Изменения в возрастной структуре пациентов онкологической службы, которые связаны с постепенным увеличением доли людей пожилого и старческого возраста, отвечают демографическим процессам в странах с развитой экономикой. Постепенно увеличивающаяся средняя продолжительность жизни предполагает активные структурные изменения в образовательных программах как для врачей общей практики, так и для специалистов-онкологов. Такие изменения должны охватывать как общие вопросы облуживания пожилых пациентов, так и специфические особенности клинического осмотра пациента пожилого и старческого возраста, навыки дифференциальной диагностики старческой астении, гериатрических синдромов на фоне полиморбидности заболеваемости пожилого человека [1–4].
Для формирования верных образовательных целей крайне важным является определение общего уровня информированности специалистов в определенной области науки и практического здравоохранения. Поэтому детальное изучение этого показателя в области геронтологии и гериатрии у специалистов-онкологов и аспектов, которые оказывают на него влияние, актуально.
Цель исследования – изучение факторов, влияющих на общий уровень информированности специалистов различных звеньев онкологической службы в области геронтологии и гериатрии.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось в группах специалистов различных звеньев онкологической службы, которые поступили на курсы повышения квалификации (ПК) и тематического усовершенствования (ТУ) в области геронтологии и гериатрии.
В исследование было включено:
1. 317 врачей – специалистов онкологической службы. В том числе:
врачи-онкологи онкодиспансеров – 161 человек;
врачи-онкологи поликлинической службы – 156 человек.
2. 312 специалистов из числа среднего медперсонала. В том числе:
средний медперсонал онкодиспансеров – 158 человек
средний медперсонал поликлинической службы – 154 человека;
3. 307 работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения.
Всего: 936 человек.
С целью определения общего уровня информированности (ОУИ) специалистов различных подразделений онкологической службы в области геронтологии и гериатрии проведено входное анкетирование всех слушателей курсов ПК и ТУ на основе разработанного нами опросника. Входное анкетирование проводилось дистанционно на основе облако-ориентированного электронного учебно-методического комплекса [5].
Статистическую обработку материала выполняли на персональном компьютере в статистических программных пакетах MicrosoftExcel, Statistica 6.0. При статистическом анализе материала выполняли расчет интенсивных и экстенсивных показателей средних величин, определяли достоверность различий средних и относительных величин по t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе результатов опроса установлено, что ОУИ во всех группах слушателей курсов не превышает 30 % от общего числа опрошенных в каждой группе (рис. 1).
Рис. 1. Общий уровень информированности специалистов различных подразделений онкологической службы в области геронтологии и гериатрии
При этом показатель ОУИ для врачей-онкологов, как онкодиспансеров, так и поликлинической службы, достоверно превосходит соответствующие показатели для среднего медицинского персонала и социальных работников (30 и 28 % против 24,22 и 20 % соответственно, p < 0,05). Достоверные отличия в ОУИ между группами врачей различных учреждений, как и между группами среднего медперсонала и соцработниками, не обнаружены (p > 0,05) (рис. 1).
При оценке возрастных особенностей ОУИ установлено, что различия в ОУИ врачей-онкологов в области геронтологии и гериатрии несущественны для лиц раннего взрослого возраста и среднего возраста (26 и 28 % для врачей онкодиспансеров и 28 и 29 % для врачей поликлинической службы, p > 0,05). У специалистов пожилого возраста он значимо отличается от такового для первых двух возрастных групп (32 и 34 % для врачей онкодиспансеров и поликлинической службы соответственно, p < 0,05). Для среднего медицинского персонала и работников соцзащиты и соцобеспечения достоверные отличия в ОУИ выявляются только между группами 25–35 и 60–69 лет (p < 0,05) (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость общего уровня информированности специалистов различных подразделений онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от возраста
При анализе результатов анкетирования обнаружено, что гендерные различия являются значимыми для ОУИ специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии. При этом характер различий в разных группах специалистов существенно отличается. Для мужчин врачей-онкологов характерен достоверно более высокий ОУИ по сравнению со специалистами-женщинами (32 и 27 % для врачей онкодиспансеров и 31 и 27 % для врачей поликлинической службы соответственно, p < 0,05). Среди мужчин и женщин категорий среднего медицинского персонала онкодиспансеров, поликлинической службы и социальных работников обнаружена обратная зависимость: 21 и 25 %, 20 и 24 %, 19 и 22 % соответственно, p < 0,05) (рис. 3).
Рис. 3. Зависимость общего уровня информированности специалистов различных подразделений онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от пола
Дополнительный анализ результатов входного анкетирования показал, что наличие специализированных курсов в области геронтологии и гериатрии в додипломном медицинском и специальном образовании опрошенных не является значимым аспектом ОУИ (рис. 4).
Рис. 4. Зависимость общего уровня информированности специалистов различных подразделений онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от наличия додипломной подготовки в соответствующей области (в % от общего числа опрошенных в группе)
Во всех группах наблюдается тенденция к росту ОУИ в случае получения первичных знаний в додипломном образовательном процессе по сравнению с полным отсутствием специализированной подготовки в этой области, однако различия являются недостоверными (p > 0,05) и не позволяют выявить корреляционные взаимосвязи (рассчитанный коэффициент корреляции r принимает значения от 0,2 до 0,4).
По-видимому, обнаруженная зависимость связана не только с незначительным уровнем внедрения в высших и средних специальных медицинских учреждениях России специализированных геронтологических курсов, но и с недостаточным бюджетом учебного времени, отведенного на изучение соответствующих дисциплин, и проблемами в разработке соответствующих учебных программ и учебно-тематических планов дисциплин, недостаточной ориентацией на нужды практического здравоохранения.
Выводы
1. Общий уровень информированности специалистов различных звеньев онкологической службы в области геронтологии и гериатрии не превышает 30 % от числа опрошенных.
2. Факторами, достоверно влияющими на общий уровень информированности специалистов-онкологов в области геронтологии и гериатрии, являются пол и возраст.
3. Наличие специализированных курсов в области геронтологии и гериатрии в додипломном медицинском и специальном образовании опрошенных не является значимым аспектом, влияющим на ОУИ в соответствующих областях знания.
Рецензенты:Павлова Т.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой патологии, ФГАОУ ВПО «Белгородский национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Иванова М.А., д.м.н., профессор, профессор-консультант медицинского центра «Ваша клиника», г. Москва.
Работа поступила в редакцию 10.12.2014.
Библиографическая ссылка
Шеховцов С.Ю., Бессарабов В.И., Полторацкий А.Н. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЗВЕНЬЕВ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-7. С. 1404-1407;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36130 (дата обращения: 03.04.2025).