Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ОСОБЕННОСТИ ГОРМОНАЛЬНО-МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВОЧЕК 8–12 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ ТЕЧЕНИЯ ГИПОТАЛАМИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Колесникова Л.И. 1 Долгих В.В. 1 Рычкова Л.В. 1 Сухинина К.В. 2 Шолохов Л.Ф. 1 Гребенкина Л.А. 1
1 ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук
2 ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
Проведена оценка показателей компонентного состава тела (содержания костной, жировой и мышечной массы тела), некоторых гормональных показателей, показателей системы ПОЛ-АОЗ и состояния вегетативной нервной системы у 19 девочек с различными вариантами течения ГСПП в возрасте до менархе с нормальным весом тела. Выявлены изменения в компонентном составе тела в виде повышенного содержания жирового и пониженного содержания костного компонентов, гормональный дисбаланс и вегетативная дисфункция. В системе АОЗ отмечены следующие изменения: снижение уровней общей АОА независимо от варианта течения заболевания. В группе больных с герминативными нарушениями при ГСПП установлено накопление a-токоферола и снижение концентрации ретинола, в то время как для больных с ГСПП с нейроциркуляторными нарушениями было характерно снижение концентрации a-токоферола и накопление ретинола.
девочки
менархе
гипоталамический синдром пубертатного периода
антиоксидантная защита
пероксидация липидов
костная
жировая
мышечная массы тела
1. Алимов А.В. Техника и методика антропометрических измерений: Практическое пособие для медицинских сестер и инструкторов физкультуры. – М.: Медгиз, 1975. – 30 с.
2. Бодиенкова Г.М., Колесникова Л.И., Тимофеева С.С. Иммунореактивность населения и качество окружающей среды. Восточно-Сибирский научный центр экологии человека СО РАМН. – Иркутск, 2006. – 222 с.
3. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. – М., 2000. – 506 с.
4. Даренская М.А., Колесникова Л.И., Бардымова Т.П. Петрова В.А., Долгих М.И., Тюменцева С.В., Осипова Е.В., Гребенкина Л.А., Натяганова Л.В. // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. – 2006. – № 1. – С. 119–122.
5. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Информационное пространство и здоровье школьников. – Новосибирск, 2002. – 132 с.
6. Колесникова Л.И., Гребенкина Л.А., Власов Б.Я, Даренская М.А., Лабыгина А.В., Долгих М.И. // Бюлл.экспер. биологии и медицины. – 2013. – № 9. – С. 276–279.
7. Колесникова Л.И., Долгих В.В., Дзятковская Е.Н., Поляков В.М. // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2003. – № 2. – С. 17–23.
8. Колесникова Л.И., Долгих В.В., Рычкова Л.В., Ефимова Н.В., Погодина А.В., Мандзяк Т.В., Поляков В.М. // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2008. – № 4. – С. 72–76.
9. Колесникова Л.И., Сутурина Л.В., Лабыгина А.В. Лещенко О.Я., Федоров Б.А., Шолохов Л.Ф., Сафроненко А.В., Кузьменко Е.Т., Лазарева Л.М., Наделяева Ч.Г. // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. – 2007. – № 2. – С. 41–43.
10. Колесникова Л.И., Курашова Н.А., Гребенкина Л.А., Долгих М.И. // Ж-л акушерства и женских болезней. – 2010. – Т. L.IX. – № 4. – С. 51–56.
11. Коколина В.Ф. Гинекологическая эндокринология детей и подростков – М., 2001. – С. 28–30.
12. Кулакова В.И. Уварова Е.В. Стандартные принципы обследования и лечения детей и подростков с гинекологическими заболеваниями и нарушениями полового развития.– М.: «Триада – Х», 2004. – С. 24.
13. Рычкова Л.В. Роль психосоматических нарушений в генезе ряда заболеваний у детей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Иркутск, 2004. – 43 с.
14. Endocrine evaluation of reproductive function in girls during infancy, childhood and adolescence / Juul A, Hagen C.P, Aksglaede L, Sørensen K, Mouritsen A, Frederiksen H, Main K.M., Mogensen S.S., Pedersen A.T. // Endocr Dev. – 2012. – Vol. 22. – P. 24–39.

Многие исследователи обращают внимание на то, что у 5–10 % детей в возрасте до менархе выявляется гипоталамический синдром пубертатного периода (ГСПП) – как одна из частых форм заболевания, возникающая в период гормональной перестройки организма [2, 4, 5, 6, 10, 13, 14]. Поэтому необходимо изучать ГСПП в младшей возрастной группе с целью предотвращения развития данной патологии в старшие возрастные периоды [7, 8, 9, 10, 14].

Также авторы отмечают гормональные нарушения и дисбаланс в системе ПОЛ-АОЗ на фоне вегетативных дисфункций у детей при данном синдроме [3, 4, 10, 13, 14]. Однако в работах недостаточно освещен вопрос о взаимодействии между изменениями гормонального гомеостаза и показателями компонентного состава тела (КСТ) у девочек в зависимости от варианта течения ГСПП при нормальном весе тела.

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования явилась сравнительная оценка гормонально-метаболических показателей и состояния вегетативной нервной системы у девочек с различными вариантами течения ГСПП с нормальным весом тела в группе до менархе.

Материалы и методы исследования

В исследовании участвовало 36 девочек, русских, проживающих в г. Иркутске, в возрасте от 8 до 12 лет включительно (средний возраст составил 11,14 ± 1,3 лет).

В соответствии с классификацией ГСППС [11] все обследованные больные с ГСПП были разделены на 2 группы. Первую группу составили 7 человек с диагнозом ГСПП, с преобладанием герминативных нарушений (репродуктивных нарушений), заболевание находилось в активной фазе и сопровождалось прогрессирующим течением. Вторую группу составили 12 человек с ГСПП в активной фазе с прогрессирующим течением, с преобладанием нейроциркуляторных нарушений (с АГ). У больных регистрировалось стабильное повышение уровня АД, превышающее значение 90–95 перцентильного коридора. Третью, контрольную группу составили 17 практически здоровых человек.

Учитывая современные знания о возрастной динамике содержания гормонов, обусловленной структурными изменениями отдельных органов, нами была использована возрастная периодизация по Коколиной В.Ф., 2001 [11]; Кулаковой В.И, Уваровой Е.В., 2004 [12].

По общепринятым методикам производилось измерение основных антропометрических показателей индивидуума с последующим расчетом индекса массы тела по формуле: ИМТ = вес тела в кг/(рост в м)². Оценку ИМТ проводили согласно рекомендациям экспертов ВОЗ [1]: нормальный вес тела соответствовал значениям ИМТ 18,5–25 кг/м2. Компонентный состав тела мы рассматривали с точки зрения соотношения компонентов его массы: жирового, мышечного и костного с помощью расчетных формул Я. Матейки [1].

Измерение уровня АД выполнялось с использованием аппаратов «Omron» (Япония), оснащенных съемными манжетами, соответствующими возрасту и физическому развитию обследуемого ребенка, по общепринятой методике трехкратно [2]. Констатировалось наименьшее значение, производилось сравнение полученных показателей с нормативами АД в зависимости от возраста и пола согласно региональным оценочным таблицам коридоров перцентильного распределения.

Для оценки системы ПОЛ-АОЗ в сыворотке (плазме) крови проводили определение содержания диеновых конъюгатов (ДК), ТБК-активных продуктов (ТБК-АП), общей окислительной активности (ОАО), a-токоферола и ретинола. В клеточном содержимом крови измеряли активность супероксиддисмутазы (СОД). Исследования крови и ее компонентов на содержание параметров системы пероксидации липидов-антиоксидантной защиты (ПОЛ-АОЗ) проводили в Научном центре проблем семьи и репродукции человека СО РАМН согласно применяемой в этом учреждении лабораторной технологии [3, 6].

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась на персональном компьютере IBM/AT с использованием пакета прикладных программ «Statistica». Вычислялась М – взвешенная средняя арифметическая, σ – среднее квадратичное отклонение, m – ошибка средней. Достоверность различий средних величин проверялась с помощью параметрического t-критерия и оценивалась по коэффициенту Стьюдента при дисперсионном анализе, критический уровень значимости для статистического критерия принимался равным 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами была проведена оценка изменений показателей КСТ у больных в 1-й и 2-й группах с нормальным весом тела и контролем в возрасте до менархе, были получены следующие результаты (табл. 1).

Для девочек как в 1-й, так и во 2-й группах с ГСПП были характерны более низкие показатели костной массы тела (КМТ) и более высокие показатели жировой массы тела (ЖМТ) в сравнении с контролем (p < 0,05). У девочек во 2-й группе отмечались более низкие показатели содержания мышечной массы тела (ММТ) в сравнении с контролем (p < 0,05). В то же время больные во 2-й группе характеризовались более высокими показателями жировой ткани и более низкими мышечной в сравнении с 1-й группой (p < 0,05).

Таблица 1

Показатели КСТ у обследованных детей с нормальным весом тела (возраст до менархе)

Содержание показателей КСТ, %

Контроль

(І)

(n = 17)

1-ая группа больных

(ІІ)

(n = 7)

2-ая группа больных

(ІІІ)

(n = 12)

* – p < 0,05

КМТ, M ± m

18,60 ± 0,44

15,27 ± 0,93 *

14,76 ± 0,25 *

* І – ІІ, * І – ІІІ

ЖМТ, M ± m

22,08 ± 0,63 *

28,20 ± 1,03 *

39,52 ± 1,26 **

* І – ІІ, * І – ІІІ,

** ІІ – ІІІ

ММТ, M ± m

50,05 ± 1,08

51,04 ± 1,17

46,73 ± 0,52 **

* І – ІІІ; * * ІІ – ІІІ

Примечание. * – p < 0,05 различия статистически значимы.

Т.о., больные с ГСПП, независимо от варианта течения ГСПП, характеризовались более низкими показателями КМТ и более высокими ЖМТ в сравнении с контролем. Следует отметить, что высокие показатели содержания ЖМТ были выявлены у девочек в 1-й и 2-й группах при ГСПП с нормальным весом тела, что свидетельствует о метаболических нарушениях у больных при ГСПП уже в младшей возрастной группе. Поэтому девочек с ГСПП с нормальным весом тела независимо от варианта течения следует относить к группе риска по развитию ожирения в старших возрастных периодах.

Далее нами было проведено сравнительное исследование состояния ВНС у девочек в 1-й и 2-й группах при ГСПП. В 1-й группе больных у 48,4 % обследованных преобладал гиперсимпатикотонический вариант, нормотонический вариант регистрировался у 34,4 % больных, в то время как для больных во 2-й группе наиболее характерными были нормотонический (56,0 %) и гипердиастолический варианты (44,0 %).

Т.о, в 1-й группе с герминативными нарушениями при ГСПП наиболее часто выявлялся гиперсимпатикотонический тип вегетативного обеспечения (ВО) и свидетельствовал об избыточном включении симпатоадреналовых механизмов регуляции ВНС, в то время как для больных во 2-й группе с нейроциркуляторными нарушениями при ГСПП наиболее характерными были нормотонический и гипердиастолический типы.

Преобладание недостаточного ВО в виде гипердиастолического варианта у больных с ГСПП с нейроциркуляторными нарушениями свидетельствует о быстром истощении симпатоадреналовых механизмов адаптации у девочек в младшей возрастной группе независимо от веса тела.

Далее было проведено исследование уровней ЛГ, ФСГ и ПРЛ у девочек с различными вариантами течения ГСПП и в контроле (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровней ЛГ, ФСГ у обследованных детей с нормальным весом тела (возраст до менархе)

Группы обследованных

Уровни ЛГ (мЕД/мл), M ± m

Уровни ФСГ (мЕД/мл), M ± m

Контроль (І)

2,97 ± 0,81

(n = 14)

3,89 ± 0,68

(n = 14)

1-ая группа больных (ІІ)

2,73 ± 0,93

(n = 6)

7,96 ± 1,61 *

(n = 6)

2-ая группа больных (ІІІ)

4,16 ± 1,05 *

(n = 10)

5,11 ± 1,61 **

(n = 10)

* – p < 0,05

* І – ІІІ

* І – ІІ; * І – ІІІ

Девочки как в 1-й, так и во 2-й группах отличались более высокими уровнями ФСГ в сравнении с контролем (p < 0,05). Уровень ЛГ во 2-й группе был статистически значимо выше, чем в 1-й группе, и выше, чем в контроле (p < 0,05).

Далее было проведено сравнительное исследование уровней ПРЛ между 1-й и 2-й группами больных с нормальным весом тела и контролем. Во 2-й группе больных показатели уровней ПРЛ были статистически значимо выше (437,20 ± 46,39 мЕД/мл), чем в контроле (222,35 ± 25,89 мЕД/мл), при (p < 0,05), но находились в пределах референтных значений. Уровни ПРЛ в 1-й группе больных не отличались от показателей контрольной группы. При исследовании системы ПОЛ-АОЗ были получены следующие результаты (табл. 3).

Таблица 3

Показатели системы ПОЛ-АОЗ у обследованных детей с нормальным весом тела (возраст до менархе)

Показатели

Контроль

(n = 16), М ± m

1-ая группа больных

(n = 76), М ± m

2-ая группа больных

(n = 35), М ± m

ДК (мкмоль/л)

0,82 ± 0,09

1,06 ± 0,22

0,63 ± 0,10

МДА (мкмоль/л)

1,02 ± 0,20

1,85 ± 0,36

1,65 ± 0,29

СОД (мкмоль/л)

1,55 ± 0,06

1,07 ± 0,44

1,72 ± 0,22

a-токоферол (мкмоль/л)

6,25 ± 0,74

9,35 ± 1,05 *

5,54 ± 2,34 *

Ретинол (мкмоль/л)

0,48 ± 0,03

1,97 ± 0,40 *

2,5 ± 0,93 **

АОА (усл.ед.)

19,74 ± 1,41

12,50 ± 3,87 *

11,69 ± 1,79 *

Примечание. * p < 0,05 – различия статистически значимы относительно группы контроля; ** – p < 0,05 – различия статистически значимы между 1-й и 2-й группами больных.

В нашем исследовании не было выявлено статистически значимых различий между показателями системы ПОЛ: ДК, МДА, СОД − между группами больных при ГСПП и в сравнении с контролем. В то же время были установлены статистически значимые различия в показателях системы АОЗ между 1-й и 2-й группами больных и контролем: для больных как в 1-й, так и во 2-й группах с ГСПП было характерно снижение уровней АОА в сравнении с контролем (p < 0,05). Причем в 1-й группе больных изменения в системе АОЗ происходили на фоне накопления a-токоферола и снижение концентрации ретинола, в то время как во 2-й группе происходил активный расход антиоксиданта a-токоферола и компенсаторное накопление ретинола (p < 0,05).

Заключение

Таким образом, при проведении нашего исследования были выявлены изменения в компонентном составе тела у девочек с нормальным весом тела при ГСПП, независимо от варианта заболевания, которые заключались в более низких показателях КМТ и более высоких показателях ЖМТ в сравнении с контролем. Девочки при ГСПП с нейроциркуляторными нарушениями характеризовались более высокими показателями содержания жировой ткани в сравнении с больными при ГСПП с герминативными нарушениями.

Для больных в 1-й группе было характерно избыточное вегетативное обеспечение (ВО) в виде преобладания гиперсимпатикотонического варианта, отмечалось более низкое содержание ЛГ и более высокое содержание ФСГ в сравнении с девочками во 2-й группе при нормальных значениях уровней ПРЛ, также была установлена активация процессов АОЗ в виде накопления a-токоферола, ретинола и снижения уровней АОА. Тогда как в группе больных с нейроциркуляторными нарушениями наиболее часто встречался гипердиастолический вариант, свидетельствующий о недостаточном ВО у детей при ГСПП с АГ, уровни ФСГ, ПРЛ были достоверно выше, чем в контроле, дисбаланс в системе АОЗ проявлялся в виде снижения концентрации a-токоферола в сравнении с 1-й группой и накоплением ретинола на фоне снижения уровней АОА в сравнении с контролем.

Т.о., для больных с ГСПП с нейроциркуляторными нарушениями (с АГ) при нормальном весе тела были характерны наиболее выраженные изменения в компонентном составе тела, гормональный дисбаланс и нарушения в системе АОЗ на фоне вегетативных расстройств.

Рецензенты:

Власов Б.Я., д.м.н., профессор, старший научный сотрудник лаборатории патофизиологии репродукции, ФГБУ НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека Сибирского отделения РАМН, г. Иркутск;

Гутник И.Н., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой физиологии и психофизиологии биолого-почвенного факультета, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.

Работа поступила в редакцию 21.03.2014.


Библиографическая ссылка

Колесникова Л.И., Долгих В.В., Рычкова Л.В., Сухинина К.В., Шолохов Л.Ф., Гребенкина Л.А. ОСОБЕННОСТИ ГОРМОНАЛЬНО-МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВОЧЕК 8–12 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ ТЕЧЕНИЯ ГИПОТАЛАМИЧЕСКОГО СИНДРОМА // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-4. – С. 744-747;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33990 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674