В последнее время во всем мире отмечается увеличение числа непланируемых беременностей у несовершеннолетних. По данным Международной федерации планирования семьи, ежегодно в мире рожают 15 миллионов девушек-подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прерывать беременность. «В России в последние десятилетия также наблюдается тенденция роста рождаемости у юных женщин, число первородящих в возрасте до 18 лет составляет в крупных городах 1,5–2 %» – отмечает О.Г. Павлов [7]. Юные матери, несмотря на свою относительно биологическую зрелость, еще не достигают должной социальной, эмоциональной и психологической самостоятельности для полноценного воспитания родившегося ребенка. Беременность в юном возрасте сопровождается рядом сложных медико-социальных проблем, решение которых в значительной степени зависит как от подростков и их семей, так и от общества [4, 5].
Проблема раннего материнства в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связано с ростом сексуальной активности подростков, ведущей к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у несовершеннолетних девушек. Следовательно, увеличивается и количество юных девушек, имеющих детей [6]. В ходе изучения проблемы беременности несовершеннолетних выяснилось, что с середины 90-х годов XX века наблюдается значительный рост количества беременностей и родов среди подростков. Беременность в юном возрасте – это следствие раннего начала половой жизни, неправильное или неприменение контрацептивов, неосведомленность подростков в этом вопросе [12, 13].
Раннее начало сексуальной жизни имеет множество негативных последствий, в первую очередь – это заболевания, передающиеся половым путем, и ранняя беременность.
Молодые мамы в преддверии рождения ребенка оказываются неосведомленными об элементарных особенностях его развития и своих функциях в уходе за ним и общении, что может послужить основанием для возникновения серьезных проблем в освоении родительской роли [10, 12].
Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так как рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака, его главное значение, раннее материнство связывали со временем вступления в брак [2]. А для европейской части России ранние браки издавна считались типичным и всеобщим явлением. По свидетельству Николая Костомарова, в XVI–XVII веках «…русские женились очень рано. Иногда возраст жениха был от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым» [4]. Однако против слишком ранних браков возражало и государство, и, главным образом, церковь. Позже, по указу Екатерины II всем сословиям запрещалось венчать мужчин моложе 15, а женщин – моложе 13 лет. За нарушение этого указа брак расторгался, а священник лишался сана [3].
Подростковое материнство существует практически во всех странах мира. Другое дело, что их количество то или иное государство может регулировать. Это становится возможным при четко проработанной и повсеместно действующей программе полового воспитания [14].
Личностные особенности несовершеннолетних, предрасполагающие к определенному стилю общения и поведения в обществе, дефекты воспитания в родительских семьях, нарушение эмоционального контакта между родителями и подростками могут косвенно способствовать возникновению ранней беременности. В то же время отсутствие грамотного и этичного полового воспитания в большинстве семей и школ приводит к наблюдаемому ныне высокому проценту незащищенных половых связей в среде подростков, нежелательных беременностей школьниц, венерических заболеваний и т.д. [1, 2].
Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов [1, 8, 9, 11].
Таким образом, юное материнство становится одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, т.к. эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению. Этим объясняется выбор темы, продиктованный запросами практики.
Цель работы – проанализировать феномен юного материнства, выявить проблемы, с которыми сталкиваются несовершеннолетние матери.
Задачи:
– изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;
– изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;
– изучение личностных особенностей и психологического статуса матерей в возрасте до 18 лет;
– проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявить особенности полового воспитания школьников в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков;
– экспериментально выявить эмоционально-личностные особенности молодых матерей;
– составить психологический портрет юной мамы.
Испытуемыми были юные матери, не достигшие возраста 18 лет, учащиеся школ, лицеев и колледжей г. Перми и Кунгура, живущие в семье с родителями. Всего 22 человека.
Методики исследования. особенности личности испытуемых диагностировались с помощью многофакторной личностной методики Р. Кеттелла, которая позволяет диагностировать черты личности, которые Р. Кеттелл называет «конституционными факторами». Выявлялись эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства. В результате диагностики личность описывается шестнадцатью фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами, каждый из которых имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности. Вторая использованная методика – «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири», предназначенная для изучения стиля и структуры межличностных отношений в семье и их особенностей.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенных исследований выявлено две наиболее характерные для всей выборки группы. Показатели первой группы факторов позволяют отследить эмоционально-волевые особенности девушек. В эту группу вошли: Фактор С «Эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость», Фактор G «Подверженность чувствам – высокая нормативность поведения», Фактор I «Жесткость – чувствительность», Фактор О «Уверенность в себе – тревожность», Фактор Q3 «Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль», Фактор Q4 «Расслабленность – напряженность». Это позволяет говорить о том, что у большинства девушек-испытуемых – наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, обеспокоенность выполнением социальных требований. Состояние беспокойства, возбужденность. Можно отметить переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость. Непостоянны, подвержены влиянию случая и обстоятельств. Имеют достаточно гибкие установки по отношению к социальным нормам, это может привести к антисоциальному поведению.
Вторую группу составили: Фактор А «Замкнутость – общительность», Фактор Н «Робость – смелость», Фактор F «Сдержанность – экспрессивность», Фактор Е «Подчиненность – доминантность», Фактор Q2 «Конформизм – нонконформизм», Фактор N «Прямолинейность – дипломатичность», Фактор L «Доверчивость – подозрительность». Результаты позволяют выявить коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия испытуемых, характеристику испытуемых: существует предпочтение и работать и принимать решения вместе с другими людьми, характерна для девушек прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения. Проявляются такие качества личности, как ревность, завистливость, подозрительность. Интересы обращены на самого себя. Большому обществу предпочитают одного-двух людей, друзей.
Испытуемым свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокойство о будущем, ожидание неудач, излишняя строгость в оценке людей.
Данные, полученные с помощью использования «Методики диагностики межличностных отношений», позволяют говорить о том, что для большинства девушек характерны следующие типы межличностных отношений в семье: «Покорно-застенчивый тип» и «Зависимый – послушный». Для них характерны следующие свойства, черты личности испытуемых: застенчивость, пассивность, личность подчиняема. У девушек можно наблюдать неуверенность в себе, сочетающуюся с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой. Девушки тревожны, неудовлетворены собой, склонны к тому, чтобы винить себя во всем при неудачах, легко могут впасть в состояние грусти, пессимистически оценивают свои перспективы. Избегают широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих. Ранимы и впечатлительны, болезненно сосредоточенны на своих недостатках и проблемах. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих. Таким образом, можно говорить о том, что в результате исследования выявлены эмоционально – личностные особенности, характерные для юных матерей.
Эмоциональное состояние несовершеннолетних матерей характеризуется пониженным настроением, депрессией, склонностью ощущать себя оторванными от жизни, ранимостью и впечатлительностью, болезненным сосредоточением на своих недостатках и проблемах.
Одна из проблем несовершеннолетних матерей характеризуется также и определенными трудностями взаимоотношений с окружающими, заниженной самооценкой и, как следствие, неуверенностью в своих силах, стремлением к одобрению значимых близких людей и зависимости от их мнения. Эти результаты соотносятся с исследованиями Н.А. Деминой, которая выделяет следующие причины неудовлетворительного эмоционального состояния беременных несовершеннолетних девушек и несовершеннолетних матерей: материальные, жилищные проблемы, негативное влияние городской среды, конфликты с родственниками, ближайшим окружением, недовольство внешним видом, усталость от домашней работы и состояния беременности, критическое эмоциональное состояние [11].
Также можно сказать, что юные матери испытывают на себе сильное моральное давление общественности, так как их беременность расценивается обществом как асоциальное поведение. Это связано, прежде всего, с материальными проблемами, с отсутствием образования, профессии, собственного жилья, с зависимостью от своих родителей, недостатками навыков воспитания. Помимо осложнений медицинского характера несовершеннолетние матери испытывают глубокие эмоциональные переживания. Беременность, как правило, в этом возрасте не запланирована и нежеланна, и, как следствие, возникает негативное отношение юной матери к будущему ребенку.
Несовершеннолетние матери очень тяжело переживает сложившуюся ситуацию. Страх, сомнения, боязнь быть непонятой и отторгнутой семьёй, обществом, разрыв с любимым человеком – со всем этим трудно справиться даже взрослому человеку. Если случилась ранняя и нежелательная беременность, девушка должна почувствовать не осуждение, а желание взрослых понять её и помочь. Взрослые (родители, педагоги, медики) должны сделать всё возможное, чтобы подготовить девушку к рождению ребёнка, сформировать у неё ответственность за его жизнь и здоровье.
Чтобы изменить ситуацию, необходима большая профилактическая работа как в семьях, так и в образовательных учреждениях, в результате которой потенциальные матери получили бы максимум знаний от специалистов о необходимости и способах сохранения своего здоровья для будущего материнства, о сущности и значении материнства, об умениях и навыках, необходимых для осуществления родительских обязанностей, об ответственности за эти обязанности и т.д.
Статья подготовлена в рамках проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.
Рецензенты:
Жданова С.Ю., д.псх.н., заведующая кафедрой психологии развития, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь;
Щукин М.Р., д.псх.н., профессор кафедры практической психологии, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.
Работа поступила в редакцию 07.08.2013.
Библиографическая ссылка
Соснина И.Г., Ушкова У.Э. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-2. – С. 446-449;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32302 (дата обращения: 16.09.2024).