Конституционные субъективные политические права и свободы человека и гражданина возникают на принципе свободы, и каждый гражданин имеет право пользоваться всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека. Права предоставляют человеку свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Одна включает в себя права граждан, в которую входит правомочность участия в организации и деятельности государства и его органов, а вторая группа субъективных прав и свобод, входящая в систему политических прав, состоит из возможностей, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества.
Проблема данной статьи состоит в необходимости выяснить сущность социального государства как гаранта конституционных субъективных политических прав граждан в Украине.
Над проблемой гарантий политических прав человека и гражданина работали такие учёные-конституционалисты, как А.Г. Бережнов, В.В. Букач, А.В. Васин, А.В. Грабыльников, И.В. Дробуш, А.Г. Кушниренко, А.Ю. Олийник, В.Ф. Погорилко, Е.В. Пушкина, М.В. Примуш, П.М. Рабинович, В.А. Серьогин, Ю.И. Скуратов, Т.Н. Слинько и другие.
Целью статьи является анализ исторического периода существования политических прав граждан, а также исследование сущности и значения гарантов конституционных субъективных политических прав и свобод граждан. Задание статьи – на основе детального анализа источниковой базы уточнить и рассмотреть принципиальные аспекты, а также традиционные выводы относительно конституционных субъективных политических прав и свобод человека и гражданина граждан в Украине. Новизна данной статьи состоит в том, что в ней впервые сделана попытка выделить один из гарантов политических прав и свобод граждан, которыми являются методы обеспечения участия населения в местном самоуправлении, реа информационной связй с гражданами, обратной связи с гражданами, диалога с гражданами и общей ответственности.
Место конституционных политических прав и свобод человека и гражданина определяется ограничением злоупотреблений политическими правами. Политические права и свободы можно назвать главным элементом системы прав и свобод человека и гражданина не только потому, что они дают возможность человеку и гражданину принимать участие в жизни государства, но и потому, что политические права и свободы являются ценностной категорией свойства. Поэтому любое отклонение от идей, принципов и норм этого эффективного регулятора жизненно важных общественных отношений существенно уменьшает его многогранный потенциал и негативно сказывается на состоянии правового порядка. Отсюда возникают серьёзные проблемы для процессов формирования и функционирования гражданского общества и правового государства. Это означает, что ограничения злоупотреблений политическими правами могут не дать возможности укрепить права и свободы личности. Вопросы, касающиеся злоупотребления политическими правами, являются весьма актуальными и носят дискуссионный характер.
Одной из важнейших теоретических социальных проблем реализации данных прав является несовершенное урегулирование порядка подачи обращений граждан Украины к органам и должностным лицам государственной власти и местного самоуправления. Соответствующий закон регламентирует общественные отношения, связанные с необходимостью практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их уставом предложения об улучшении их деятельности, указывать на недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Этот закон также обеспечивает гражданам Украины возможность участия в управлении государственными и общественными делами с целью влияния на работу органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности, предприятий для отстаивания своих прав и законных интересов и восстановления их в случае нарушения. Сами политические, экономические и социально-культурные предпосылки не являются основаниями для реализации конституционных прав и свобод граждан. Они становятся гарантиями только при помощи организационной деятельности государственных и негосударственных институций.
С середины XVIII в. законодательство о бедных обязывало общины увеличивать объёмы помощи лицам, нуждающихся в ней. В XIX веке эта ответственность переместилась с муниципального уровня на общегосударственный. Например, в общей части Кодекса социальных законов ФРГ содержится положение, в котором гарантируется прожиточный минимум, обеспечивающийся обществом: «Каждый, кто не в силах самостоятельно добыть себе средства к существованию и не получающий при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и материальную поддержку, которая соответствует его специфическим требованиям, обеспечивает участие в общественной жизни и гарантирует достойное для человека существование». Однако следует отметить, что ответственность общества за обеспечение достойного существования человека является вторичной. Социальное государство исходит из того, что каждое совершеннолетнее лицо имеет возможность и обязано зарабатывать для себя и содержать свою семью. С этой целью государство провозглашает индивида свободной личностью. Ответственность общества наступает тогда, когда это исходное положение не может реализоваться и человек не может реализовывать свои потребности должным образом.
Что касается социального равенства, то Основной закон формулирует общий принцип правового равенства людей (статья 3 абзац 1). Непосредственная направленность этой статьи на закрепление равенства перед законом не может обойти проблему социального неравенства. Провозглашение общего принципа равенства отражает намерение общества установить практические критерии определения основ и сущности социального неравенства. Институты социального обеспечения возникли довольно давно, но решительный прорыв в их оформлении был сделан в XIX веке. Древнейшим из таких институтов было обеспечение чиновничества с характерным для него единством служебных отношений, социального обеспечения и материальной поддержки. Однако прямая материальная поддержка как основной вид социального обеспечения оказалась недостаточной для решения разносторонних проблем и обусловила потребность регуляции трудовых правоотношений. Единая система социального обеспечения стала возможной только в форме социального страхования и возникла на основе Манифеста немецкого кайзера (1881 г.). Она осуществила чёткое разграничение между самостоятельно приобретённой прибылью (вследствие занятости) и социальным обеспечением (поддержка социального страхования), создав возможность сочетать частноправовые отношения занятости с единственным публично-правовым регулированием социального обеспечения и поддержки. Базисом социального обеспечения выступает идея правового государства (статья 28 абзац 1 Основного закона). Такая система позволяет гарантировать гражданам субъективное право на получение заранее определённой и нормативно установленной помощи в подобных ситуациях в тех случаях, когда люди нуждаются в поддержке. В принципе, любая социальная помощь предоставляется в соответствии с правовой нормой и в предусмотренных ею размерах, а не по требованию каждой конкретной личности. Таким образом, социальные гарантии являются одновременно юридическими гарантиями, что отражает связь между государством и социальным государством.
Другим признаком «немецкого социального государства» является повышение общего благосостояния как основной цели общества. Система прав и свобод выделяет цель приумножения общего богатства и классификацию круга лиц, которые ими пользуются. Всесторонне способствуя развитию рыночных отношений, социальное государство призвано реализовывать свои функции путём создания социальных программ, направленных на достижение благополучия граждан и общества, обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Эти задачи выполняются из средств бюджета и системы налогообложения, правильного перераспределения доходов, поощрения благотворительной деятельности, влияния на процессы ценообразования, ликвидации монополии в сфере производства и торговли. Социально ориентированная экономика нуждается в прочном социальном государстве, которое способно защитить свободу конкуренции, экономический и политический плюрализм, господство права и закона. Во многих странах социальное право формируется как отдельная отрасль национального права, действуют социальные кодексы, в которых сведены в законы социальные льготы и социальное обеспечение. Личность обеспечивается не только внутригосударственной, но и судебной и международно-правовой защитой. Действительно, судебная защита прав и свобод личности представляет собой достижение цивилизованного развития человечества. Суд осуществляет не только защиту конкретных прав и свобод личности (право собственности, право на жизнь, свободу слова, свободу совести, свободу движений и демонстраций, свободу собраний, право на выбор места жительства, право на информацию, право на неприкосновенность личной жизни, интеллектуальную собственность и т.п.), но и саму свободу личности. Иными словами, суд защищает от вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности человека – творчество, труд, предпринимательство, коммуникации, семейные отношения и т.п. Впрочем, и в этих сферах свобода личности одних стала чётко ограничиваться свободой личности других, и она (судебная защита) является гарантом такого баланса. Кроме того, появились и новые объекты судебной защиты, например, осуществляется защита прав детей от ограничений в пользовании информационной техникой, которые устанавливаются родителями и т.п. Поэтому, возможно, правы те, кто думает, что при разделении власти в правовом государстве судебная власть становится первой властью, а не является третьей, после законодательной и исполнительной, как думают многие, следуя не действительному положению вещей [1, с. 510]. Система органов, обеспечивающих надзор за соблюдением прав человека, включает в себя не только судебные институты. Во многих государствах создаётся специальная служба омбудсмена, возникновение которой происходит от королевского уполномоченного в Швеции XVII ст., а сегодня отвечает за своевременное и адекватное реагирование законодательной власти на обращения и жалобы граждан [2, с. 67]. Конституционный Суд Украины был создан в связи с принятием Конституции Украины, и, по нашему мнению, его деятельность должна стать гарантией для дальнейшего совершенствования механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина [3, с. 15–16]. На Украине институт импичмента как одно из средств, предусмотренных системой сдержек и противовесов, получил своё законодательное закрепление в статье 111 Основного Закона. В ней достаточно чётко определены основания для объявления импичмента – это совершение Президентом государственной измены или другого преступления. Однако в дальнейшем в этих основаниях желательно было бы добавить ещё и такие, как нарушение Конституции и законов, некомпетентность, невыполнение или ненадлежащее выполнение своей программы, моральное несоответствие должности, которую он занимает и т.д. К сожалению, и судебная ветвь власти не несёт никакой ответственности перед народом, поскольку Конституция Украины не предусматривает оснований для отстранения его от власти.
С целью обеспечения развития законодательного процесса на Украине, во избежание его безосновательного торможения целесообразно законодательно закрепить порядок, согласно которому принятый Верховной Радой закон, вето Президента на который преодолено, подписывает и обнародует Председатель Верховной Рады Украины [4, с. 79]. Когда граждане включаются в решение вопросов местного значения и принятие соответствующих решений, они становятся соучастниками этих процессов. Привлекая каждого, кто причастен к проблемам территориальных общин, к их решению, руководители органов местного самоуправления уменьшают возможность возникновения конфликтов, противостояние между обществом и властью, осуществляют формирование коалиций, которые противостоят друг другу. Привлечение граждан к участию в решении вопросов местного значения даёт им возможность влиять на процесс принятия решений, связанных с охраной окружающей природной среды, а также лучше осознавать экологические риски, с которыми они сталкиваются.
Следующим гарантом политических прав и свобод граждан являются методы обеспечения участия населения в местном самоуправлении. Эти методы реализуются на четырёх уровнях:
1) информационная связь с гражданами: предоставление информации (теле- или радио интервью, освещение заседаний органов власти в средствах массовой информации, постоянные рубрики или ряд публикаций в прессе, рекламные материалы, пресс-конференции, торжественные мероприятия, местное кабельное телевидение, служба связей с общественностью, страница в Интернете);
2) обратная связь с гражданами: получение информации (акции протеста, привлечение общественных организаций, «горячие линии» и специальные листовки, приём граждан для предоставления им консультаций, опрос общественного мнения, общественные слушания, дни открытых дверей, дебаты);
3) диалог с гражданами: дискуссии, объединения жителей микрорайона, служба обеспечения участия граждан в решении вопросов местного значения, совместные официальные дискуссии;
4) общая ответственность: разработка конкретных рекомендаций (совещательные комиссии, комитеты и советы, наблюдательные комиссии, профильные комиссии, консультационные услуги экспертов, референдум).
Практика демократических стран свидетельствует о том, что там, где развито местное самоуправление, царит демократическое управление, государство и власть подконтрольны гражданам, а не наоборот [5]. Вопросы организации и деятельности органов самоорганизации населения как составляющей системы местного самоуправления определяются законодательством о местном самоуправлении [6, с. 124]. Местное самоуправление – это долговременное явление в социальной и политической жизни человечества, и его истоки восходят к общественному и племенному самоуправлению в государстве [7, с. 21–22]. Давняя история развития местного самоуправления и в Украине. Так, во времена Киевской Руси приобретает развитие общественное самоуправление, в основу которого положен производственный и территориальный признаки, т.е. общины, которые сами организовались, сформировались на производственной (общины купцов, ремесленников и др.) или территориальной основе (сельская, городская и региональная общины) [8, с. 97]. Органы местного самоуправления, будучи распределёнными, действуют не хаотично, а системно, то есть в порядке, определяемом процедурами их образования, взаимоорганизации и при взаимоотношениях, обеспечивающих достижение их общих целей [9, с. 166]. Одним из факторов, приведшим к ненадлежащему законодательному регулированию субъективных политических прав человека в целом и права человека на жизнь в частности, является несовершенство представительной (законодательной) ветви власти, которая является определяющей, «первой среди равных». Отсутствие парламентского большинства, разграничение Верховной Рады на два полярных лагеря – левых и правых, является результатом подобного раскола всего общества, поскольку расстановка сил в парламенте – в идеале – это проявление воли, настроений, политических позиций и политической ориентации – запад или восток, а также проблемы со своевременным проявлением законодательной инициативы [10, с. 72]. По нашему мнению, одной из важнейших задач экономических и социальных преобразований в современной Украине является сбалансирование свободы рыночной экономики с обеспечением социальной защищённости человека, защитой и обеспечением её социально-экономических прав. Социальная функция может полностью реализоваться лишь при условии высокого уровня экономического развития, что позволит эффективно перераспределять средства и ресурсы, сохраняя при этом свободу рыночных отношений и предпринимательства. Система этих мер должна быть направлена на прекращение массового обнищания населения и последующей резкой поляризации общества, а также на постепенный подъём общего уровня обеспеченности. В то же время функции по созданию надлежащих условий для реализации субъективных политических прав и свобод человека и гражданина выполняют не только органы государственной власти. Соответствующую роль играют также органы местного самоуправления и объединения граждан. Особое место в этой системе занимает Президент Украины как гарант прав и свобод человека и гражданина (ст. 102). Деятельность Верховной Рады Украины направлена на осуществление защиты прав и свобод человека и гражданина, на соответствующую законодательную деятельность (ст. 92). Этот государственный орган назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 101). Кабинет Министров Украины принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (ст. 116).
В обществе в отношении отдельных граждан режим законности должен в равной степени касаться как должностного лица, так и отдельных граждан. Однако должностные лица должны нести более суровую ответственность за несоблюдение и невыполнение законов. К тому же чем выше должность, которую занимает человек, тем выше должна быть и её ответственность. Анализируя вышеуказанные точки зрения, касающиеся социального государства как гаранта субъективных политических прав граждан в Украине, можно предложить следующие меры:
1) разработку и принятие научной концепции развития украинского законодательства, в которой необходимо предусмотреть механизм переориентации действующего законодательства на правовое обеспечение политических прав человека и приведение его в соответствие с международными стандартами прав человека;
2) подготовку и официальное принятие комплексной Концепции государственной политики в сфере политических прав и свобод человека;
3) подготовку и одобрение Программы обеспечения политических прав и свобод личности, подготовку общенациональной (всеукраинской) декларации прав и свобод человека.
Для решения всего комплекса проблем необходимо осуществлять соответствующие изменения и в экономической базе Украине, т.е. обеспечивать рост производства, переориентировать экономику на общесоциальные нужды, обеспечивать её стабильность и в целом сочетать рыночные преобразования с социальной политикой государства.
Рецензенты:
Пушкина Е.В., д.ю.н., доцент, зав. кафедрой права Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля, г. Днепропетровск;
Наливайко Л.Р., д.ю.н., профессор, зав. кафедрой общеправовых дисциплин Днепропетровского государственного университета внутренних дел, г. Днепропетровск.
Работа поступила в редакцию 04.04.2014.
Библиографическая ссылка
Заворотченко Т.Н. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ГАРАНТ КОНСТИТУЦИОННЫХ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН НА УКРАИНЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-1. – С. 195-199;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34138 (дата обращения: 14.10.2024).