Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КООПЕРАТИВОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КООПЕРАТОРОВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Шилова Н.П. 1
1 Региональная общественная организация «Конференция общественности Вологодской области ′′Гражданское содружество′′», Вологда
Проведен анализ понятий кооператива, сформированных российскими и зарубежными исследователями в юридической и экономической литературе конца XIX – начале XX вв. Обобщены признаки ко­оперативной природы: некоммерческая цель кооперативов, общность интересов, деятельность в интересах всех членов кооператива, неограниченное число участников, распределение прибыли по труду или участию в хозяйственной деятельности. Обобщены точки зрения на виды кооперативов, основания классификации кооперативных организаций. Проанализированы отличия кооперативов от юридических лиц иных организационно-правовых форм. Сформулирована авторская позиция относительно определения кооператива в настоящее время с учетом теоретических воззрений отечественных кооператоров и сложившегося международно-правового регулирования кооперации. Сделан вывод о наиболее эффективной модели правового регулирования российской кооперации.
кооперация
кооператив
виды кооперативов
кооперативное законодательство
1. Войцеховский С.Ф. Курсы по кооперации. Кооперативное законодательство. – М., 1912. –57 с.
2. Доклад Генерального секретаря ООН «Статус и роль кооперативов в свете новых социально-экономических тенденций» на (1998). – URL: http://www.ica. coop (дата обращения: 23.09.2012).
3. Материалы Юбилейного XXXI конгресса МКА в Манчестере – М.: Центросоюз РФ, 1995.
4. Пажитнов К.А. Основы кооператизма. – Петроград: Мысль, 1917. – 174 с.
5. Пахомчик С.А., Кондрахин П.А. Вклад А.В. Чаянова в развитие кооперативной теории и практике и его значение для возрождения сельскохозяйственной кооперации. – Тюмень: Тюменская ГСХА, 2001. – 48 с.
6. Пахомчик С.А., Вакорин Д.В. Развитие кооперативной теории в трудах М.И. Туган-Барановского и ее значение для современного этапа сельскохозяйственной кооперации. – Тюмень: Тюменская ГСХА, 2002. – 42 с.
7. Туган-Барановский М.И. Курсы по кооперации. Экономическая природа кооперативов и их классификация. – М., 1914. – 127 с.
8. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. – М.: Экономика, 1989. – 496 с.

Одним из дискуссионных вопросов в юридической и экономической литературе, посвященной кооперативному движению, является вопрос о понятии и видах кооперативов, поскольку именно посредством этих правовых категорий определяется природа кооперативных организаций и их отличия от иных видов юридических лиц.

В настоящей статье предпринята попытка комплексного сравнительно-правового анализа точек зрения отечественных кооператоров на понятие, природу и виды кооперативов, сформулированные в период конца XIX – начала XX века. Особую актуальность данному исследованию придают современные условия модернизации российского гражданского законодательства, в том числе и норм, регулирующих статус кооперативов.

Российское кооперативное законодательство никогда не отличалось стабильностью и единообразием. Способствовали этому и терминологические блуждания отечественных теоретиков и практиков кооперативного движения. Отсутствие единого подхода к пониманию кооперативной природы имеет место и в настоящее время. В частности, до сих пор в России кардинально не решен вопрос о признании кооперативов особой организационно-правовой формой юридических лиц, режиме кооперативной собственности, классификации кооперативов. В зарубежных странах и в международном правовом регулировании деятельности кооперативов эти вопросы уже решены. Сегодня кооперативное движение охватывает более одного миллиарда человек, кооперативы признаются организациями, осуществляющими не только экономические, но и социальные, культурные функции. Особенностями кооперативов является также и то, что они представляют альтернативную форму организации экономики в интересах одновременно и производителей, и потребителей, что не раз отмечалась в докладах Генерального Секретаря ООН [2].

В кооперативной теории понятие кооператива было дано лишь во второй половине XIX века Д. Холиоком. Он определил два критерия, отличающи[ кооператив от иных организационно-правовых форм юридических лиц:

1) отсутствие цели извлечения прибыли в качестве основной деятельности;

2) распределение прибыли не на капитал, а по хозяйственному участию в деятельности кооператива.

Продолжает идею отказа от распределения прибыли на капитал как кооперативного начала и Б. Лавернь. Он отмечает, что «истинно кооперативной является такая ассоциация, которая имеет своей конечной целью упразднение личных незаработанных доходов и поэтому отказывающаяся от распределения своих прибылей между членами по капиталистическим принципам». [4, С. 25]. Поэтому он полагал, что в кооперативе «прибыль, полученная с клиентов, либо поступает в запасный капитал кооператива, либо на собственные нужды кооператива, либо возвращается клиентам в виде премии» [4, С. 38].

Учитывая, что многие отечественные экономисты и юристы изучали организацию кооперативного дела именно за рубежом, точки зрения иностранных специалистов не могли не оказать влияние и на развитие российской кооперативной мысли. В чем-то российские кооператоры были согласны с зарубежными коллегами, но многие положения все-таки были подвергнуты критике, что свидетельствует о самостоятельности российской кооперативной мысли, а не о слепом копировании зарубежного опыта.

Практически все российские кооператоры разделяли точку зрения на то, что одним из кооперативных признаков является, как писали в то время, некапиталистическая цель деятельности кооперативных товариществ. Так, М.И. Туган-Барановский отмечал, что «кооператив есть такое хозяйственное предприятие нескольких добровольно объединившихся лиц, которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченный капитал, но увеличение, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов его членов или сокращение расходов последних» [7, С. 9].

Именно отсутствие в качестве основной цели деятельности извлечения прибыли и отличает, по мнению С.Ф. Войцеховского, кооперативные товарищества от иных юридических лиц (в частности, он проводил отличия от торговых товариществ) [1, С. 7]. Помимо этого признака в теории кооперации был сформулирован еще один критерий кооперативных товариществ – добровольность объединения лиц. Об этом, в частности, писали М.И. Туган-Барановский и К.А. Пажитнов. Так, К.А. Пажитнов определял кооператив как «добровольное соединение нескольких лиц, которые имеют своей целью совместными усилиями бороться с эксплуатацией со стороны капитала и улучшить положение своих членов в процессе производства, обмена или распределения хозяйственных благ, то есть как производителей, потребителей или продавцов рабочей силы» [4, С. 40].

В качестве еще одного правового признака кооператива российские ученые единодушно признавали общность цели деятельности кооператива. В частности, А.А. Николаев отмечал, что «кооператив – это добровольный и самоуправляющийся союз лиц, основанный для достижения общих им хозяйственных целей и построенный на демократическом трудовом начале [7, С. 6]. При этом цель кооператива – деятельность в интересах исключительно своих членов. А.В. Чаянов, рассматривая кооперацию с двух позиций – как организационную форму хозяйств, так и общественное движение – пришел к выводу, что кооперативное предприятие «никогда не может являться самодавлеющим предприятием, имеющим собственные интересы, лежащие вне интересов создавших его членов: это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются его хозяевами, и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ними и только ними» [4, С. 12].

К сожалению, далеко не все российские исследователи обращали внимание на такой важнейший признак кооператива, как неограниченность количества его членов. В зарубежной литературе данный признак кооператива отмечался как один из основных. Поэтому фигурирует и в теоретических определениях кооператива, а также в дефинициях кооперативных законов. Например, определяя понятие кооператива, Г. Кауфман отмечал, что «кооператив – это общество с неопределенным числом лиц, которые путем объединения, при одинаковой ответственности и одинаковых правах, передает общественному учреждению хозяйственные функции, с целью достижения хозяйственных благ [4, С. 29]. Правда, данное понятие подверглось довольно резкой критике со стороны ведущих российских кооператоров. В частности, М.И. Туган-Барановский считал его неудачным и не применимым к производственным и страховым кооперативам [7, С. 3]. Таким образом, по его мнению, кооператив характеризуется лишь тремя отличительными признаками: «своей некапиталистической целью, добровольность своего устройства, общность ведения хозяйства» [6, С. 17].

На наш взгляд, в юридической литературе того периода наиболее развернуто сформулировал признаки кооперативного товарищества С.Ф. Войцеховский. К таковым он относил:

«1) личность и качество членов имеет важное значение;

2) новый член принимается с согласия собрания товарищества;

3) добровольность вступления и выхода;

4) участие не может быть передано другому лицу;

5) складочный каптал динамичен и зависит от числа товарищей;

6) недостаточность складочного капитала пополняется личной ответственностью;

7) иногда товарищество образуется вне всякого складочного капитала (кредитные товарищества);

8) число товарищей не ограничено;

9) один член – один голос;

10) доход распределяется между теми, которые содействовали его накоплению, пропорционально пользованию услугами кооператива» [1, С. 12].

Обобщая мнения российских кооператоров конца XIX – начала XX вв. по определению кооперативного товарищества (кооператива – выделено нами), можно признать, что, с одной стороны, многие определения были в большей степени идеальными, а не формально-правовыми. Но, с другой стороны, именно развитая кооперативная идеология помогла определить основные признаки кооперативных организаций, закрепленные позже де-юре в дефиниции кооперативного товарищества. Следовательно, кооперативное товарищество в обобщенном виде можно определить как объединение лиц на добровольной основе для достижения общих материальных, культурных, социальных интересов путем объединения капиталов с запретом распределения прибыли или с распределением прибыли пропорционально трудовому участию или участию в пользовании услугами товарищества. Именно такой взгляд на природу кооперативов был реализован в Положении о кооперативных товариществах и их союзах от 20 марта 1917 года. Под кооперативным товариществом здесь понималось товарищество с переменным составом и капиталом, которое имеет целью содействовать материальному и духовному благосостоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий и труда своих членов. Данное определение имеет актуальность и в настоящее время. В частности, в Декларации МКА «О кооперативной идентичности» (1995) под кооперативом понимается автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном ведении его членов [3]. Совпадает в этим определением и дефиниция кооператива, сформулированная в Модельном законе СНГ от 6 декабря 1997 года «О кооперативах и их объединениях (союзах)»: «кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства с целью удовлетворения своих материальных и иных потребностей путем организации на демократических началах совместной деятельности, предусмотренной уставом, и объединения его членами имущественных (паевых) взносов».

К сожалению, действующее российское законодательство не предусматривает единого понятия кооператива, что негативно сказывается на развитии кооперативного движения и не позволяет кооперации обрести надежную правовую основу. Думается, что и в ГК РФ, и тем более в кооперативном законе должно быть закреплено следующее понятие кооператива: кооператив – это организация, созданная физическими и (или) юридическими лицами добровольно на основе членства для удовлетворения общих материальных, социальных и иных потребностей при условии непосредственного их участия в деятельности кооператива.

Не менее проблематичным являлся и является вопрос о классификации кооперативов. В дореволюционной кооперативной теории практически все ученые-кооператоры писали о множественности форм и видов кооперации.

К.А. Пажитнов объединял все кооперативы в три группы. Первая группа – кооперативы продавцов рабочей силы (профсоюзы, трудовые артели, объединения на основе копартнершипа). Вторая группа – кооперативы потребителей (потребительские общества, строительные общества). Третья группа – кооперативы производителей (кредитные товарищества, закупочные товарищества, товарищества по сбыту, подсобные артели, страховые товарищества) [4, С. 61].

М.И. Туган-Барановский выделял девять видов кооперативов: кредитные и ссудо-сберегательные кооперативы, потребительские общества, домостроительные общества, закупочные кооперативы, кооперативы по переработке продукции, производственно-подсобные артели, трудовые артели, товарищества по сбыту, производительные артели [8, С. 94]. При этом он объединял их в две большие группы: кооперативы в сфере только обмена и кооперативы в сфере обмена и производства [7, С. 32].

А.Н. Анцыферов видел две группы кооперативов: «потребительские (потребительские и строительные общества) и производственные (кооперация в сельском хозяйстве и кооперация в индустрии)» [4, С. 51–52].

А. Николаев делил кооперативное движение на три потока:

«1) производительные кооперативы;

2) кооперативы, направленные против торгового капитала;

3) кредитные кооперативы» [4. С. 47].

М.Л. Хейсин все кооперативы подразделял на три группы: кооперативы для улучшения условий домашнего хозяйства (потребительские общества и строительные общества), кооперативы для улучшения условий производства и быта (закупочные товарищества, денежные товарищества, товарищества производителей, товарищества для сбыта), кооперативы для самостоятельного производства (производительные товарищества) [4, С. 48].

Таким образом, отечественные кооператоры в качестве оснований классификации использовали различные кооперативные признаки: цель деятельности, достижение интересов определенной социальной группы населения, содержание деятельности кооператива и др. Все указанные выше классификации кооперативов, безусловно, имели право на существование, но никакой правовой нагрузки не несли, так как предлагались представителями экономической, а не юридической мысли. Поэтому в Положении о кооперативных товариществах и их союзах от 20 марта 1917 года четкая классификация кооперативных товариществ не предусматривалась, а была даже закреплена правовая возможность создавать универсальные товарищества и товарищества по гражданско-правовому договору (по ГК РФ договор простого товарищества – выделено нами). Это приводило к размытию правовых границ между кооперативами различных видов. В настоящее время в России все чаще пишут о необходимости принятия только одного общего закона о кооперации. Как свидетельствует зарубежный опыт, в мире существует более ста видов кооперативов, и правовое регулирование их деятельности показывает, что существуют различные юридические модели регулирования кооперации: от общего закона обо всех видах юридических лиц, включая кооперативные организации, до отсутствия централизованного правового регулирования их деятельности. Думается, что оптимальным вариантом будет сочетание общего кооперативного закона со специальным правовым регулированием отдельных видов кооперативов в зависимости от отраслевой принадлежности или цели деятельности. Данная модель, на наш взгляд, наиболее ярко и последовательно реализована во Франции, что позволило кооперативам, особенно в сельском хозяйстве, подняться на высокий экономический уровень.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что и в прошлом веке, и в настоящее время вопросы определения правовой природы кооператива, его понятия и видов носили и носят остро дискуссионный характер и нуждаются в дальнейшем осмыслении через призму историко-правовых воззрений отечественных и зарубежных кооператоров, сложившихся исторических традиций регулирования российской кооперации, международного и зарубежного правового опыта.

Рецензенты:

Жаворонкова Н.Г., д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой экологического и природоресурсного права, ФГБОУ «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина, г. Москва;

Шпаковский Ю.Г., д.ю.н., профессор кафедры экологического и природоресурсного права, ФГБОУ «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина, г. Москва.

Работа поступила в редакцию 13.11.2012.


Библиографическая ссылка

Шилова Н.П. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КООПЕРАТИВОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КООПЕРАТОРОВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-5. – С. 1282-1285;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30751 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674