Как гениальный художник слова, K.Л. Хетагуров ищет в явлении самое существенное, самое характерное и, отталкиваясь от его конкретно-чувственной природы, обобщает, создает свою концепцию мира и человека, формирует собственную художественную антропологию.
При этом важнейшей категорией в эстетике поэта является идеал, вобравший в себя народные представления о жизни, о человеке, о целях и лучших формах общественного развития, – словом, выражающий народный взгляд на мир и место в нем человека.
Вот что пишет Коста Хетагуров в стихотворении «Мне нравится, мой друг...», формируя в своем сознании самый прекрасный идеал, доступный человеку и достойный его:
...верь, что мы, как любящие братья,
Воздвигнем на земле один всеобщий храм,
Храм жизни трудовой, насилью недоступный,
Сознательной борьбы, без пыток и крови,
Храм чистой совести и правды неподкупной,
Храм просвещения, свободы и любви [2:227].
Хетагуров использует эстетический идеал как образец, норму, определяющую способ поведения человека во всех сложных жизненных ситуациях. Более того, как всеобщую форму человеческой жизнедеятельности и, разумеется, во всех сферах общественной жизни: социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д.
Эстетический идеал Хетагурова отражает объективные тенденции развития реального мира.
Во второй половине XIX века в сознание осетинского общества активно проникают идеи революционно-демократического движения. Это было обусловлено влиянием прогрессивной русской культуры, лучшие представители которой протянули руку дружбы и братской помощи северокавказским горцам. При их активной поддержке зародилось северокавказское просветительство.
Хетагуров, обучаясь в Ставропольской гимназии, духовно мужал, нравственно формировался под влиянием революционно-демократической идеологии, страстными пропагандистами которой явились лучшие преподаватели гимназии. Со многими из них лично дружил молодой Хетагуров. Во многих стихотворениях поэт отдает дань уважения и признательности своим учителям.
Я знал его...Я помню эти годы,
Когда он жил для родины моей,
Когда и труд, и силы, и заботы, –
Всего себя он отдавал лишь ей.
Он нам внушил для истинной свободы
Не дорожить привольем дикарей...
Я знал его, я помню эти годы,
Когда он жил для родины моей [3:311].
Так писал Хетагуров в стихотворении «Памяти Я.М. Неверова». Эти же идеи революционно-демократического направления звучат в стихотворении «Памяти А.Н. Плещеева»:
Ему не надо слез.
Лишь то святое дело,
Которому он жизнь с любовью посвятил,
Пусть не умрет в тебе, – иди под знамя смело,
Храня его завет и не жалея сил!.. [4: 326].
Словом, эстетический идеал Хетагурова явился конкретно-чувственным выражением тенденций и закономерностей развития действительности, вернее, осетинского общества второй половины XIX в.
Хетагуров рассматривал природу, природное начало как условие цельности человека и окружающего его мира, как основу идеального совершенства. Отсюда такие глубоко оптимистические, удивительно жизнеутверждающие строки Хетагурова, посвященные весне:
И всюду жизнь, тепло и свет,
Приволье и цветы...
Везде любовь, везде привет
И всюду, всюду ты! [5: 128].
Идеал недостижим, и природа, изначально призванная быть условием идеального совершенства или условием цельности и целостности человека и окружающего его мира, не становится такой, ибо социальный строй, социальные отношения мешают природе полностью реализоваться. И тогда звучит призыв к борьбе:
Дети Осетии,
Братьями станем
В нашем едином
И дружеском стане.
С нами высокое
Знамя народа.
К свету, с победною
Песней похода!
К правде сверкающей
Смело шагайте!
Трусы, бездельники,
Прочь! Не мешайте! [2: 117].
Для Хетагурова идеал содержательно несет в себе представление об итоговом совершенстве индивида как представителя рода человеческого. Идеал включает в себя осознание поэтом того, что человек и есть самоцель своей жизнедеятельности. То есть Хетагуров отразил в художественных образах свое представление об идеале как высшей норме человеческого совершенства. Прежде всего это совершенство реально, если человек способен жить во имя людей, для народа и видеть в этом высшее для себя благо.
Сердце открой для отрадных мечтаний, –
Жизнь нелегка.
Много порой возникает желаний
У бедняка.
«Если б, – он мыслит, – неся сквозь невзгоды
Светлую весть,
Мог я снискать себе счастьем народа
Славу и честь!
Если бы в сердце живей отзывалась
Ближнего боль,
Если бы высшим из благ мне казалась
К людям любовь!» [3: 96].
В художественной антропологии Хетагурова важнейшую роль играет философское осмысление жизни и философская трактовка смысла жизни.
Человек на фоне всего остального мира выделяется только благодаря своему разуму и чувствам. Значит, эволюция человека – это прежде всего эстетическое совершенствование мира, процесс становления его красоты – приходит к выводу поэт.
А если так, то очень важно, по мнению Хетагурова, каков сам человек и что он несет миру:
Гость юный пьет бойко, и все же не скажет,
Что миру несет он с собой, –
Насилье и зло ли достойно накажет,
Иль вызовет правду на бой?
Безумных ли пиршеств он будет кумиром,
Купаясь в слезах и крови?
Поднимет ли знамя свободы над миром
Во имя Христовой любви? [5: 221]
И это вполне естественно для мироощущения Хетагурова, ведь самый высокий идеал достойной человеческой жизни для него – борьба за счастье родного народа.
Лишь народу из всех его многих заслуг
Возврати лишь одну ты обратно.
Ну, хоть чем-нибудь дай ему повод признать,
Что врагом ты не будешь народным
И что новых петель не захочешь вязать,
Чтоб ему помешать стать свободным [4: 213].
И хоть он уверен, что:
Лучше скажи мне могучее слово,
Чем бы весь мир я сумел убедить,
Что в этом мире нет счастья другого,
Как бесконечно прощать и любить [2: 97].
И тем не менее в решительную минуту поэт сам определяет, что важнее для него:
Я не стою любви, я не смею любить, –
Меня родина ждет уже к бою, –
Коль врага ее мне не удастся сразить,
То не встретимся больше с тобою... [5: 76].
Своеобразно также формирование эстетического идеала в творчестве поэта. Так, Хетагуров представление об идеале связывает с понятиями долга и ответственности. Скажем, Фатима, героиня поэмы «Фатима», предпочла чувству любви чувство долга.
Перенесла я слишком много,
Чтоб так бездушно разрушать,
Мою святыню... Бойся бога, –
Теперь я замужем, я мать [4: 83].
Так говорит Фатима Джамбулату. Раскрывая высокий духовный облик женщины, Хетагуров воплощал в образе своей любимой героини высочайшие нравственно-этические образцы народных представлений о женской добродетели, о красоте и подлинном благородстве, которые идут из глубин национального духа.
Так Хетагуров благодаря своему мастерству сумел развить в осетинской литературе реалистическую концепцию красоты, связав в своей эстетике идеал с типизацией и отражением жизненной правды, с социальными идеями свободы, равенства и братства. Отсюда и своеобразие его эстетического идеала, важнейшей сутью которого становится борьба за счастье народа. В то же время поэт трактует красоту как меру гармоничности, истинности бытия. А красота – это не что иное, как жизнь праведная, честная, трудовая, та, которую творят чистыми руками.
«Коста выдвигал целую программу развития искусства, которая, с его точки зрения, призвана была определить место его как специфического, уникального явления в жизни современного ему общества…» [1: 502].
Таким образом, в представленной работе были рассмотрены и специфические особенности эстетического идеала в поэтическом творчестве К. Хетагурова, сыгравшие большую роль в развитии художественно-эстетического мироощущения поэта.
Рецензенты:
Гацалова Л.Б., д.ф.н., профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБУН СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ;
Бекоев В.И., д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», РСО-Алания, г. Владикавказ.
Работа поступила в редакцию 06.03.2014.
Библиографическая ссылка
Фидарова Р.Я., Кайтова И.А. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В ПОЭЗИИ К. ХЕТАГУРОВА // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-2. С. 438-440;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33897 (дата обращения: 20.05.2025).