Интегральность культурологии и включенность ее во все стандарты образования вызывают к ней повышенный интерес, и, одновременно, рождает у представителей иных специальностей (историков, философов, социологов, филологов и др.) достаточно ревностное отношение к ее содержанию, направленности, функциональности, необходимости быть в ряду обязательных дисциплин. В том случае, если культурология введена и как самостоятельная специальность, и как дисциплина стандарта образования, как изначально самостоятельная, вышеуказанных прецедентов достаточно немного. В тех же случаях, когда она появилась в бывших институтах культуры или иных учебных заведениях, сформированных с их (институтах культуры) участием, видимых или мнимых непониманий достаточно много, которые обсуждаются до настоящего времени, спустя полтора десятка лет после ее введения. Сравнение идет по параметрам значимости с социально-культурной деятельностью и других специализаций, основанных на ней.
В силу этого возникает необходимость более подробного уточнения ее сущности. Культурология призвана способствовать духовному росту и интеллектуальному совершенствованию личности, обогащению ее внутреннего мира. В силу своей содержательной позиции, культурология чрезвычайно информативна и объемна. По сути дела сейчас это единственная дисциплина, которая вводит студентов в целостный мир понимания окружающего. Она формирует мировоззренческие позиции и дает представление о целостности взаимодействия и взаимообусловленности науки, искусства, религии, ценности которых лежат в основе культуры и изучаются культурологией.
Именно культурология становится той линзой, тем интегратором, которые позволяют представителям всех специальностей познать и ощутить единство и гармонию мира и мироздания. Естественно, это, прежде всего, проявляется в содержании, направленности и масштабах культурологии как науки.
Традиционно культурология подразделяется на два больших направления - теорию культуры и историю культуры, а те, в свою очередь, имеют свою подразделы. Теория культуры вбирает в себя, помимо собственно теории, философию культуры, социологию культуры; история культуры подразделяется на историю мировой, отечественной, региональной культуры, историю национальных культур. Поэтому проблемное поле культурологии чрезвычайно обширно, как обширна и сама культура. Нет почти ни одной проблематики, которая не имела бы культурологического обоснования. Поэтому культурологию с полным правом можно назвать стержневой наукой, которая формирует широчайший стиль мышления, интеллигентность и интеллектуальность, так как базируется на исследовании самого громадного феномена, каковым является культура. Не буду утомлять Вас определениями культуры, напомню, лишь, что все, что создано человеком, включая его самого - есть творение культуры. Мы живем, творим культуру и ее атмосферу, дышим этим воздухом и, конечно, же почти полностью зависим от нее, от ее содержания, динамики, качества.
Хотя в образовательные планы учебных заведений культурология как отдельная дисциплина вошла сравнительно недавно, с середины ХХ века, а в стандарты вузовского образования лишь с 80-х годов, тем не менее, культура всегда находилась в центре внимания общества. Об этом говорят не только ее объемы. Можно привести лишь один факт, который подтверждает ее значимость. Ученые всех времен и народов создавали свои концепции культуры, первые использования термина культура есть в древнеиндийских ведах. А в настоящее время количество определений возросло до полутысячи, и число их увеличивается. Пожалуй, ни одна другая наука не имеет такого числа дефиниций своего базового понятия. Это подтверждает и момент ее значимости для человека и общества и необходимость ее изучения и грамотного использования.
Значительные объемы культурологии, соединение в ней трех основных способов познания мира (науки, искусства, религии) чрезвычайно благотворно сказывается на развитии интеллекта. Это связано с первую очередь с тем, что вся культурология основана на исследовании высших достижений человечества. По сути дела они - есть мерило, уровень, на которые студенты сразу ориентируются, усваивая высокие и прекрасные образцы творчества. В силу этого, культурология очень красива и эстетична в изучении, Она знакомит не только с блестящими творениями, но и с творческими лабораториями великих людей. Более того, она исследует разные направления творчества в жизни конкретного человека. А ведь известно, что почти все великие люди оставили после себя наследство в разных сферах творчества. Как они взаимодействовали между собой, как влияют друг на друга - серьезная проблема, которая переходит в феноменологические позиции культурологии. Она сразу ставит высокую планку отчета для развития интеллекта и интеллектуальности личности и демонстрирует возможности решения сложных задач, определяет познавательные способности и уровень мышления. Это объясняется ее интегральностью, позволяет развить способности нетривиального видения мира, уйти от стандартов и догм.
В силу этого, интеллектуальный потенциал культурологии чрезвычайно высок и востребован, так как созданный и обработанный культурой разум не позволяет человеку утопать в мелочной суете повседневности, и делает жизнь интересной, содержательной, освещенной идеалами гуманизма, добра и красоты. Образованный культурологически человек умеет понять других людей и другие культуры, отличается терпимостью и доброжелательностью, общение с ним интересно и доставляет удовольствие. Разумеется, знакомство с кратким учебным курсом культурологии, еще не делает личность носительницей и выразительницей высокой культуры. Одного желания мало, нужно, как и везде приложить немало усилий, чтобы войти в нее, научиться понимать ее язык, ее символику, семиозис, смысл многообразных феноменов и варианты ее интерпретации. Как и везде нужна серьезная работа, длительное пребывание в поле ее ценностей.
Изучаемые объемы, естественно, ориентируют культурологию на понимание и осознание громадного пласта информации, который должен быть интегрирован в сознании и осознании своей причастности к жизни культуры в мире. Это совершенно есте ственным путем расширяет сознание личности, которое начинает разви ваться более интенсивно.
Кроме своей высокой интеллектуальности, культурология глубоко гуманна. Не просто объемность, но и величественность изучаемых ценностей, создает особое благоговейное восприятие окружающего мира в гармонии и совершенстве, что развивает и эстетическую, эмоциональную составляющую культуры. То есть, интеллект возрастает во всем своем многообразии чувств, несущих положительную энергию всему живому во всех пространствах и планах бытия.
Культурология и ее базирование на великих достижениях человеческого гения, чрезвычайно важна для создания гуманистического миропонимания, формирования позитивно устремленного мышления. Последнее само выбирает себе пути в познании и развивается достаточно интенсивно. Развитой интеллект несет в себе все черты духовности и чувственности, потому что они питают его взаимно. Не может познавший и соприкоснувшийся с великими ценностями иметь низко ориентированное миропонимание, мелкие цели и низменное восприятие.
Следует отметить еще один важный аспект необходимости изучения культурологии. Тенденции развития личности таковы, что с течением времени почти каждый человек начинает самопроизвольно интересоваться ценностями культуры. У кого-то это проявляется в научном, художественном, духовном творчестве, у кого-то в коллекционировании ценностей культуры и др. В любом случае, личность вырастает до необходимости понимания культуры в масштабных параметрах, необходимости расширения сферы своей жизни, выходящей за рамки профессии. В мире человек начинает искать, изучать и чувствовать красоту, восхищаться ею. И это выраженное тяготение к пониманию и творению целостности, эстетизации, красоте - естественно. Следовательно, можно сказать, что культурологизация личности - естественный процесс, естественное срастание личности и высокой культуры. То есть, культурологизация - есть показатель высокого развития личности, выход ее на высокий уровень.
В силу этого переоценить значимость культурологии в образовании невозможно. Она не только должна присутствовать, но должна занимать значительные объемы в учебных планах. Изучение и погружение в творческие лаборатории гениев, ориентация на эти уровни достижений - основа для развития таланта, устремленности к высшим рубежам. Сформированная привычка к познанию и творению, естественно, будет побуждать личность активно реализовывать себя в творчестве.
Следовательно, культурология - есть та основа, которая создает ядро пробуждения и созревания талантов, высокодуховных, нравственных людей, за которыми будущее и личностного и социального толка. Поэтому перед профессионалами-культурологами стоят задачи исследования интеллектуального потенциала культурологии, выверения его содержательного и технологического направления, исследование и применение возможностей его оптимального использования в учебных заведениях и в разных сферах бытия.
Но помимо этих позиций культура и культурология выполняет достаточно конкретные социально-практические задачи:
Во первых - культурология - это поворот к гуманистическим ценностям, которые объединяют всех людей, она высвобождает разум, а не принуждает верить в догмы.
Во-вторых, именно культура интегрирует в себе ценности всего созданного человечеством. Сейчас, при кризисе Европейской культуры и повороте ее к восточным ценностям, при гиперболизации американской модели культуры, как никогда остро встает вопрос о развитии новой модели мировой культуры, которая должна включить в себя западные, восточные образцы, ценности русской культуры и модели культур, вписанных в природу, так называемые «детские культуры». Именно этот интегратор есть основа культуры постиндустриального общества.
Следующий аспект практической значимости заключается в том, что именно она есть основа многочисленных контактов, международных, межнациональных, служебных, личностных, и др. Поэтому культурный обмен, культурное сотрудничество - благо и необходимость. Но чтобы они были благотворны, нужно уметь управлять ими, строить их на научных культурологических основах.
Нельзя также упускать такую важную проблему как экологические сложности, обострение социальных проблем в крупных городах, сложность взаимоотношений представителей разных национальностей, негативные последствия быстрого экономического и демографического роста. Это данность нашей жизни. Все это требуют серьезных изменений в системе личностных ценностей. Их должна сформировать культурология и вывести в нормативную плоскость широкой культуру. Человечество должно и начинает строить новый мировой порядок. Свои главные усилия целесообразно направить в сферу духовного творчества, которое дает иное наполнение жизни.
И, наконец, сам прогресс в области духовной культуры, в частности в таких ее направлениях как информационная культура, искусство, массовая культура и др. требует серьезных знаний в использовании ее ценностей. При таком обилии информации, которые изливается на человека сейчас, нужно быть чрезвычайно эрудированным и избирательным в использовании этой продукции. То есть, необходимо всерьез заняться изучением сущности, функций культуры, выработать принципы управления культурным развитием.
Этим и обосновывается акцентуация на интеллектуальности культурологии как ее базового качества, на акцентировании внимания на культурологии как отрасли знания, на исследовании ее содержательного и гуманистического наполнения. Именно этим и занимаются культурологи всего мира и сфера их деятельности будет постоянно расширяться, а значение ее увеличиваться.
Одновременно с этим, культурология чрезвычайно гармонично вписывается в реалии глобализма. Он, как известно, характризуется переходом от закрытого типа общества к открытому, позиционирует превалирование системы ценностей экономцентричного мира и переносит законы рыночных отношений на многие сферы человеческой деятельности, в том числе и образовательные.
Введение разных образовательных форм, перевод самого образования в сферу «образовательных услуг», широкое внедрение дистанционного образования и мн. другое, естественно, расширяет границы образовательного охвата населения как ответ на вызовы глобализации и, одновременно, замещает собственно образовательный процесс коммуникацией. При этом антропологический фактор почти выпадает из процессов регулирования социокультурного пространства.
Здесь углубляется конфликт между социальной и духовной природой человека. И именно здесь культурология и культурологизация образования ориентированы на смягчение негативной социальности за счет формирования у студентов всестороннего понимания окружающих процессов, человека и человечества в этих процессах места. При этом процессы глобализации, протекающие в мощной динамики требуют почти мгновенной адаптации к постоянно меняющейся реальности, следовательно - такого развития личности, которая бы самостоятелньо и постоянно могла менять (развивать) себя. В этих процессах не только многократно возрастает, но и становится доминантной значимость духовных ресурсов - знаниевых, профессиональных, интегративных. Именно благодаря им происходит реализация селекции или синтеза культурного опыта, различного по своему ценностному наполнению, его усвоение, истолкование, не вызывает кризиса идентичности, персонального, социального или национального.
В данном случае именно интегративные, междисциплинарные специальности - квинтэссенцией которой является культурология выступают в качестве преобразователя как самого образовательного, так и самообразовательного процесса. В этом случае узконаправленные специальности, в которых велик ремесленный блок, часто изживают собственную значимость уже к моменту окончания студентами вуза. В силу этого еще более актуализируется ценность целостного представления о происходящих социокультурных процессах, определение и акцентирование роли антропологического фактора в них, и, в целом, - конкретизация гуманного начала в глобализации, то есть сущность основных принципов, положения культурологии. Культурологические принципы образования играют, главным образом, координирующую роль в процессах инкультурации и адаптации человека в глобализирующемся социокультурном пространстве.
Библиографическая ссылка
Ромах О.В. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 7. – С. 69-72;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3326 (дата обращения: 23.11.2024).