Включенность понятия «медицинская активность» в проблемное поле социологии медицины позволяет по-новому построить объяснительную модель, описывающую взаимодействие населения с социальным институтом медицины. Традиционно медицинская активность рассматривается исследователями в области общественного здоровья и здравоохранения как «отношение к своему здоровью и здоровью других людей, выполнение медицинских предписаний и назначений, гигиенических рекомендаций, норм, правил посещения лечебно-профилактических учреждений» [7]. Основу медицинской активности составляет осознание человеком непреходящей ценности здоровья, необходимости личного участия в его поддержании и предупреждении патологических состояний [11]. Ценностное отношение к здоровью, являясь содержательным компонентом медицинской активности, позволяет проанализировать место социальных стереотипов в регуляции ее направленности (полярности).
В социологии категория «социальный стереотип» описывается как феномен общественного сознания, связанный с продуцированием привычного (шаблонного) отношения личности к различным явлениям. В качестве основных характеристик социального стереотипа выделяют высокую устойчивость и непосредственное влияние на направленность поведения субъекта социальной активности [13]. Понятые в таком ключе социальные стереотипы задают определенный вектор медицинской активности. Использование понятия «социальный стереотип» в качестве исследовательского инструмента в проблемном поле социологии медицины позволяет выявить систему социальных и социально-психологических детерминант медицинской активности субъектов медико-социального взаимодействия.
Семейные традиции поддержания здоровья как фактор формирования социальных стереотипов медицинской активности позволяет объяснить данный процесс в контексте семейного воспитания. Семейное воспитание может быть представлено в качестве технологии формирования социальных стереотипов медицинской активности. Это обусловлено тем, что семье принадлежит особая роль в формировании мировоззрения и поведения индивида. Семья оказывает существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в отношении собственного здоровья. В силу ретрансляционной функции семьи осуществляется «клиширование» всего спектра социальных стереотипов в отношении собственного здоровья и медицины практически в неизменном виде.
Категория «социальная технология» отражает процесс целенаправленного воздействия на социальный объект с необходимостью получения заданного результата. В этом плане технологичность социального воздействия ассоциируется с такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для сходных задач. Так, В.И. Подшивалкина. определяет социальную технологию как инструментальную систему, которая является результатом целенаправленной человеческой деятельности и создается для решения задач в некоторой проблемной области [10].
Семейное воспитание как социальная технология воспроизводства всего спектра социальных стереотипов актуализирует личный опыт, задает некий алгоритм исчерпывающего действия в отношении здоровья и позволяет распространять его на различные ситуации. Определяющей функцией семейного воспитания как социальной технологии выступают социализация личности и трансляция социальных стереотипов между поколениями. Именно в семье формируются традиции взаимодействия с социальным институтом медицины, которые выступают как определенные социальные программы, транслируемые «с помощью механизма социальных эстафет» [2].
Традиция как «универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта» [1], выступает, по мнению Е. Шацкого, как отношение данного поколения к прошлому, его согласие на «наследование» или же протест против не- го [12]. В основе семейных традиций взаимодействия с социальным институтом медицины лежит ценностное отношение к здоровью семьи в целом, которое объясняет смысл традиционной медицинской активности и задает вектор ее направленности.
Как первичный институт социализации семья выполняет ряд значимых функций в формировании содержательного наполнения практик поддержания здоровья. Медицинская активность родителей подразумевает систему действий, направленных на поддержание собственного здоровья и здоровья детей. Она определяется степенью санитарно-гигиенической грамотности членов семьи (участие в периодических медицинских осмотрах, частота и поводы обращений к врачу, владение информацией по вопросам организации рационального питания, режима жизнедеятельности). В ситуации болезни медицинскую активность характеризует выполнение врачебных рекомендаций [9].
Усвоение практик поддержания здоровья ребенком в процессе семейного воспитания является предметом большого количества исследований. Так, в исследованиях, проведенных под руководством О.В. Грининой, установлена прямая зависимость образа жизни детей от гигиенического поведения их родителей [3]. И.В. Журавлева, исследуя здоровье подростков, установила зависимость самооценки здоровья подростков и уровня образования родителей [5]. В исследованиях Т.А. Гурко прослеживается взаимосвязь между курением родителей и их детей [4].
Цель исследования - на основе материалов эмпирического исследования охарактеризовать влияние семейного воспитания на процесс формирования социальных стереотипов медицинской активности городского населения.
Материал и методы исследования
Авторское социологическое исследование «Семейное воспитание как фактор формирования социальных стереотипов медицинской активности» (N = 564) проводилось в 2010 году в г. Саратове как типовом региональном центре. Тип выборки пропорциональный; контроль репрезентативности осуществлялся по полу и возрасту. Шкала возрастных групп определялась как равномерная интервальная: 25-34 года (37 %), 35-44 года (34 %) и 45-55 лет (29 %). Возрастной ценз ограничился трудоспособным возрастом: 25-55 лет. Работающие составили 90 %. Среди респондентов преобладали женщины (54 %). Образовательный статус респондентов представлен следующим образом: высшее профессиональное образование (67 %), среднее специальное (27 %) и среднее (6 %). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи пакета программ SPSS Statistics 17.0 for Windows.
Результаты исследования и их обсуждение
Первый блок анкеты включал в себя вопросы о наличных семейных практиках поддержания здоровья. Согласно полученным данным 38 % респондентов связывают собственные практики поддержания здоровья с семейными традициями.
Ответ на вопрос: «В каких конкретных действиях в вашей семье принято выражать заботу о здоровье?» выявил традиционные, семейные практики поддержания здоровья. Так, отсутствие вредных привычек (алкоголь, курение) как семейную традицию поддержания собственного здоровья отметили 49,6 % респондентов, правильное питание - 33,8 %, регулярные занятия спортом - 19,9 %, соблюдение режима дня/сна - 31,8 %, систематический прием витаминов курсами 10,4 % респондентов. Регулярное и своевременное обращение к врачам как традиционная, семейная практика поддержания здоровья отмечена в ответах 24,2 % респондентов.
Респондентам было предложено оценить состояние собственного здоровья по пятибалльной шкале. Показатели самооценки здоровья распределились следующим образом: состояние здоровья как «очень хорошее» и «хорошее» отметили 17 % респондентов. Большинство респондентов оценили свое здоровье как «удовлетворительное» - 77 %; как «неудовлетворительное» оценили свое здоровье 6 % опрошенных. Полученные ответы соответствуют данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики (Росстат) в 2008 году [6].
Исследование выявило взаимосвязь мотивационных оснований практик поддержания здоровья и его самооценки респондентами. Чуть менее половины опрошенных (45 %), оценивших свое здоровье как «хорошее», связывают его именно с семейным воспитанием (таблица).
Взаимосвязь мотивационных оснований практик поддержания здоровья и его самооценки, %
|
«Хорошее» здоровье |
«Удовлетворительное» здоровье |
«Неудовлетворительное» здоровье |
Семейное воспитание |
45 |
33 |
1 |
Пример окружающих |
11 |
28 |
0 |
Образование |
9 |
20 |
9 |
Медицинская информация СМИ |
17 |
28 |
17 |
Ухудшение здоровья |
14 |
45 |
77 |
Мода на здоровый образ жизни |
15 |
14 |
4 |
Необходимость быть в хорошей форме |
26 |
33 |
6 |
Индивидуальный опыт взаимодействия с медицинскими учреждениями «копирует» родительские поведенческие модели поддержания здоровья. Так, на вопрос: «Как часто было принято в родительской семье обращаться к участковому терапевту?» 17 % респондентов ответили «Часто», 28 % - «Часто, но по приглашению поликлиники». Большинство опрошенных (59 %) ответили, что в семье принято посещать участкового врача в случае острой необходимости (болезни, травмы). Согласно полученным ответам большинство респондентов (91 %) лично обращаются за медицинской помощью только в случае появления болевой симптоматики или резкого обострения имеющегося хронического заболевания. 37 % опрошенных ни разу не обращались в поликлинику за последние два года. При первых симптомах недомогания обращаются в поликлинику 13 % респондентов. В связи с необходимостью получения больничного листа - 34 % опрошенных; по причине профосмотра 39 % респондентов. Полученные данные коррелируют с данными общероссийских исследований по выявлению причин поздней обращаемости за амбулаторно-поликлинической помощью [8].
На наш взгляд, одной из причин подобных практик является отсутствие постоянного участкового врача. Семья, имея постоянное место жительства, годами обслуживается в одной поликлинике и, как правило, у одного участкового терапевта. Однако, как показывает исследование, большинство респондентов (63 %) вовсе не знают фамилии своего участкового врача. Самолечение предпочитают квалифицированной врачебной помощи 69 % респондентов.
Среди причин, по которым респонденты не обращаются за медицинской помощью, наиболее распространены следующие: нежелание обращаться в районную поликлинику в связи с большими потерями времени (51 %); «график работы не позволяет посещать поликлинику» (17 %). Респонденты, работающие в негосударственных учреждениях (24 %), предпочитают обращаться за медицинской помощью только в крайних случаях, когда состояние здоровья уже не позволяет им работать. Об этом убедительно говорят высказывания респондентов типа «у меня серьезная работа, а сидеть в очереди нет времени и желания» (24 %).
Выявлены различия в отношении респондентов к диспансеризации как одному из самых значительных ресурсов амбулаторно-поликлинической помощи. Так, респонденты, которые имеют положительные семейные традиции поддержания здоровья, демонстрируют к ней преимущественно позитивное отношение. Эта группа респондентов характеризует диспансеризацию как «как важное для населения мероприятие» (61 %), которое «позволяет вовремя выявлять заболевания» (74 %). Однако другая группа респондентов, которые не имели положительных семейных традиций, считают ее «формальной процедурой, которая существенных результатов не приносит» (56 %). Во многом подобные ответы являются оправданием собственного бездействия и слабой мотивации.
Заключение
Семейное воспитание является ведущим фактором формирования социальных стереотипов медицинской активности в силу его включенности в практики поддержания здоровья. На базе эмпирического исследования было показано, что в поведенческих моделях младшего поколения отражаются социальные стереотипы старшего. Таким образом, семейное воспитание является «благоприятной зоной» в процессе конструирования эффективной модели взаимодействия с социальным институтом медицины.
Список литературы
Рецензенты:
-
Тихонова С.Ф., д.филос.н., профессор кафедры истории государства и права ФГОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов;
-
Кром И.Л., д.м.н., руководитель Центра медико-социологических исследований, профессор института социального образования (филиал) РГСУ, г. Саратов.
Работа поступила в редакцию 19.12.2011.
Библиографическая ссылка
Андриянова Е.А., Позднова Ю.А. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКТИВНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 2. – С. 16-19;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29384 (дата обращения: 22.11.2024).