вступает в противоречие с существованием (быть отраженным в других людях и в себе самом). В порождении себя как субъекта совершается развитие личности, самодвижение человека как субъекта активности.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, рассматривая развитие личности прежде всего как развитие ее духовности, отмечают, что символы человеческой реальности («внутренний мир», «субъективность», «самость» и др.) в научной отечественной психологии «избегались». В настоящее время происходит экспансия психологии к этому полюсу – к изучению форм духовного бытия человека. Духовность бытия придает смысл жизни отдельному человеку. Духовное бытие существует там, где начинается свобода человека от всякой поглощенности, от оккупации своей собственной самостью. Общим принципом существования человеческой реальности является субъективность, которая обнаруживает себя в способности человека встать в практические отношения к своей жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии [9].
Проведенный нами сопоставительный анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме личностного развития (личностного роста) и формирования «образа Я» позволил выделить критерии, которые выделяются как отечественными, так и зарубежными психологами. К таким критериям относятся: целостность, потребность в развитии и самоактуализация, стремление к обретению смысла жизни, творческая активность, свобода, позиция субъекта жизни (чувство «хозяина жизни», ответственность за свою судьбу). Однако содержательное наполнение перечисленных критериев зачастую имеет принципиальные отличия.
В частности, существует различное наполнение общеупотребимых терминов. Так, «свобода» понимается по-разному: как свобода от внешней заданности, причинности, следование внутренним сигналам, выражение самости (Ф. Перлз, К. Роджерс) и как свобода от поглощения самостью, являющаяся необходимым условием духовного бытия (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Творчество понимается как творческая активность при овладении жизненными ситуациями и необходимости адаптации к миру в концепциях зарубежных психологов. Отечественные исследователи видят проявление творчества не только в активном, творческом овладении ситуацией, но и в возможности выхода за ее пределы в актах неадаптивной активности (В.А. Петровский) [5].
Идея саморазвития и самореализации является центральной или по крайней мере чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Потребность в самореализации есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея «самости» (самореализации, саморазвития, самосовершенствования) занимает центральное место в гуманистической психологии (А. Маслоу), которая считается одним из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики [6].
Проделанный нами анализ позволяет утверждать, что в отечественной и зарубежной психологической науке представление об общей системе детерминант развития креативности личности и формирования «образа Я» в юношеском возрасте намного расширилось и усложнилось: увеличилось число уровней и измерений системы, возросло многообразие связей между причинами, условиями и факторами, предпосылками. Это позволило нам провести специальное исследование по организации вузовского учебного процесса с применением креативных тренинговых технологий [5].
Рецензенты:
Волков А.А., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой андрагогики, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь;
Соловьева О.В., д.псх.н., профессор кафедры дефектологии, Институт образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
Работа поступила в редакцию 27.12.2014.
Библиографическая ссылка
Голубова В.М., Масленников А.А. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО «ОБРАЗА Я» В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-8. – С. 1775-1779;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36440 (дата обращения: 21.11.2024).