Актуальность исследования проблем профилактики наркотических средств и психотропных веществ (далее НС и ПВ) обусловлена многими факторами. В рамках нашего исследования выделим следующие:
– уровень и масштабы проблем наркомании (рост уровня и «проблема неуправляемого роста» [6], прогнозы дальнейшего роста, ювенизация и т.д.);
– негативные оценки специалистов состояния системы профилактики наркомании (от констатации неэффективности [1] до отсутствия системы профилактики в целом [3]) и выделение разнородных причин данного состояния системы на современном этапе и др.;
– выделение образовательного пространства зоной риска и, соответственно важнейшим элементом профилактики НС и ПВ.
Вопрос о необходимости первичной профилактики рассматривается нами в двух аспектах: с позиции возможностей самого процесса профилактики и отношения к нему со стороны государства.
Выделенный аспект, по мнению И. Рущенко и В. Кузьминова «мог бы рассматриваться как чисто риторический, если бы сегодня некоторых специалистов не терзало чувство разочарования, вызванное слабой эффективностью профилактических мероприятий. Ни в одной стране мира общая профилактика не остановила эпидемический процесс. Правда, весьма сложно подсчитать разницу показателей ситуации «с профилактикой» и «без профилактики» [7, с. 73].
В 2009 году произошло признание на высшем государственном уровне того, что широкая распространенность наркомании в стране связана не только с так называемой «наркоугрозой», но и с фактическими возможностями государства в управлении сферой профилактики наркомании [5].
В 2010 году одной из основных стратегических задач государства стало создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ с приоритетом мероприятий первичной профилактики [8].
В 2013 году директор ФСКН В.П. Иванов на заседании «круглого стола» по теме: «О дополнительных мерах законодательного регулирования по профилактике наркомании и обеспечения безопасности» выделил два ключевых блока в профилактике НС и ПВ. Это:
– организация устойчивого социально-экономического развития территорий, качественное образование и здравоохранение, полноценная и достойная занятость молодежи;
– массированное выявление и мотивирование наркопотребителей на реабилитацию.
И далее В. Иванов отметил, что «государство и общество изо всех сил изображают борьбу с наркоманами. Школьники, студенты и тем более наркопотребители получают удовольствие от такой заботы, которая беззубая и ничего реально ни от кого не требует, никого не понуждает» [2].
Основная цель нашего исследования видится в том, чтобы сформировать целостное представление о профилактике НС и ПВ, а точнее, выделить то проблемное поле профилактики – то есть элементы, мишени, на которые направляются те или иные воздействия (со стороны государства, институтов, в данном аспекте института образования) с целью минимизации НС и ПВ.
Сложность выделяемой проблемы, на наш взгляд, заключается в следующем.
Во-первых, в междисциплинарности ее исследования. Представленность в различных дисциплинах: социологии, медицине, праве, психологии, педагогике – в аспекте нашего исследования лишь затрудняет ее решение, поскольку дает разрозненные мишени профилактики, реагируя на те или иные выделяемые исследователями факторы (причины) возникновения НС и ПВ.
Во-вторых, в сложности определения поля профилактики. Какие элементы общества, культуры, личности выступают в роли защитных факторов? Или как (чем) «закрываются» выделяемые факторы (причины) возникновения и распространения наркомании. То есть невозможно размышлять над вопросом как? (как строить процесс профилактики? Как разработать эффективные технологии, не ответив на вопрос что? (что является мишенями профилактики?).
Модель процесса профилактики – переформулированы информационные фрагменты для каждого опорного узла путем замены развернутых информационных блоков ключевыми словами, словосочетаниями или аббревиатурой
Применение дидактической многомерной технологии, разработанной В. Штейнбергом [9], на наш взгляд, дает возможность системного представления проблемного поля профилактики (факторы (причины) возникновения и существующие мишени профилактики) НС и ПВ. Напомним, что дидактические многомерные инструменты определяются как логико-смысловые модели (ЛСМ) представления и анализа определенных знаний. Модель содержит два компонента: логический – в виде порядка расстановки координат и узлов (представлен координатно-матричной графикой) и смысловой – в виде содержания координат и узлов (представлен ключевыми словами). Микрооператоры заполнения координат и узлов, по определению В. Штейнберга, могут изменяться в зависимости от назначения будущей модели или решаемой задачи, при этом конфигурация и функциональные свойства инструментов остаются неизменными.
Модель процесса профилактики представлена в следующем виде (рисунок).
Конструирование модели включало нижеследующие процедуры:
– в центр системы координат был помещен объект конструирования – проблемная ситуация – содержание процесса профилактики НС и ПВ;
– определен набор координат по проектируемой ситуации (смысловые группы – цели и задачи (согласно Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде [4], объект, подходы, процессуальные условия профилактики и т.д.);
– определен набор опорных узлов для каждой координаты путем логического и экспертного выявления узловых – главных элементов содержания, ключевых факторов для решаемой проблемной ситуации и т.п.;
– проранжированы опорные узлы и расставлены на координатах.
Рецензенты:
Дорожкин Ю.Н., д.ф.н., профессор, проректор по научной работе, заведующий кафедрой политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ, г. Уфа;
Ванесян А.С., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой клинической психологии Башкирского государственного университета, г. Уфа.
Работа поступила в редакцию 04.04.2014.
Библиографическая ссылка
Пестриков В.А., Хабибова Н.Е. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 475-477;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34582 (дата обращения: 23.11.2024).