Липопротеины (ЛП) крови, наряду с альбумином и рядом других белков, являются белками - переносчиками в сосудистом русле организма. При этом переносимые ими биохимические метаболиты, ксенобиотики и лекарственные средства имеют преимущественно гидрофобную природу. Физиологическое функционирование липидтранспортной системы определяется, прежде всего, стабильностью качественных характеристик молекул ЛП. Это сохранение конформации и свойств апобелков, баланс нейтральных и полярных липидов, степень эстерификации жирных кислот.
Течение хронических распространенных дерматозов (ХРД) имеет многолетний и рецидивирующий характер и cопровождается значительными нарушениями метаболических и обменных процессов в организме [2, 10]. Изменения со стороны липидного обмена различной степени выраженности наблюдаются при всех видах ХРД: псориазе, атопическом дерматите, токсидермиях, пузырчатке. Это, в основном, дисбаланс состава фосфолипидов [8] и нейтральных липидов [2] плазмы крови и клеточных мембран, дисфункция липид-транспортной системы [7], активация процессов ПОЛ [6].
Для ряда заболеваний, также сопровождающихся изменениями в составе липопротеинов (ишемическая болезнь, сахарный диабет и др.) и активацией процессов ПОЛ, доказана роль модифицированных ЛП в прогрессировании патологии. Вариантом модификации ЛП в настоящее время считается их окислительная модификация, которая может быть результатом как непосредственного влияния активных форм кислорода (АФК) на структуру белка в составе ЛП, так и продуктов окисления липидов [1, 4].
Целью настоящей работы явилось исследование степени окислительной модификации липопротеинов высокой и низкой плотности у больных хроническими распространенными дерматозами и сопоставление полученных данных с тяжестью течения заболевания.
Материалы и методы исследования
Осуществлено определение окислительной модификации липопротеинов высокой (ЛПВП) и низкой плотности (ЛПНП) в плазме крови 54 больных ХРД. Среди них 30 больных псориазом, 17 больных атопическим дерматитом, 7 больных пузырными дерматозами. Обследованные больные были разделены на две группы. В первую вошли пациенты с обычным течением заболевания и хорошим эффектом после проведенной комплексной терапии. Вторая группа - очень тяжелые больные - включила пациентов с часто рецидивирующими проявлениями дерматозов, резистентными к применяемой терапии и торпидным течением. Все больные находились на стационарном лечении в отделении общей дерматологии Нижегородского научно-исследовательского кожно-венерологического института.
Контрольную группу составили 23 практически здоровых лица без признаков кожной патологии, заболеваний сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.
За основу определения карбонильных производных окисленных белков ЛП был взят метод Е.Е. Дубининой (1995) в модификации Ю.И. Рагино (2006). Результаты выражали в оптических единицах на 1 мл сыворотки (ОЕ/мл). Активность процессов ПОЛ в плазме крови определяли по уровню диеновых коньюгатов (ДК) в гептановой фазе по методу Ю.Н. Гаврилова с соавт. (1987), малонового диальдегида (МДА) в реакции с тиобарбитуровой кислотой, оснований Шиффа по методу И.А. Волчегорского (1989). Уровень МДА в липопротеидах определялся также на основе реакции с тиобарбитуровой кислотой. Обработка данных осуществлена методами вариационной статистики с расчетом ошибки средней величины и критерия Стьюдента при использовании статистических программ EXEEL.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице представлены данные о степени окисленности основных липидтранспортных молекул сыворотки крови у больных хроническими распространенными дерматозами. Показатели учитывались в общей группе больных ХРД в связи с тем, что при предварительном анализе полученных данных нами не было выявлено статистически значимых различий показателей в зависимости от вида дерматоза.
Показатели окислительной модификации липопротеидов (ОМБ) и уровня МДА у больных хроническими распространенными дерматозами (М ± m)
|
ЛПВП (ОЕ/мл) |
ЛПНП (ОЕ/мл) |
||
Группы показатели |
Контроль n = 23 |
Первая группа больных n = 22 |
Контроль n = 22 |
Первая группа больных n = 32 |
270 нм |
0,12 ± 0,025 |
0,11 ± 0,02 |
0,46 ± 0,07 |
0,79 ± 0,088* |
370 нм |
0,086 ± 0,015 |
0,12 ± 0,01 |
0,64 ± 0,053 |
0,94 ± 0,085* |
430 нм |
- |
- |
0,34 ± 0,026 |
0,48 ± 0,05* |
530нм |
0,085 ± 0,017 |
0,06 ± 0,009 |
0,07 ± 0,012 |
0,10 ± 0,018 |
Суммарная ОМБ |
0,29 ± 0,04 |
0,28 ± 0,037 |
1,46 ± 0,13 |
2,28 ± 0,19* |
МДА в ЛП (мкмоль/мл ЛП) |
1,4 ± 0,18 |
1,86 ± 0,32 |
0,78 ± 0,09 |
0,36 ± 0,06* |
Примечание: * - достоверные различия с контролем (р < 0,05).
Известно, что окислению могут подвергаться как белковая, так и липидная составляющая молекулы ЛП. В наших исследованиях уровень как альдегидных (270,530 нм), так и кетонных (370,430 нм) карбонильных производных ЛПВП из сыворотки крови больных ХРД не отличается от показателей контрольной группы и свидетельствует о низком потенциале основного белка ЛПВП - апоА к пероксидации. То есть молекулы ЛПВП у исследованной группы больных мало подвержены процессам окислительной модификации.
Одним из общепринятых показателей способности к окислению липидной части ЛП является уровень МДА [11]. В наших исследованиях количество МДА в составе ЛПВП, выделенных из сыворотки крови больных ХРД, также статистически значимо не отличалось от показателя контрольной группы. Полученные данные подтверждают имеющиеся в литературе сведения о большой стабильности ЛПВП к окислению за счет того, что они обладают антиокислительной активностью и лучше защищены от ПОЛ [5].
Кроме того, среди исследований липидтранспортной системы у больных дерматозами имеются сведения и о том, что при таком ХРД, как псориаз, выявлено не только статистически значимое снижение количества ЛПВП, но и дисбаланс соотношения липидов в их составе: увеличение доли лизофосфатидилхолина (ЛФХ), сфингомиелина (СМ), свободного холестерина, фосфатидилэтаноламина (ФЭА), моно- и триглицеридов, неэтерифицированных жирных кислот и снижение доли фосфатидилхолина (ФХ), диглицеридов, этерифицированного холестерина [7]. Поскольку снижение относительного содержания ФХ и ФЭА является признаком активации ПОЛ [3], очевидно, что одновременное увеличение ФЭА и снижение ФХ как раз и обеспечивает стабильность частиц ЛПВП к ПОЛ.
В то же время высокая чувствительность к окислению нами выявлена для ЛПНП. В структуре их основного белка - апо-В был зарегистрирован высокий статистически значимый уровень как альдегидных, так и кетонных карбонильных производных, что выразилось и в повышении их суммарного уровня. При этом количество продукта ПОЛ - МДА у больных ХРД статистически значимо снижено по сравнению со здоровыми лицами. Интересно отметить, что в группе самых тяжелых больных - фармакорезистентных к проводимой терапии (вторая группа больных), окисленность апо-В в молекуле ЛПНП еще больше возрастает, а количество МДА в них еще больше снижается. Так, во второй группе больных количество альдегидных карбонильных производных ЛПНП, которые регистрируются при 270 нм, составило 0,87 ± 0,14 ОЕ/мл, а уровень кетонных продуктов, определяемых при 370 и 430 нм - 1,05 ± 0,14 и 0,60 ± 0,09 ОЕ/мл против 0,79 ± 0,088; 0,94 ± 0,085; 0,48 ± 0,05, соответственно, у больных первой группы. В то же время уровень МДА в ЛПНП у фармакорезистентных больных - 0,21 ± 0,023 мкмоль/мл ЛП против 0,36 ± 0,06 (р < 0,05) у больных с обычным течением заболевания.
Модификация ЛП - физиологический процесс, способствующий их быстрому удалению из циркуляции и внесосудистого русла [1]. При изменении структуры ЛПНП нарушаются их функциональные свойства по транспортировке липидов. Этим объясняются различные дислипидемии. Под действием окисления происходит модификация макроструктуры ЛП, приводящая к существенному уменьшению подвижности СН3- и СН2-содержащих фрагментов молекул липидов. Причинами этого эффекта может быть агрегация ЛП, в результате которой поверхностные монослои отдельных липопротеиновых частиц приходят в тесное соприкосновение друг с другом. Такие конгломераты имеют сниженную подвижность, а следовательно, снижается и подвижность их липидных компонентов. Таким образом, известные нарушения липидного обмена у больных ХРД могут в значительной степени определяться изменением функциональных свойств ЛП.
Что же касается низкого уровня МДА в ЛПНП, то имеется мнение о том, что окислительные процессы в липидной и белковой частях молекулы ЛП могут между собой не коррелировать [9]. По данным Е.Е. Дубининой окисление апопротеина В наблюдается на стадии, когда окисление липидов еще не идентифицируется [4]. В наших исследованиях сыворотки крови больных ХРД было показано повышенное образование ДК и оснований Шиффа. Так, уровень ДК в плазме крови больных ХРД составил в среднем 10,6 ± 1,13 мкмоль/л против 6,4 ± 0,5 мкмоль/л в контроле (р < 0,05), количество МДА - 2,6 ± 0,17 мкмоль/л против 2,5 ± 0,14 мкмоль/л в контроле (р ≥ 0,05), а количество оснований Шиффа 0,19 ± 0,04 против 0,134 ± 0,04 в контроле (р < 0,05). Очевидно, что в ЛПНП больных ХРД преобладают окислительные процессы белковой составляющей с образованием белково-липидных сшивок за счет взаимодействия с МДА.
Таким образом, проведенное изучение окислительной модификации липидтранспортных молекул плазмы крови больных распространенными хроническими дерматозами показало, что молекулы ЛПНП более подвержены окислительным процессам. При этом нарушаются процессы пероксидации как белковой, так и липидной ее части. Степень выраженности окислительных процессов имеет зависимость от тяжести течения дерматоза.
Рецензенты:
-
Биткина О.А., д.м.н., доцент кафедры кожных и венерических болезней ГБОУ ВПО «Ниж. ГМА» Минздравсоцразвития России, г. Нижний Новгород;
-
Романова Е.Б., д.б.н., доцент кафедры экологии ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Национальный исследовательский университет, г. Нижний Новгород.
Работа поступила в редакцию 01.06.2012.
Библиографическая ссылка
Копытова Т.В., Щелчкова Н.А., Дмитриева О.Н., Химкина Л.Н. ЗНАЧЕНИЕ ОКИСЛИТЕЛЬНОЙ МОДИФИКАЦИИ ЛИПОПРОТЕИНОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ДЕРМАТОЗАХ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 8-1. – С. 82-85;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30272 (дата обращения: 12.12.2024).