Современный рост экстремистских настроений и связанного с ними киберэктремизма обусловлены сразу несколькими процессами: интенсификацией миграции, разрушением системы воспитания толерантности и патриотичности в школе и семье, геополитическими процессами современности («Украинский кризис»). Все это подталкивает часть общества (прежде всего подростков и молодёжь) к приобщению к крайним политическим, социальным, религиозным и этническим взглядам. Другая же часть общества должна уметь реагировать на всплеск экстремистских настроений, в том числе вводя превентивные меры.
В этом вопросе в отношении разработки этих мер, в частности в специальной подготовке будущих педагогических кадров, важную роль играет система профессионального образования. При этом в рамках компетентностного подхода принципиальным является выбор схемы управления образовательным процессом. Как известно, в системном анализе таких типовых схем три: замкнутое управление, управление по обратной связи, управление по возмущению.
В рамках современной социальной среды и рассматриваемой проблемы первые две схемы не могут обеспечить должного управления образовательным процессом по причинам отсутствия либо опосредованного учета изменчивости среды и влияния внешних факторов при выработке управляющего воздействия.
Единственной результативной схемой в условиях современной системы образования и внешней по отношению к ней социальной среде является схема управления по возмущению. Это касается и вопросов превенции киберэкстремизма. Киберэкстремизм как новая форма экстремизма, использующая для достижения своих целей компьютеры и электронные сети, современные коммуникационные технологии, по своему механизму, способам реализации и сокрытия имеет определенную специфику, в частности характеризуется высоким уровнем латентности и низким уровнем раскрываемости. Проблема молодежного экстремизма в России при сегодняшних темпах его развития может занять в ближайшем будущем одно из лидирующих мест среди негативных социальных явлений.
Само по себе понятие киберэкстремизма достаточно транспонентно и может быть представлено следующими структурными компонентами:
1. Национальный (этнический) кибеэкстремизм.
2. Религиозный киберэкстремизм.
3. Политический киберэкстремизм.
Анализ внешней среды: нормативной базы и социальной реальности в рамках этих трех компонент необходим для выработки адекватного управляющего воздействия.
Так, согласно исследованию [1], несмотря на некоторый рост экстремистских настроений в обществе в целом, он по-прежнему остаётся проблемой столичных городов и национальных республик. Наиболее ярко выраженным является национальный экстремизм. При этом чем старше молодой человек, тем он становится терпимее. Школа не справляется с патриотическим воспитанием, а доверие государству невысоко. Разные этнические группы вызывают у молодёжи разного пола, возраста и места жительства, достатка скорее безразличие, чем агрессию. Наименьшей терпимостью к другим этносам, религиям характеризуется группа молодёжи 14–17 лет, а наиболее терпимой является старшая, самостоятельная молодёжь.
Данные этого же исследования свидетельствуют, что при сохранении влияния телевидения оно постепенно уступает место Интернету. При этом все менее продуктивным является информационное влияние учителей, преподавателей, родителей. Возрастание влияния сети Интернет в процессе эскалации экстремистских проявлений усиливает значение контроля и превентивных мер. Это сразу актуализирует три аспекта жизнедеятельности в информационном обществе: нормативно-правовой, этический и технологический.
Будущий учитель должен разбираться в вопросах законодательства и права, связанных c киберэкстремизмом, а также следить за законодательными новациями в данной области. К примеру, такой новацией стало принятие в Российской Федерации ФЗ «О черных списках сети Интернет», направленного на установление действенного механизма контроля доступа к запрещенным на территории Российской Федерации сайтам сети Интернет, содержащим информацию, которая может оказать негативное воздействие на несовершеннолетних, в том числе сайтам, распространяющим информацию, запрещенную на территории Российской Федерации [6].
Вопросы, связанные с этикой и поведением в сети, также являются насущными. Не секрет, что большинство несовершеннолетних пользователей являются пользователями социальных сетей. Родительский контроль здесь весьма посредственен, а воспитание «чувства меры» и критического отношения к информации весьма важно. При этом знакомство с технологическими приемами ограничения нежелательного информационного воздействия в сети может продемонстрировать далеко не каждый взрослый. Система образования должна предоставлять свое видение на решение этих проблем при подготовке педагогических кадров.
Подобный анализ важен для построения адекватной компетентностной модели, реализуемой в вузе относительно его месторасположения, а также для учета национально-религиозных и психовозрастных особенностей контингента обучаемых.
При этом реализуемый в настоящее время компетентностный подход дает возможность изменять требования к образовательному процессу адекватно возмущению от внешней среды.
Данный подход определяет требования к формулированию результатов образования через реализацию следующих принципов: многофункциональности, т.е. компетентность не может быть охарактеризована одним умением или качеством личности, она представляет собой способность к решению совокупности задач; диагностичности, т.е. ориентации на достижение измеримого по уровню результата, проявляющегося в мотивах, поведении и мышлении и пр.; комплексности, т.е. учет как образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний; междисциплинарности, формирование компетентности осуществляется в рамках дисциплин разных областей науки и образования.
Учитывая первое требование, дальнейшую разработку содержания компетенций в области профилактики и противодействия идеологии киберэкстремизма будущего учителя можно провести по следующим содержательным компонентам: когнитивный компонент (оперирование общими знаниями о киберэкстремизме, знание и понимание нормативно-правовых основ); мотивационно-ценностные ориентации (принятие моральных норм и ценностей, демонстрация их следованию); методическая культура (готовность к разработке методов и средств воспитательного процесса по вопросам предупреждения влияния киберэкстремизма, организация безопасного информационно-образовательного пространства); культурологические качества (понимание чуждых традиций, верований, взглядов, демонстрация толерантности, приверженности культурным и этическим ценностям собственным примером); коммуникативные умения (критическое отношение к информации, способность избежать ее негативного воздействия, вовремя инициировать и закончить диалог).
Для учета требования диагностичности результатов образовательного процесса содержательное описание дескрипторов уровней можно осуществлять с опорой на ряд рамочных документов [1–5, 7–10]. Так, например, в проекте ЮНЕСКО «Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности» [7], в ходе которого определены ключевые навыки компетентного использования информации во всех ее формах, требования представлены в рамках медиа- и информационной грамотности. Дескрипторы представлены по уровням формального образования и обучения на протяжении жизни. В проекте [10] описаны требования к компетентности в области информационной безопасности педагогических кадров. Дескрипторы представлены в рамках порогового, базового и продвинутого уровней. В проекте [5] при разработке образовательной сетки квалификаций описаны требования к информационно-аналитическим и коммуникативным умениям, культурологическим качествам по уровням формального профессионального образования.
Исходя из дескрипторно-уровневого описания компетентности могут быть подобраны соответствующие диагностический инструментарий и методики оценки. Следует отметить, что отобранные исследования проведены на одной территориальной единице – это Урал и его отдельные области, что весьма важно в рамках рассматриваемой проблемы исследования.
Учитывая требования к комплексности формирования результатов обучения, совокупное применение указанных выше документов не покрывает всех аспектов и требований к компетентности будущего учителя в области профилактики и противодействия идеологии киберэкстремизма. Следует иметь в виду, что определение дескрипторов уровней – процедура не перманентная (вследствие сложности и изменчивости рассматриваемой проблемы) и должна опираться на новейшие исследования.
Следуя требованию междисциплинарности и в соответствии с учебным планом направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование» ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», были выделены дисциплины, в рамках которых особое внимание должно уделяться вопросам профилактики и противодействия идеологии киберэкстремизма.
Так, были предложены следующие дисциплины, в рамках которых должны быть рассмотрены следующие вопросы, связанные с превенцией национального экстремизма и киберкстремизма (таблица).
Освещение вопросов, связанных с национальным (этническим) экстремизмом и киберэкстремизмом, в рамках дисциплин учебного плана направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование»
Индекс |
Наименование |
Актуальные вопросы по рассмотрению тем, связанных с национальным (этническим) экстремизмом и киберэкстремизмом |
1 |
2 |
3 |
Б1.Б.1 |
История |
Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию: воспитанием уважительного отношения к представителям других конфессий, чувств патриотизма и интернационализма; принятие во внимание традиций и обычаев этносов; развитие и укрепление дружбы, опыта добрососедского и культурного сотрудничества народов; признание уникальности культурного наследия этнических групп; возрождение и развитие художественных народных промыслов и ремесел; сохранение этнических традиций и ценностей; возрождение этнического искусства |
1 |
2 |
3 |
Б1.Б.2 |
Философия |
Социально-философский аспект феномена экстремизма, его проявления во всех сферах жизни. Понятия молодежного киберэкстремизма, соотношение с терроризмом, радикализмом и сепаратизмом. Философские аспекты проблемы межэтнических отношений |
Б1.В.ОД.1 |
Мировая художественная культура |
Культурное и конфессиональное многообразие и единство жителей страны, история религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом. Проведение мероприятий по поддержке национальных культур |
Б1.В.ОД.2 |
Правоведение |
Уголовно-правовая характеристика киберэкстремизма в России. Российское законодательство, направленное на противодействие экстремизму (статьи 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ и др.). Криминологическая характеристика экстремистской деятельности в молодежной среде. Взаимодействие с работниками правоохранительных органов по вопросам профилактики киберэкстремизма |
Б1.В.ОД.3 |
Социология |
Молодежные сообщества и субкультуры как институты трансляции экстремизма в обществе. Тенденции и социальные последствия молодежного экстремизма. Роль неформальных молодежных объединений и особенности проведения свободного времени в процессе десоциализации. Взаимодействие в управлении национальными отношениями. Взаимодействие как способ предотвращения конфликтов в национальных отношениях. Организация взаимодействия субъектов профилактики межэтнических конфликтов. Основные субъекты в профилактической деятельности, соотношение их целей и задач. Формы взаимодействия в профилактике межэтнических конфликтов |
Б1.В.ДВ.1.1 |
Культурология |
Укрепление межнационального единства, согласия и оптимизации взаимодействия между представителями различных культур. Основные подходы к организации взаимодействия национальных общественных объединений по профилактике межэтнических конфликтов. Проведение мероприятий по поддержке национальных культур |
Б1.В.ДВ.1.2 |
Политология |
Формирование системы взаимодействия с молодежными: национальными, религиозными, неформальными общественными объединениями на территории муниципального образования. Классификация экстремистских молодежных формирований политической направленности политическому экстремизму |
Б2.Б.1 |
Информационные технологии в образовании |
Использование ресурсов Интернет в обучении профилактике экстремизма. Феномен экстремизма в сети Интернет. Экстремизм как пространство коммуникации различных социально-демографических групп. Протестный электорат – «ворчащие он-лайн». Организационные ресурсы сети Интернет: блогосфера, социальные сети, форумы. Психология киберэкстремизма |
Б3.Б.1 |
Педагогика |
Механизмы взаимодействия с молодежными общественными организациями. Методика проведения мероприятий в образовательных учреждениях общего, среднего специального, дополнительного образования, учреждениях молодежной политики, культуры и спорта, направленных на формирование толерантности |
Б3.Б.2 |
Психология |
Психогенные особенности формирования личности, выступающие причиной или следствием экстремистского поведения, деформация жизненных ориентаций, приводящая молодых людей к экстремизму. Психология киберэкстремизма. Экстремизм как форма социальной девиации. Психология деструктивного поведения. Учет психологических факторов в проектировании профилактики экстремизма. Молодежный экстремизм, его признаки и особенности. Экстремизм как «неодобряемая» социализация. Разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности молодежи |
Б3.Б.4 |
Методика обучения информатике |
Освещение проблем профилактики экстремизма в СМИ. Организация работы с информационными потоками по профилактике экстремизма. Проведение мероприятий по профилактике воздействия киберэкстремизма |
1 |
2 |
3 |
Б5.П.2 |
Педагогическая практика |
Основные подходы к освещению проблем профилактики экстремизма в СМИ. Взаимодействие государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов, специалистов системы образования с работниками СМИ по вопросам профилактики экстремизма |
Более полная картина структурирования целей и содержательное наполнение вопросов, связанных с профилактикой и противодействием идеологии других видов киберэкстремизма – тема дальнейшей работы.
В заключение же хотелось бы отметить, что в условиях современного информационного общества повышается степень важности и актуальности воспитательной функции системы образования. Одной из первоочередных задач является совершенствование системы подготовки будущих педагогических кадров к новым реалиям современного мира.
Публикация выполнена в рамках работы над проектом РГНФ № 13-06-00156 «Подготовка педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии ки-
берэкстремизма среди молодежи».
Сайгушев Н.Я., д.п.н., профессор ка-
федры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск;
Гревцева Г.Я., д.п.н., профессор ка-
федры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусства», г. Челябинск.
Работа поступила в редакцию 19.12.2014.
Библиографическая ссылка
Курзаева Л.В., Чусавитина Г.Н. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ПРЕВЕНЦИИ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЦЕССУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-5. – С. 1078-1082;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36281 (дата обращения: 05.12.2024).