Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего «статусу России как ведущей мировой державы XXI века», обозначено в качестве стратегической цели в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В качестве целевых ориентиров первыми по важности названы «высокие стандарты благосостояния человека», «социальное благополучие и согласие».
В данном контексте определена главная стратегическая цель социально-экономического развития Белгорода на долгосрочную перспективу. Она состоит в повышении качества жизни горожан. Решением Совета депутатов города Белгорода 30 января 2007 года была утверждена Стратегия развития города Белгорода до 2025 года. В ней в качестве целевого определен инновационный социально ориентированный сценарий развития.
Достижение стратегической цели и заданных приоритетов возможно только посредством перехода к инновационному социально ориентированному типу развития города. Социальные проблемы стратегии устойчивого развития в условиях глобализации могут получить свое разрешение в обязательной взаимосвязи социальной сферы, экономики и окружающей среды при доминировании социальной политики в системе управления обществом.
Принятые Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области направлены на достижение главной стратегической цели – создание для населения области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе [5]. Кроме того, в 2011 году приняты Концепция создания Белгородской интеллектульно-инновационной системы и Концепция программы формирования регионального солидарного общества. Реализация главных стратегических документов обеспечивается выполнением областных и городских целевых программ, положения которых органично вписались в приоритетные национальные проекты «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье гражданам России», «Образование», «Здоровье» и соответствуют тем программным направлениям, которые определены Президентом и Правительством Российской Федерации по экономической модернизации страны.
Для достижения главной стратегической цели намечена реализация трех основных стратегических направлений: обеспечение устойчивого развития города; инвестиции в человека; развитие местного самоуправления.
Исполнение социальных функций и реализация социальной политики управления обществом является важнейшей прерогативой власти. Ответственная за обеспечение социальной стабильности в обществе, исполнительная власть призвана заботиться о поддержании уровня жизни граждан и создании условий для общественно-экономического воспроизводства. Отсюда следует, что перед городской властью встает задача повышения эффективности системы управления за счет поиска новых методов государственного регулирования развития территорий. В этой ситуации все усилия должны быть направлены на обеспечение конкурентоспособности города и их устойчивого развития на основе использования его комплексного потенциала.
Вместе с тем устойчивое развитие города не может быть достигнуто без устойчивости его экономических субъектов, а также координации действий государства и бизнеса как основных движущих сил рыночной экономики.
В настоящее время Белгород является одним из развитых городов страны. В результате активного использования программно-целевого и проектного методов управления в городе удалось не только стабилизировать экономическую ситуацию, но и обеспечить высокую динамику макроэкономических и макросоциальных показателей. Качественно изменилось не только социально-экономическое положение города, но и его место среди других городов Центрального федерального округа и России в целом.
Сегодня Белгород является одним из ведущих и инвестиционно привлекательных областных центров Центрального Черноземья. Основные отрасли – строительство, машиностроение, металлургия, пищевая, легкая и химическая промышленность, электроэнергетика, производство строительных материалов. По данным Белгородстата индекс промышленного производства по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 108 %. Увеличились показатели по таким видам экономической деятельности, как обрабатывающие производства (102,2 %), производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды (121,7 %).
По-прежнему высокую планку держит строительство. Объем работ, выполненных по этому виду деятельности, в 2011 году составил 5261,7 млн рублей, что в 2,3 раза выше уровня 2010 года. За этот же период 2012 года на территории областного центра за счет всех источников финансирования построено и сдано в эксплуатацию 193 квартиры общей площадью 18,5 тыс. кв. м, что составило 120 % к вводу жилья в предыдущий период. Населением (за счет собственных и заемных средств) введено 13,8 тыс. кв. м жилья. Средняя площадь индивидуального жилого дома составила 165 кв. м.
Белгород остается одним из немногих городов РФ и ЦФО (наряду с Москвой и Московской областью), численность населения которого продолжает расти, что обусловлено улучшением процессов естественного движения населения и положительным сальдо миграции. В 2011 году, по данным Белгородстата, в областном центре проживало 366,1 тысячи человек. Это почти на девять тысяч больше, чем в 2010 году. В прошлом году в Белгороде родился 4131 малыш. Умерло 3787 человек. Таким образом, среди субъектов Центрального федерального округа Белгородская область на протяжении последних лет имеет наименьшие показатели смертности и естественной убыли населения после г. Москвы. Отметим, что среднероссийская продолжительность жизни составляет 66,4 года. В Белгородской области этот показатель в 2009 году был равен 71,1 года, в 2010-м – 71,3, а в 2013 году планируется, что в среднем белгородец будет жить до 72 лет.
Белгородчина по-прежнему является очень привлекательной для мигрантов. Так, по итогам 2011 года, в город прибыло более 14 тысяч человек. Выехало – 5909.
Интересен состав белгородского сообщества. Так, пенсионеры составляют меньше трети горожан – 103,3 тысячи человек. Много у нас студенческой молодежи. В Белгороде учится 53960 студентов вузов, 8498 юношей и девушек получают профессии в ссузах.
Работающие белгородцы тоже составляют немалую часть городского сообщества. Трудоустроены в различных организациях (кроме малого бизнеса) 118,9 тысячи человек. Число безработных, стоявших на учете в центре занятости на конец 2011 года, – 2436 человек. Среднемесячная зарплата в организациях (кроме сферы малого бизнеса) в прошлом году равнялась 21,4 тысячи рублей. Работники бюджетной сферы получали в среднем 18,2 тысячи рублей
Данные показатели указывают на положительную динамику в социально-экономическом развитии города. Дальнейшие перспективы и направления развития Белгорода ориентированы на активизацию точек инновационного роста во всех секторах экономики и социальной сферы Белгородской области и Белгорода, развитие региональной экономики на инновационной основе посредством активной диверсификации, увеличения доли обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и сектора услуг, а также создание условий для формирования среднего класса, интеллектуальной элиты в обществе, бизнесе, управлении для укрепления конкурентоспособных позиций региона в направлении постиндустриального уклада, решение социальных вопросов и проблем.
На наш взгляд, для расширения масштабности социальных изменений, эффективной реализации социальных программ возникла объективная необходимость в разработке концепций устойчивого развития, учитывающих фактор социальной ответственности бизнеса.
Социальная ответственность бизнеса – это концепция, отражающая добровольное решение организаций участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды. Социальная ответственность базируется на взаимодействии с заинтересованными сторонами: служащими, акционерами, инвесторами, потребителями, властями и неправительственными организациями. В целом она охватывает общую политику хозяйствующего субъекта; организацию труда; корпоративное развитие; трудовые отношения; социальные аспекты взаимодействия организации с другими хозяйствующими субъектами и т.д. [1, 2].
Это в свою очередь дает хозяйствующему субъекту определенные выгоды: укрепление деловой репутации хозяйствующего субъекта в обществе; формирование и поддержание позитивного имиджа; укрепление доверия со стороны органов власти, государственных служб; усиливает рейтинговые позиции на внутреннем и международном рынках [1, 2].
Участие частного бизнеса в развитии социального обеспечения путем внедрения различных программ на своих предприятиях свойственно для большинства стран с рыночной экономикой, в которых фонды социального направления формируются на добровольной основе [1].
В настоящее время в этот процесс включилась и Россия. Так, в Концепции социального государства Российской Федерации четко определены пределы социальной ответственности бизнеса в рамках следующих направлений: создание условий для воспроизводства рабочей силы; финансирование объектов социальной сферы; своевременная выплата достойной заработной платы и обязательных платежей на социальные нужды, обеспечение охраны и безопасных условий груда; поддержание уровня занятости; подготовка кадров и повышение их квалификации; обеспечение нормальных условий труда и быта работников; благотворительная деятельность.
Государство в лице Президента РФ определило социальную ответственность бизнеса как главный принцип во взаимодействии между государством, бизнесом и обществом, который заключается прежде всего в участии в «социальных программах».
На XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, состоявшемся в 2003 году, была принята Социальная хартия российского бизнеса, в которой определены понятия социальной миссии и выработаны основные принципы социально ответственного бизнеса [4].
Концепция социальной ответственности хозяйствующих субъектов, развивающаяся в России, имеет высокий потенциал вовлечения бизнеса и общества в решение стратегических приоритетов развития. Она может рассматриваться в качестве социальной инновации, направленной на модернизацию как изменение системы общественной мотивации, которое нацелено на создание передового и эффективного общества.
Всего в потребительской сфере Белгорода задействовано более 3000 хозяйствующих субъектов, в которых трудятся около 19 000 человек.
Городским властям целесообразно «включать» работающие на территории бизнес-структуры в социальные проекты. Как правило, этот процесс происходит на основе согласования интересов власти и бизнеса. Для этого необходимо сформировать институциональные основы участия бизнеса в социальной деятельности, определить четкие критерии социальной ответственности бизнеса, осуществлять учет социального вклада отдельных экономических структур.
В муниципальном образовании существует много возможностей для подключения субъектов бизнеса к решению социальных проблем на взаимовыгодных условиях. В этом состоит одно из проявлений технологий «социального партнерства» в муниципальном управлении.
В результате подобного взаимодействия муниципалитет добивается снижения остроты социальных проблем при минимальных бюджетных затратах, а предприятие улучшает свой имидж в глазах населения, получает репутацию «социально ответственного» субъекта бизнеса. В ряде схем к тому же предприятие получает от такого сотрудничества и производственно-финансовый выигрыш, решает проблемы обеспеченности сырьем и т.п.
Конкретные механизмы взаимодействия городских властей и бизнеса могут быть различными. Так, одним из перспективных путей является поддержка со стороны органов местной власти кампаний социально значимого маркетинга (cause related marketing), проводимых местными предприятиями и организациями. В рамках такого рода кампании предприятие в течение определенного периода часть средств от продажи товаров или услуг перечисляет на социально значимые цели.
Помощь со стороны муниципальной администрации состоит главным образом в обеспечении информационной поддержки кампании (сообщения в СМИ, разъяснение населению сути и задач кампании), формировании условий для ее успешной реализации.
В результате проведения кампании полученные от роста продаж прибыли, как правило, многократно перекрывают вклад, который компания добровольно добавляет к стоимости товара. Дополнительная прибыль достигается за счет увеличения объема продаж, хотя она не является определяющей в такого рода проектах, важнее – приращение репутационного капитала компании.
Возможны и иные формы взаимодействия по линии «муниципальная власть – местный бизнес». Их сложно формализовать, так как в каждом случае они определяются потребностями и возможностями конкретных предприятий, с одной стороны, и характером решаемых проблем – с другой стороны.
Желательным (хотя и необязательным) условием реализации такого рода взаимодействия является привлечение в качестве партнера некоммерческой организации, выполняющей роль «внешнего эксперта» социально значимого проекта. Эта организация должна иметь достаточный опыт проведения совместных проектов с бизнесом и обладать необходимыми навыками и ресурсами для организации социально-технологического обеспечения, а также для информационной и PR-поддержки кампании.
В целом среди приоритетных направлений социальной политики для белгородских предприятий можно выделить следующие:
1. Корпоративная благотворительность, которая предполагает предоставление финансовых и прочих ресурсов организации для привлечения внимания общественности к конкретной социальной проблеме [1, 2].
2. Корпоративный социальный маркетинг, нацеленный на изменение общественного поведения [1, 2].
3. Благотворительный маркетинг, когда организация обязуется принимать участие в решении социально значимых проблем, делая соответствующие взносы или перечисляя определенные проценты от объема продаж [1, 2].
4. Корпоративная филантропия является наиболее распространенной формой КСО. Она может быть реализована в виде спонсорской помощи [1, 2].
5. Волонтерская работа – это добровольная и бесплатная помощь сотрудников организации в форме выполнения различных работ или оказания услуг (ремонта детских приютов, сбора мусора или нефти на побережье океана, посадки деревьев и т.п.) [1, 2].
6. Социально ответственный подход к ведению бизнеса означает, что социальная ответственность полностью интегрирована в систему принятия организацией стратегических решений [1, 2]. В отличие от первых четырех форм, которые представляют собой варианты филантропии и благотворительности и часто используются в социальной практике, социально ответственный подход к ведению бизнеса пока редко практикуется, поскольку, немногие компании достигли подобного уровня развития. Причина редкого выбора социально ответственного подхода к ведению бизнеса вполне понятна, так как данная форма трактуется в широком контексте, который предполагает, что компания ведет бизнес на основе ответственного подхода к окружающей среде, персоналу и партнерам, а также с учетом деловой этики и интересов местного сообщества, региона присутствия и властных структур.
К сожалению, в настоящее время отсутствует государственная политика в области социальной ответственности, отсутствует отлаженный механизм популяризации и поощрения добровольной деятельности бизнеса в решении приоритетных социально-экономических задач. Не в полной мере используются инновационные формы взаимодействия секторов экономики, отсутствуют четкие правила добровольного участия бизнеса в решении социально-экономических задач на территориях его присутствия, слабо востребован потенциал гражданской активности в решении социальных проблем.
Законодательным и исполнительным органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями изучать и развивать законодательные аспекты поддержки и стимулирования социальной ответственности бизнеса. Необходимо активно поддерживать международный обмен опытом в области социальной ответственности. Стоит обратить особое внимание на широкую пропаганду идей и положительной практики социальной ответственности среди населения.
Таким образом, социальная политика может стать площадкой плодотворного сотрудничества между бизнесом и городской властью. Социально-ответственный бизнес способен помочь решить многие социальные проблемы современного общества – сгладить социальное неравенство, гармонизировать общественные отношения.
Рецензенты:
Роздольская И.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и менеджмента Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Белгород;
Снитко Л.Т., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Белгород.
Работа поступила в редакцию 19.02.2013.
Библиографическая ссылка
Осадчая С.М. МАСШТАБНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-3. – С. 705-709;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31261 (дата обращения: 23.11.2024).