По данным источников литературы, происходит ежегодный рост заболеваемости злокачественными новообразованиями [1, 2, 3, 4]. Так, в мире ежегодно диагностируются более 800 тысяч вновь выявленных случаев заболеваний колоректальным раком и 440 тысяч запущенных случаев опухолевого процесса со смертельным исходом. Рак толстой кишки в стране в последние годы занимает третье место в структуре онкологических заболеваний. В структуре злокачественных новообразований рак прямой кишки занимает до 44,7 %.
Злокачественные новообразования представляют не только хирургическую проблему. К тому же при колоректальном раке метастазы выявляются у 20–25 % больных при установлении диагноза и еще у 20–25 % – после удаления первичной опухоли.
Наличие онкологического заболевания отражается на психологическом здоровье пациента. Больные становятся мрачными, раздражительными, иногда без малейшего повода наблюдаются вспышки ярости, гнева, злобы, которые могут сопровождаться агрессией, направленной на ближайшее окружение (семью, сотрудников по работе, а также медицинский персонал). Зачастую за таким фасадом злобы и агрессии скрываются тревога и страх. Дисфорические расстройства обычно развиваются у лиц, преморбид которых характеризовался чертами возбудимости, взрывчатости, безудержности [5].
Цель исследования – обосновать необходимость разработки психологической поддержки онкологических больных.
Материалы и методы исследования: аналитический, непосредственного наблюдения, социологический, психологическое тестирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Из социально-психологических факторов, влияющих на выраженность психических переживаний и патогенез психических нарушений при онкологической патологии, важным является «синдром изоляции», а также характерологический преморбид. Как показали результаты нашего анализа, которые совпадают с мнением Столяренко Л.Д. (2000), «среди онкологических больных могут быть выделены несколько основных групп по характерологическим параметрам. Группа «синтонных» лиц отличается в преморбиде такими чертами как сердечность, общительность, с преобладанием в преморбиде эмоциональных черт. Для них при заболевании раком характерны относительно адекватные формы психогений — астено-депрессивные и астеноипохондрические реакции, которые, как правило, не достигают значительной степени выраженности и относительно нестойки. Эти больные весьма чувствительны к психотерапевтическому вмешательству и сравнительно легко адаптируются.
По результатам исследования чаще диагностировался смешанный тип реагирования на заболевание. В общей ранговой таблице на 100 опрошенных доминировали тревожный (68,7 ± 2,2), неврастенический (62,4 ± 2,3), меланхолический (48,4 ± 2,4), сенситивный (33,8 ± 2,2) и ипохондрический (30,7 ± 2,2) типы отношения к болезни, что свидетельствовало о интрапсихической направленности личностного реагирования на болезнь, характеризующимся тревожно-депрессивным настроением, «углублением в болезнь», отказом от борьбы за выздоровление.
Анализ полученных результатов показал, что у больных злокачественными новообразованиями чаще диагностировался смешанный тип реагирования на заболевание с определенными особенностями в соответствии с этапом лечебно-диагностического процесса. В общей ранговой оценке доминировали тревожный (68,7 ± 2,2 %), неврастенический (62,4 ± 2,3 %), меланхолический (48,4 ± 2,4 %) сенситивный (33,8 ± 2,2 %) и ипохондрический (30,7 ± 2,2 %) типы отношения к болезни, что свидетельствует об интрапсихической направленности личностного реагирования на болезнь и обусловливает нарушение как социальной адаптации больных с этими типами реагирования, так и поведения: характерные реакции по типу раздражительной слабости на фоне тревожно-депрессивного настроения и «углубление в болезнь» с отказом от борьбы за выздоровление.
Обнаружены определенные особенности типа реагирования на онкологическое заболевание от клинического варианта непсихотических психических расстройств. Так, у пациентов с симптоматическими расстройствами (F 06.32, F 06.4) достоверно чаще диагностировался смешанный тревожно-меланхолично-неврастенический тип внутренней картины болезни (62,6 ± 3,72 %). У пациентов с расстройствами адаптации (F 43.21, F 43.22, F 43.23) – тревожно-сенситивный (36,6 ± 4,1 %), тревожно-ипохондрический (27,5 ± 3,9 %) и меланхолично-ипохондрический (23,9 ± 3,6 %), что проявлялось в чрезмерном сосредоточении на субъективных ощущениях, беспокойстве, подавленном настроении. Наличие тревожного компонента было обусловлено тяжестью состояния и неопределенностью прогноза заболевания, а сочетание нескольких методов противоопухолевого лечения субъективно воспринималось больными как показатель «неблагоприятности» течения заболевания.
Исследование акцентуации характера членов семьи пациента показало, что в их характере проявляются такие черты, как тревожность, дистимность, циклотимность с акцентом к возбуждению, сменяющемуся апатией. Основными проявлениями демонстративности были эгоцентризм, эмоциональная лабильность, преувеличенное представление и выражение своих страданий, позиционирование своей ситуации как особой, чтобы привлечь к себе внимание.
Выводы
Таким образом, установлено, что в семье при наличии онкобольного трудоспособного возраста формируется ряд психологических проблем. Полученные результаты расширяют диапазон методик, дающих возможность получить комплексную оценку по проблемам онкологического больного пациента и его близкого окружения и научно обосновывают необходимость оказания психологической помощи междисциплинарной бригадой, в состав которой должны в обязательном порядке входить психологи и психотерапевты.
Рецензенты:
Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», г. Москва;
Ильницкий А.Н., д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации УО «Полоцкий государственный университет», председатель Белорусского республиканского общественного геронтологического объединения, г. Новополоцк.
Работа поступила в редакцию 18.04.2014.
Библиографическая ссылка
Бутрина В.И., Люцко В.В., Люцко В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА БОЛЬНЫХ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 7-1. – С. 26-28;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34384 (дата обращения: 03.12.2024).