Это движение возглавлялось одной из многочисленных мусульманских сект – сектой «Рошани». С начала XIX в. западноевропейские востоковеды трактовали движение Рошани как чисто религиозное, сектантское движение, направленное против ортодоксального ислама, или как политическое движение афганцев, направленное в целом против завоевателей – Империи Великих Моголов» [Асланов, 1955. с. 121]. Однако в настоящее время многие историки придерживаются иного мнения.
Цель исследования: изучить деятельность движения «Рошани» и его влияние на современное афганское просвещение, его задачи.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, касающиеся движения «Рошани» и современной обстановки в Афганистане, пакистано-афганских отношений.
Результаты исследования и их обсуждение
Отечественный исследователь М.Г. Асланов, касаясь личности руководителя движения «Рошани», отмечает: «Сына Баязида – Джелалэддина называли просто Джелала. И вот в индийском историческом памятнике «Маасир аль-Умара», написанном на фарси навабом Самсам уд-доуле Шах Наваз-ханом, редактор издания Абдуррахим сделал такое любопытное примечание: «в списках обычно пишется рошани,а в первом списке [имеется] росстани, по всей вероятности, должно быть рустаи». В индексе к первому тому он тоже даёт слово рустаи по имени Джелала. Между тем слово рустаи означает «деревенский, крестьянский». Иными словами, редактор этого издания считает вполне возможным, что у Джелалэддина было прозвище «Джелала крестьянский». [Асланов, 1955, с. 126]. Далее М.Г. Асланов приводит подтверждающий материал – рукопись индийского историка XVII в. Абдул-Кадыра Бадаони, где имеется такое место: «поэтому для борьбы с бандой (отродьем) был назначен Ман Сингх. Наконец, имеется прямое свидетельство Афзаль-хана о расслоении среди афганских племён. Он пишет в «Тарих-и мурасса», что при осаде Пешавара афганскими племенами под руководством Абдул-Кадыра против рошани выступали «три рода: пешаварские вожди (арбабы); род автора, поскольку Шахбаз-хан в то время был с Моголами; а среди оракзаев – род малика Тора». В то же время племенное ополчение (улус) хаттаков выступило совместно с другими афганскими племенами против могольской армии, о чем имеются данные других источников. На этом основании М.Г. Асланов делает вывод: «Таким образом, можно считать, что движение рошани было крестьянским и антифеодальным» [Асланов, 1955, с. 126 ].
Итак, мы можем констатировать, что взгляды на это движение у разных историков отличаются в соответствии с их политическими воззрениями. В настоящее время возобладал взгляд на это движение как на национально-освободительное и просветительское.
О движении «Рошани» – афганских просветителей и борцов за национальную самостоятельность народа Афганистана ХVI века – в нашей стране, к сожалению, известно не столь много, сколько этот вопрос заслуживает. Даже во «всезнающем» интернете автору статьи удалось получить слишком мало материалов для освещения этого вопроса. Поэтому он выражает благодарность тем авторам, в произведениях которых ему удалось получить достаточно много информации для написания данной статьи. В настоящей статье автор пытается раскрыть связь движения «Рошани» с задачами просвещения и политического развития современного Афганистана.
Само слово «Рошани» означает «светлые», что и говорит о направлении деятельности участников этого движения.
История народа пуштунов до создания первого афганского государства – Империи Дуррани – во многом представляет собой историю борьбы против различных завоевателей, вторгавшихся с незапамятных времён практически со всех направлений, с севера, юга, запада и востока. В ХVI в. в афганские земли вторглись завоеватели с севера. В 1504 г. сын правителя Ферганы Захируддин Бабур, захватив Кабул, с помощью ополчений афганских племён, разгромив в битве при Панипате делийского султана Ибрахима Лоди, присоединил к своим владениям Северную Индию со столицей в Дели, основав династию Великих Моголов. Его власть, однако, не распространялась на южные и западные области Афганистана, которые в последующем стали объектом борьбы между Великими Моголами и Сефевидской державой [Koргун, 2004, с. 7].
В середине ХVI в. на афганских территориях развернулась борьба против господства Империи Великих Моголов. Как и другие освободительные движения того периода, это движение развернулось под религиозным знаменем. Его руководителем стал Баязид Ансари (1525–1573).
Баязид Ансари родился в Панджабе, а затем вместе с семьёй переселился на родину своего отца в Канигурам (Вазиристан, часть современной провинции Пакистана Хайбер Пахтунхва). Посещая с караванами, шедшими через афганские земли в Среднюю Азию, Индию, Баязид Ансари познакомился со взглядами многих религиозных течений, как исламских, так и индусских. В середине ХVI в. он объявил себя «старцем света», «пир-и рошан» и стал проповедовать своё учение. Его основные положения состояли в том, что между Богом и человеком нет расстояния, божественное начало разлито во всём мире и все люди, независимо от национальности, религии, имущественного положения и наследственных привилегий равны перед Богом. Веря в переселение душ, он проповедовал, что «путь спасения» одинаков для рабов, хамсая (т.е. зависимых крестьян), афганцев и неафганцев и видел его в борьбе за достижение равенства в земной жизни. Баязид Ансари выступал против уплаты калыма за невесту и т.д. [Под ред. Ганковского, 1982, с. 109]. Таким образом, можно отметить сходство отдельных его взглядов как с европейскими христианами–протестантами, так и с уравнителями–утопистами.
Согласно его проповеди, люди делились на не принявших и принявших его учение – «людей света – «рошанитов». Лица, не принявшие его учения, его противники, периодически объявлялись несуществующими, не имеющими права владеть землёй и другим имуществом. Имущество не принявших учение конфисковывалось и подлежало разделу между принявшими его учение. Взамен существовавшего родо-племенного деления афганского общества рошаниты предлагали новый принцип, основанный на объединении по территориальному признаку [Там же]. Таким образом, в воззрениях рошанитов доминирует тенденция к преобразованию афганского общества на территориальной основе, т.е. образованию единого афганского государства.
Основы своего учения Баязид Ансари излагал в поэтических произведениях и в прозе. Наиболее известным его произведением является трактат «Хайр-уль баян» («Преблагая Весть»), написанный в форме диалога Баязида с Богом. В 60-х гг. ХVI в. Баязид Ансари ‒ уже не только прекрасный оратор и поэт, но и талантливый политический и военный руководитель [Там же]. Таким образом, перед нами не просто руководитель одного из религиозных направлений. В лице Баязида Ансари мы видим талантливого, просвещённого человека и с полным правом можем его назвать основоположником афганского просвещения. В его лице движение рошанитов вполне оправдывает своё название.
От проповеди Баязид Ансари переходит к делу, т.е. к организации восстания афганцев против господства Империи Великих Моголов. Восстание охватило как территории восточных пуштунов, так и другие афганские территории. Центром и основной его базой был Тирах. Восставшие контролировали области Нангархар, города Кабул, Газни с прилегающими к ним территориями, перекрыли движение по Хайберскому перевалу и другие коммуникации, по которым могли проходить войска могольских правителей.
На освобождённых территориях рошаниты освобождали рабов, улучшили положение рядовых членов племён и хамсая, земли и имущество коллаборационистов конфисковывались и делились между рошанитами, 1/6 часть земель поступала в фонд руководителей движения. Не самим руководителям, а только в их фонд для наделения нуждающихся.
Наиболее активно участвовали в движении племена халилы, мухаммадзаи, равнинные моманды, хушани. Могольские правители предпринимали крупные военные экспедиции для борьбы с рошанитами, контролировавшими важные пути сообщения Индии с государствами Средней Азии. Однако движение рошанитов продолжалось более полувека. Руководил им сначала сам Баязид Ансари, а потом его дети и внуки. Несмотря на поражение этого движения (последний его руководитель – внук Баязида Ансари Каримдад погиб в 1638 г.), оно имело огромное значение для дальнейшего исторического развития афганских племён, борьбы против иностранных завоевателей. Идеи объединения рошанитов на территориальной основе были прогрессивными и сыграли большую роль в дальнейшем развитии афганского общества. Они нашли широкое отражение в новом восстании афганцев, которое возглавил в 60-х гг. XVII в. правитель княжества хаттаков Хушаль Хан (1613–1689) [Там же, с. 110]. Они выразились и в создании первого единого афганского государства – Империи Дуррани, и в борьбе афганцев против иноземных завоевателей, стремившихся лишить Афганистан независимости, и в деятельности государственных и общественных деятелей Афганистана, стремившихся к просвещению населения страны.
Однако история пуштунов оказалась сложной и тяжёлой. В начале ХIX в. единое афганское государство распалось, и вскоре огромная его часть оказалась под властью иноземных завоевателей – сикхского государства Панджаб [Spain, 1963, p. 101–103]. Затем их сменили британские колонизаторы. Первая британская авантюра – англо-афганская война 1838–1842 гг. ‒ потерпела сокрушительное поражение. Семена свободы, посеянные движением рошанитов, дали свои всходы. Афганский народ показал свою любовь к свободе и в то время отстоял свою независимость, хотя вернуть захваченные сикхскими завоевателями территории не удалось.
События развивались своим путём. После смерти сикхского монарха Ранджит Сингха в 1839 году в результате двух англо-сикхских войн 1845–1846 и 1848–1849 гг. территория сикхского государства Панджаб вместе с захваченными сикхами территориями пуштунов вошли в состав Британской Индии [Темирханов, 1987 с. 16]. В результате же второй англо-афганской войны 1878–1880 гг. Афганистан фактически потерял свою независимость и Британская Империя стала диктовать ему его внешнюю политику. В 1893 г. произошло то, что стало для Афганистана национальной трагедией. 12 ноября этого года в результате Соглашения, заключённого между эмиром Абдуррахман Ханом и британским чиновником Мортимером Дюрандом, была установлена граница между Британской Индией и Афганистаном по т.н. «Линии Дюранда».
Однако семена, посеянные движением рошанитов за независимость, снова дали свои результаты. В результате третьей англо-афганской войны, в которой пуштуны территорий, присоединённых к Британской Индии (Северо-западная пограничная провинция), поддержали афганские войска, и Афганистан полностью вернул свою независимость.
К сожалению, ХХ век оказался для афганского народа не менее тяжёлым, чем предыдущие. В 1978 г. власть в стране взяла Народно-демократическая партия (НДПА). Через некоторое время её руководитель Нур Мухаммад Тараки был убит по приказу его заместителя Хафизуллы Амина, и в 1979 г. войска СССР вошли в Афганистан, свергли режим Амина и поставили у власти режим Бабрака Кармаля. Преступное решение брежневской администрации о вводе войск СССР вызвало войну сопротивления афганского народа, столкнуло народы СССР и Афганистана, дружба между которыми начала развиваться ещё в первой четверти XIX века. Но не менее преступным был и призыв американского политика Генри Кисинджера превратить Афганистан во Вьетнам для СССР.
Западные экономисты, политики и разведчики не сумели увидеть того, что было ясно народам СССР – режим Брежнева ознаменовал конец режима КПСС. Её власть была уже на грани падения, а они всё продолжали разжигать борьбу народа Афганистана против советских войск и сами продолжали бороться за вывод их оттуда.
Советские войска были выведены из Афганистана, власть КПСС в СССР развалилась, но гражданская война, поддержанная западными политиками, как мы видим, в настоящее время обернулась против них самих. После падения режима НДПА, переименованной в партию «Ватан» («Отечество»), к власти в стране пришли моджахеды. Однако они не смогли добиться единства в своих рядах, а надежды тогдашнего руководства Пакистана утвердить своё влияние в Пакистане не оправдались. Тогда и была сделана ставка на новое афганское движение – «Талибан», основу которого составили воспитанники религиозных школ, в которых учились дети афганских беженцев, размещённых в лагерях на территории Пакистана. Новое движение, пришедшее к власти в Афганистане, установило в стране жестокий режим религиозных и националистических фанатиков. Этот режим, естественно, делал всё, что способствовало не просвещению, а обскурантизму и пуштунскому национализму [Aziz-ul-Haque, 1997 p. 67–68]. После свержения этого режима отношения между Пакистаном и Афганистаном, несмотря на территориальные противоречия, стали улучшаться, что сказалось и в сотрудничестве в области просвещения. Министерство просвещения Пакистана обязалось оказать Афганистану помощь в строительстве школ. В сентябре 2003 г. этим министерством было передано 700 тыс. учебников для афганских школьников. 12 ноября 2003 г. состоялся выпуск афганских дипломатов в Дипломатической академии Пакистана. На выпуске присутствовал тогдашний президент Пакистана П. Мушарраф. Он призвал к укреплению отношений между Пакистаном и Афганистаном [Москаленко, 2004, с. 136]. В настоящее время в столице Афганистана Кабуле работают университет и политехнический институт. Среди студентов много девушек. Большое количество студентов из Афганистана обучается в разных странах, в том числе и в России. Но особой необходимостью для страны является несение света знаний в широкие народные массы.
Весь исторический опыт показывает, что никакой завоеватель, никакой иностранный «благодетель» не сможет решить ни одной проблемы, стоящей перед Афганистаном, да и перед другими народами и странами. Только осознание самими афганцами необходимости перехода от первобытных и средневековых понятий к понятиям современности, к понятию того, что никакой фанатизм – ни религиозный, ни антирелигиозный, показавший себя лицом во время правления Амина, не сможет вывести страну из создавшегося положения. Идеи просветителей–рошанитов, воплотившиеся в своё время в создании единого афганского государства, говорят о том, как в настоящее время необходимо просвещение народа, освоение им современных знаний как в отношении наук точных, естественных, технических, так и общественных. Умный, взвешенный подход к идее просвещения сможет принести пользу не только в построении реально единого государства, но и в его дальнейшем развитии по пути прогресса. Само движение «Рошани» известно как в Афганистане, так и в пуштунских регионах Пакистана. В июле 2009 году в Кабуле состоялся международный семинар, посвящённый этому движению и его руководителю Баязиду Ансари. Участники этого семинара высоко оценили деятельность как самого Б. Ансари, так и его движения.
В настоящее время пример рошанитов и их руководителя Баязида Ансари имеет огромное значение. Именно этот пример призывает к прекращению долговременной братоубийственной войны, прекращению фрагментации страны, к развитию просвещения и, в конечном счёте, выведению Афганистана на путь широкого прогрессивного развития. Эта страна, страна древней культуры, с её талантливым и трудолюбивым народом должна занять подобающее ей место среди народов и стран всего мира. Однако возникает вопрос: «Как можно в условиях перманентной гражданской войны, в условиях периодического вмешательства в эту войну иностранных государств проводить политику просвещения народа? Ведь существует множество различных препятствий на этом пути, в том числе и действия фанатичных последователей, идеи воинствующего исламизма, напрочь отрицающего любое понятие о реальном просвещении народа».
Вот здесь и приходит на помощь пример Баязида Ансари и его последователей. В тяжелейших условиях ХVI века при иностранной агрессии, когда не существовало не то что интернета, но и книгопечатания, рошаниты смогли нести свет просвещения в народ. Именно их неутомимое желание вытащить его из обскурантизма, из незнания руководило ими. И пусть это просвещение не шло дальше понятий того времени, не в этом дело. Вспомним, что произведением, напечатанным русским первопечатником Иваном Фёдоровым, была книга «Апостол», а основателем немецкого литературного языка был Мартин Лютер, руководитель реформации, переведший Библию на немецкий язык. Они – современники Баязида Ансари. И если сейчас просветители нашего ХХI века хотят вывести, наконец, свой народ из темноты и нищеты, необходимо действовать в этом направлении, действовать неуклонно и неотступно. Деятельность современного руководства Афганистана в этой области имеет определённые успехи, о чём говорит само проведение данного семинара, деятельности Кабульского университета и другие факты. Необходимо расширять деятельность в этом направлении и в этом помощь международного сообщества необходима.
Выводы
Конечно, трудности в распространении знаний, особенно в афганской глубинке огромны. Судьба тех, кто несёт свет знаний людям, очень часто бывает весьма незавидной. Весь исторический процесс это подтверждает. Многие из просветителей и учёных отдали свои жизни во имя науки и просвещения. Стоит только вспомнить судьбу русского просветителя первопечатника Ивана Фёдорова, вынужденного бежать от отечественных религиозных фанатиков в Литву, незавидную судьбу белорусского просветителя Франциска Скорины. О судьбе Джордано Бруно, Галилео Галилея и многих других учёных широко известно. Совершенно ясно, что на этом пути и у современных афганских просветителей будет немало трудностей. Но иного пути нет. Непросвещённый народ всегда будет игрушкой у самых бессовестных политиканов, чем бы они ни прикрывались – национализмом, религиозным фанатизмом или ещё какой-либо безумной идеей. Подлинная независимость и реконструкция, приобщение Афганистана к современной цивилизации без просвещения народа немыслимы.
Рецензенты:
Минаев А.И., д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань;
Эрлихсон И.М., д.и.н., доцент кафедры всеобщей истории, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань.
Работа поступила в редакцию 17.04.2013.
Библиографическая ссылка
Паничкин Ю.Н., Мусаев Ф.А. ТРАДИЦИИ АФГАНСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АФГАНИСТАНЕ // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 1022-1027;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31684 (дата обращения: 02.04.2025).