При расчете напряженно-деформированного состояния, в том числе исследовании устойчивости конфигураций упругих тел и упруго-вязких жидкостей [1, 8] необходимо учитывать вращательное взаимодействие частиц. Общие теоретические положения моментной теории упругости начали разрабатываться со времен братьев Коссера и повторный интерес к описанию деформации тел на основе континуума Коссера в научных публикациях проявился во второй половине 20 века. В монографии В.А. Еремеева и Л.И. Зубова [2] достаточно полно описана история развития этого раздела теории упругости и приведены обширные литературные обзоры, указаны области приложения, в частности, при анализе устойчивости. В работе [5] показано, что учет моментных напряжений увеличивает жесткостные характеристики упругого тела и, естественно, в критических ситуациях может оказать существенное влияние на поведение упругого элемента. В рамках механической модели ДНК учет вращательных взаимодействий привел к достаточному совпадению конфигураций ДНК, полученных с помощью построенной в работе теории и тех, которые получены в ряде экспериментальных работ с помощью фотографирования с использованием электронных микроскопов. При определении рабочих характеристик элементов ряда точных приборов, нанотрубок, работающих в условиях упругой деформации, как показывает практика расчетов, должно учитываться вращательное взаимодействие их частиц.
Постановка задачи. Решение пространственных задач теории упругости нередко сводится к решению одной из канонических задач, к числу которых относятся задачи, описывающие деформацию призматических тел концевыми нагрузками. Одним из математических достоинств таких задач является возможность сведения ее к плоской задаче теории упругости. Кроме того, эти задачи представляют самостоятельный научный и практический интерес. Авторам работы не удалось найти как в монографиях, так и в научных статьях, решение этой задачи. Поэтому в данной работе предпринята попытка аналитического построения исследуемой задачи с целью восполнить пробел в исследовании деформации такого класса тел.
Пусть призматическое тело длиной L закреплено одним концом, а на свободном конце несет нагрузку, статически эквивалентную силе Р, перпендикулярную к оси тела, приложенную в произвольной точке торцевого сечения. Массовые силы и силы на боковой поверхности тела отсутствуют. Начало координат поместим в произвольной точке торцевого сечения. При этом ось направим параллельно оси тела, а ось – параллельно силе Р. Сечение исследуемого стержня предполагается односвязным. Задача об упругом равновесии стержня при указанных условиях сводится к нахождению компонент тензора напряжений и моментных напряжений μij, удовлетворяющих в области занятой телом, дифференциальным уравнениям равновесия при отсутствии массовых сил, формулам закона Гука, рассматриваемым в рамках моментной теории упругости, а также граничным условиям на боковой поверхности и основаниях стержня.
Решение в перемещениях поставленной задачи будем искать в виде:
(1)
где φ(x1, x2) – некоторая функция, подлежащая определению, p = P/S.
Основные кинематические соотношения, закон Гука и уравнения равновесия в рамках моментной теории упругости представлены в виде [3]:
(2)
где ui, ωk – ковариантные компоненты вектора перемещений и микроповорота; γij, κji, σij, μij – компоненты тензоров деформации, изгиба-кручения, силовых и моментных напряжений; – символы Кристоффеля второго рода; ∈skt – компоненты тензора Леви-Чивиты.
Решение поставленной задачи производится в декартовой прямоугольной системе координат. В результате кинематические соотношения (2) могут быть преобразованы к виду:
(3)
Для того чтобы удовлетворить двум группам уравнений равновесия:
, (4)
определим с учетом (1) значения компонент симметричного тензора деформаций:
(5)
;
тензора изгиба – кручения:
(6)
Если среда изотропная, то закон Гука принимает вид:
(7)
где δij – символы Кронекера.
Учитывая значения компонент тензора деформаций (5) и первое равенство закона Гука (7), получим соответствующие значения компонент тензора силовых напряжений:
(8)
С учетом значения компонент псевдотензора изгиба-кручения (4) компоненты тензора моментных напряжений, получаемые из закона Гука (8), представимы в виде:
(9)
Первая группа уравнений равновесия (4) с учетом значений компонент тензора напряжений (8) и (9), преобразуется к виду:
(10)
Аналогично записывается вторая группа уравнений равновесия (4):
(11)
Третье уравнение второй группы уравнений равновесия (4) удовлетворяется тождественно.
Запишем граничные условия на основании x3 = L цилиндрического тела:
V1 = P; M1 = M2 = M3 = 0.
На основании вышеприведенных формул можно получить:
(12)
Граничные условия на основании x3 = 0 цилиндрического тела:
(13)
Из равенств (12) и (13) выполняются следующие равенства:
(14)
Вычислив компоненты моментов внутренних сил в поперечном сечении, граничные условия (13) можно записать в виде:
(15)
где ; S1 и S2 – статические моменты поперечного сечения стержня относительно осей x1 и x2; I11, I22 и I12 – моменты инерции сечения.
Компоненты единичного вектора нормали к боковой поверхности:
Запишем граничные условия на боковой поверхности стержня с прямолинейной осью:
k = 1, 2, 3. (16)
Учитывая независимость переменных x1, x2, x3,, друг от друга, константы, стоящие при соответствующих независимых переменных, также приравняем нулю:
(17)
Третье равенство первой группы граничных условий на боковой поверхности стержня (16) с учетом равенства (17) представляется в виде условия Неймана:
(18)
Аналогично для тождественного удовлетворения третьего равенства второго уравнения (16) компоненты тензора моментных напряжений μ13, μ23, достаточно положить равными нулю. Константы, стоящие при независимых переменных, также приравняем нулю:
(19)
Проинтегрируем первые два равенства второго уравнения (16) вдоль контура L:
(20)
где c1, c2 – константы, возникающие в результате интегрирования.
Условия Неймана (20), полученные из второй группы граничных условий, должны совпадать с условиями Неймана, полученными из первой группы граничных условий (18). Приравняем коэффициенты, стоящие при соответствующих переменных:
(21)
Интегрируя равенства (20) вдоль контура L и применяя формулу Остроградского, получим:
Преобразуем последние уравнения с учетом условия Неймана (20):
K2 = 0 (22)
Из равенств (10), (14), (15), (17), (19), (21), (22) получаем взаимосвязи между константами:
(23)
С учетом взаимосвязи (23) между константами третье уравнение (10) преобразуется к виду:
(24)
Таким образом, граничная задача определения функции φ(x1, x2), является задачей Неймана (10) для уравнения Пуассона (24). Константы E11, E22, и их сумма E11 + E22 должны быть отличны от нуля, иначе решение поставленной задачи в перемещениях, представимое в виде (1), приведет к противоречиям, заключающимся в том, что константа K1 равна нулю.
В результате найденные компоненты вектора перемещений приобретают вид:
Выпишем выражения для компонент симметричного тензора силовых напряжений:
и компонент тензора моментных напряжений:
Выводы. В сравнении со случаями исследования прямолинейного стержня [6, 7] депланацию поперечного сечения стержня вызывают не только компоненты тензора силовых напряжений σ13, σ23, но и компоненты тензора моментных напряжений μ11, μ22, μ12, μ21.
Среднее значение кручения поперечного сечения определяется формулой:
(25)
из которой можно сделать вывод, что τ зависит от p и геометрических характеристик стержня (длины стержня L и осевого момента инерции I22) и не зависит от формы поперечного сечения тела. Значит, под действием силы P стержень будет закручиваться в направлении от оси Ox2 к оси Ox1, о чем и говорит минус, стоящий в формуле (25). Заметим, что в формуле (25), для p = 0 – τ равно нулю. В сравнении со случаем кручения прямолинейного стержня [3], в рамках которого среднее значение кручения τ зависит от крутящего момента Mk, аналога геометрической жесткости при кручении T, в исследуемой задаче τ зависит, в том числе, и от площади поперечного сечения стержня S: . Следовательно, взаимосвязь крутки τ и величины S привносит именно учет моментных напряжений. Как и в случае кручения [3] и растяжения [4] микрополярного естественно-закрученного стержня:
Данная статья написана при финансовой поддержке государственного задания Министерства образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» по проекту № 1.1885.2011, тема: «Математическое моделирование статики и динамики гибридных механических систем и идентификация их параметров», научный руководитель – Илюхин Александр Алексеевич.
Рецензенты:
Куповых Г.В., д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой физики Технологического института Южного федерального университета, г. Таганрог;
Антонов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета кибернетики Обнинского института атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Обнинск.
Работа поступила в редакцию 19.03.2012.
Библиографическая ссылка
Илюхин А.А., Попов А.К. ПОЛУОБРАТНАЯ ЗАДАЧА О ДЕФОРМАЦИИ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ТЕЛА ПОД ДЕЙСТВИЕМ КОНЦЕВЫХ УСИЛИЙ В РАМКАХ МОМЕНТНОЙ ТЕОРИИ УПРУГОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-1. – С. 38-45;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31410 (дата обращения: 14.10.2024).