В соответствии с современными медико-биологическими представлениями эндокринные заболевания, такие как сахарный диабет (СД) и гипотиреоз, относят к группе свободнорадикальных патологий. Известно, что недостаток инсулина и тиреоидных гормонов вызывает нарушения энергетического обмена и способствует формированию дисбаланса в прооксидантно-антиоксидантной системе организма, что ведет к усилению процессов перекисного окисления биомолекул и приводит к развитию разнообразных осложнений [1, 9, 13, 15]. В настоящее время продолжается совершенствование лечебных мероприятий при рассматриваемых эндокринопатиях, но тем не менее поздние сосудистые осложнения остаются главными причинами инвалидизации и смертности, что связано с поражением жизненно важных органов и систем [11, 14]. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях показана негативная тенденция, связанная с постоянно увеличивающейся заболеваемостью СД во всех странах и увеличением встречаемости его хронических осложнений, что обусловливает высокую социальную значимость изучаемой патологии.
В ряде работ продемонстрировано, что развитие сосудистых осложнений можно предупредить или замедлить с помощью средств, имеющих антиоксидантные свойства [5, 8, 12], однако до сих пор не существует единого мнения о терапевтической тактике ведения больных СД и гипотиреозом с применением препаратов с антиоксидантной направленностью, остаются не до конца разработанными принципы дифференцированного антиоксидантного лечения в зависимости от выраженности осложнений, а также не учтено влияние антиоксидантной терапии на отдельные звенья эндогенной антиоксидантной системы (АОС).
Одними из перспективных средств антиоксидантной коррекции являются тиолсодержащие соединения (HS-группы), широко представленные в организме как низкомолекулярными (глутатион, цистеин, гомоцистеин, N-ацетилцистеин, дигидролипоевая кислота), так и высокомолекулярными соединениями [4].
Учитывая вышеизложенное, в данном исследовании проведено изучение показателей активности ферментов антирадикальной защиты (ФАРЗ) в крови при СД 1 и 2 типа, а также первичном гипотиреозе. Кроме того, было изучено влияние дисбаланса ферментного звена АОС на показатели свободнорадикального окисления (СРО) и возможности коррекции выявленных нарушений в работе прооксидантно-антиоксидантной системы с помощью тиолсодержащих препаратов (липоевой кислоты).
Целью настоящей работы была оценка взаимосвязи между дисбалансом функционирования ферментного звена АОС и показателями СРО в крови при СД 1 и 2 типа, гипотиреозе, а также динамика показателей прооксидантно-антиоксидантной системы у обследованных групп больных при использовании в комплексной терапии препаратов липоевой кислоты.
Материалы и методы исследования
При выполнении исследования было обследовано 128 человек, страдающих СД 1 и 2 типа (n = 88) и гипотиреозом (n = 40), проходивших лечение в государственном бюджетном учреждении здравоохранения (ГБУЗ) «Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского», ГБУЗ «Краевая клиническая больница № 2», ГБУЗ «Клинический госпиталь для ветеранов войн», ГБУЗ «Краевая консультативная поликлиника» (г. Краснодар). В группу 1 были включены пациенты с СД 1 типа (n = 44), в группу 2 – с СД 2 типа (n = 44), в группу 3 – с гипотиреозом (n = 40), каждую из указанных групп в дальнейшем разделили на равные подгруппы в зависимости от проводимой терапии: подгруппу А составили пациенты, получающие традиционное лечение, подгруппу Б – получающие дополнительно в комплексной терапии тиолсодержащие препараты липоевой кислоты (этилендиаминовую и трометамоловую соли альфа-липоевой кислоты) в курсовой дозе не менее 3000 мг тиоктовой кислоты (парентерально). Контрольную группу составили 25 здоровых добровольцев, сопоставимых по полу и возрасту с обследованными больными (группа 4). Определение показателей прооксидантно-антиоксидантной системы в крови осуществляли в 1-е сутки нахождения больных в стационаре и на 10-й день после проведенного лечения.
В группах больных с СД состояние углеводного обмена оценивали с помощью гликозилированного гемоглобина (HbA1c), средние значения которого достоверно (p < 0,05) превышали физиологические значения, но не отличались статистически значимо между собой в группе 1 (9,1 ± 0,8 %) и группе 2 (8,7 ± 0,3 %). Степень тяжести первичного гипотиреоза определяли по уровню тиреотропного гормона (ТТГ), показатели которого составили в среднем в группе 3 – 16,4 ± 1,9 мМЕ/л.
Активность супероксиддисмутазы (СОД) в гемолизате эритроцитов определяли по методу [7] и выражали в условных единицах, отнесенных к 1 грамму гемоглобина (Hb) в крови. Определение активности каталазы (КАТ) в гемолизате эритроцитов проводили колориметрическим методом [6] и выражали в мкмоль / (мин∙г Hb) в крови.
При оценке интенсивности СРО в плазме крови использовали метод люминол-зависимой H2O2-индуцированной хемилюминесценции, максимум вспышки хемилюминесценции (МВХЛ) и площадь хемилюминесценции (ПХЛ) измеряли на хемилюминотестере ЛТ-01 по методике [3] в модификации [10] и выражали в условных единицах (усл. ед.) и единицах площади (ед. пл.) соответственно.
Комплексную оценку ферментного звена АОС проводили с помощью интегрального показателя функционирования ферментов антирадикальной защиты (ИПФФАРЗ) по разработанной методике [2] и выражали в единицах соотношения каталаза/супероксиддисмутаза (ед. соотн. КАТ/СОД).
Статистическую обработку экспериментальных данных проводили в соответствии с методами, принятыми в вариационной статистике, с использованием свободного программного обеспечения – системы статистического анализа R (R Development Core Team, 2008, достоверным считали различие при р < 0,05).
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенных исследований было установлено, что у всех обследованных больных наблюдался выраженный дисбаланс в работе ферментного звена АОС, который сопровождался клинически значимым повышением интенсивности СРО и формированием окислительного стресса (ОС). Активность СОД у всех пациентов с СД была снижена, так, в подгруппе 1а она была меньше контрольных значений на 36,9 % (p < 0,05), 1б – на 45,4 % (p < 0,05), 2а – на 41,2 % (p < 0,05), 2б – на 43,0 % (p < 0,05), что указывает на имеющиеся нарушения утилизации супероксидного анион-радикала (·ОО-), являющегося одним из основных факторов, приводящих к повреждению макромолекул при развитии ОС, и, следовательно, участвующего в формировании поздних осложнений при СД. Активность КАТ у обследованных пациентов этих подгрупп также была снижена: в подгруппе 1а она была ниже данных контрольной группы на 20,2 % (p < 0,05), 1б – на 24,3 % (p < 0,05), 2а – на 13,8 % (p < 0,05), 2б – на 16,1 % (p < 0,05), что говорит о невозможности полноценной защиты организма на молекулярном и клеточном уровне от реактивных молекул (Н2О2, гидропероксиды), образующихся в условиях ОС при окислительной модификации белков, липидов и нуклеиновых кислот в результате воздействия активных форм кислорода. Такие сонаправленные изменения активности ферментов первой и второй линий антирадикальной защиты организма, по-видимому, связаны с особенностями ингибирования биологически активных молекул при сахарном диабете, что может быть обусловлено различными патобиохимическими процессами: гликозилированием аминокислотных остатков лизина в составе активного центра фермента, аллостерическим ингибированием ферментов в условиях ОС избытками пероксида водорода, фрагментацией и потерей ферментативной активности вследствие воздействия активных форм кислорода, снижение активности вследствие взаимодействия амино- или SH-групп с токсичными эндогенными альдегидами с образованием Шиффовых оснований, нарушением процессов транскрипции генов, кодирующих ферменты АОС, истощением при ОС неферментных компонентов АОС, выполняющих роль кофакторов в этих ферментативных реакциях. Все эти изменения активности ФАРЗ сопровождались выраженным повышением интенсивности процессов СРО (табл. 1): в подгруппе 1а МВХЛ и ПХЛ возрастали в 6,2 и 2,0 раза соответственно (p < 0,05), 1б – в 3,9 и 1,9 раза (p < 0,05), 2а и 2б – в 3,5 и 1,3 раза (p < 0,05), что подтверждает существенное преобладание прооксидантных факторов над потенциалом эндогенной АОС организма при декомпенсации углеводного обмена у пациентов с СД.
Таблица 1
Показатели ферментного звена АРЗ и СРО пациентов с СД и гипотиреозом до лечения (M ± m)
Показатель Биосубстрат |
Группа 1а |
Группа 2a |
Группа 3a |
Группа 1б |
Группа 2б |
Группа 3б |
Группа 4 |
МВХЛ, усл. ед. |
1,48 ± 0,13 * |
0,83 ± 0,08 * |
0,95 ± 0,11* |
1,42 ± 0,27* |
0,84 ± 0,10* |
1,07 ± 0,15* |
0,24 ± 0,02 |
ПХЛ, ед. пл. |
1,50 ± 0,03* |
0,98 ± 0,02* |
1,14 ± 0,06* |
1,46 ± 0,11* |
0,99 ± 0,02 * |
1,16 ± 0,09* |
0,76 ± 0,04 |
ИПФФАРЗ, ед. соотн. КАТ/СОД |
1754,38 ± 8,61* |
552,11 ± 4,06* |
5,70 ± 0,38* |
4260,67 ± 13,74* |
581,11 ± 9,42* |
2,91 ± 0,17* |
103,58 ± 2,76 |
Примечание. * – р < 0,05 в сравнении с показателями контрольной группы 4.
Несколько иные изменения активности ФАРЗ были отмечены у пациентов с гипотиреозом. Если активность КАТ у них также снижалась: в подгруппе 3а – на 27,1 %, 3б – на 28,3 %, то активность СОД возрастала на 18,1 % в подгруппе 3а и на 20,6 % в подгруппе 3б, что может отражать адаптационные изменения активности ферментов 1-й и 2-й линий антирадикальной защиты в условиях развивающегося нарушения энергетического обмена у таких больных и, как следствие, приводящего к формированию ОС. При этом выявлено повышение интенсивности процессов СРО в подгруппах 3а и 3б (табл. 1).
При комплексной оценке дисбаланса ферментного звена АОС было установлено, что наиболее существенную роль эти нарушения играют при развитии ОС у пациентов с СД 1 типа и гипотиреозом, тогда как у больных с СД 2 типа значение дисбаланса работы ферментов 1-й и 2-й линии антирадикальной защиты менее существенно для формирования ОС (табл. 1). Необходимо отметить, что если при СД 1 типа выраженные нарушения работы ФАРЗ, приводящие к развитию, ОС связаны преимущественно с выраженным ингибированием СОД на фоне менее существенного снижения активности КАТ, то при гипотиреозе преобладает недостаточность каталазной (пероксидазной) активности, при этом в условиях ОС у таких пациентов компенсаторно возрастает активность СОД, что, однако, может сопровождаться избыточным накоплением гидропероксидов и образованием большого количества вторичных свободных радикалов, приводя к необратимому повреждению клеточных структур.
На фоне проводимого лечения отмечена положительная динамика во всех обследованных группах (табл. 2).
Таблица 2
Показатели ферментного звена АРЗ и СРО пациентов с СД и гипотиреозом после проведенной терапии с препаратами липоевой кислоты (M ± m)
Показатель Биосубстрат |
Группа 1а |
Группа 2a |
Группа 3a |
Группа 1б |
Группа 2б |
Группа 3б |
Группа 4 |
МВХЛ, усл. ед. |
0,67 ± 0,04 * |
0,66 ± 0,03* |
1,07 ± 0,09* |
0,45 ± 0,02* |
0,53 ± 0,04* |
0,39 ± 0,01* |
0,24 ± 0,02 |
ПХЛ, ед. пл. |
0,86 ± 0,02* |
0,83 ± 0,01 |
1,16 ± 0,12* |
0,59 ± 0,01 |
0,79 ± 0,02 |
0,73 ± 0,05 |
0,76 ± 0,04 |
ИПФФАРЗ, ед. соотн. КАТ/СОД |
136,92 ± 1,58* |
183,04 ± 3,71* |
53,74 ± 0,65* |
135,16 ± 2,10* |
178,88 ± 1,93* |
78,52 ± 1,04 |
103,58 ± 2,76 |
Примечание. * – р < 0,05 в сравнении с показателями контрольной группы 4.
Следует отметить, что наиболее существенные положительные изменения показателей работы ФАРЗ отмечены у пациентов, получающих комплексное лечение с препаратами липоевой кислоты. Так, значение ИПФФАРЗ в подгруппе 1б снизилось на 96,8 % в сравнении с показателями до лечения (p < 0,05), в подгруппе 2б данные ИПФААРЗ уменьшились на 69,2 % (p < 0,05), а у больных с гипотиреозом значения ИПФФАРЗ достигли референтного интервала контрольной группы. В этих подгруппах подобные изменения характерны и для показателей СРО (МВХЛ и ПХЛ). Полученные результаты указывают также на то, что у пациентов с СД развитие ОС обусловлено не только нарушениями работы ФАРЗ, но и в большей мере другими патогенетическими факторами: гипергликемией, инсулинорезистентностью, активацией факторов транскрипции, что требует прежде всего ликвидации абсолютной или относительной инсулиновой недостаточности у таких больных, и только после этого целесообразно применение различных средств (тиолсодержащих, витаминов группы В, Е, С и прочих) с антиоксидантной направленностью.
В то же время комплексная антиоксидантная терапия при гипотиреозе позволяет достаточно быстро компенсировать нарушения ферментного звена АОС и снизить риск развития осложнений у таких пациентов.
Выводы
Таким образом, полученные данные, характеризующие состояние ферментного звена АОС свидетельствуют о значимой роли дисбаланса в работе первой и второй линий ФАРЗ при развитии ОС как у больных с СД, так и в большей мере при гипотиреозе. При этом отмечено преобладание недостаточности дисмутазной активности при СД и клинически значимое снижение каталазной активности при гипотиреозе. Применение в комплексной терапии при СД и гипотиреозе препаратов липоевой кислоты позволяет существенно уменьшить нарушения в работе ФАРЗ, а также достоверно снизить интенсивность процессов СРО.
Рецензенты:
Быков И.М., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой фундаментальной и клинической биохимии, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Краснодар;
Каде А.Х., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей и клинической патофизиологии, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Краснодар.
Работа поступила в редакцию 17.01.2014.
Библиографическая ссылка
Басов А.А., Литвинова М.Г. ДИНАМИКА АКТИВНОСТИ ФЕРМЕНТОВ АНТИРАДИКАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ У ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ И ГИПОТИРЕОЗОМ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПРЕПАРАТАМИ ЛИПОЕВОЙ КИСЛОТЫ // Фундаментальные исследования. 2013. № 12-3. С. 423-427;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33421 (дата обращения: 18.05.2025).