Постоянное развитие медицины способствует поиску более совершенных методов оперативных вмешательств, с помощью которых необходимо обеспечить снижение послеоперационных осложнений, а также ускорить процесс самого оперативного вмешательства.
К одним из таких составляющих оперативного вмешательства, относится проведение процедуры фиксации эндопротезов при соответствующих хирургических операциях. Чаще всего для процедуры фиксации эндопротезов применяются шовные материалы. Однако на сегодняшний день в мире получают все более широкое распространение соединения тканей в зоне оперативного вмешательства с помощью клеевых композиций, поскольку они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными методами закрытия ран [1, 4].
Если нитки, которыми скрепляются швы, требуют удаления, то клеевые композиции, в зависимости от их способности к биодеградации, исчезают или резорбируются биологической тканью в процессе раневого заживления. К тому же недостатком шовных материалов, является вероятность проникновения инфекции в окружающие ткани и возникновения послеоперационных осложнений [2, 3, 5].
Целью исследования явилось изучение различных методов фиксации эндопротезов на передней брюшной стенке, главным образом с применением клеевых композиций.
Экспериментальные исследования были проведены на 120 крысах линии «Вистар», обоего пола, массой 150-170 г.
Лабораторные животные были разделены на 8 групп, в зависимости от вида эндопротеза и применяемой методики его фиксации:
1-я группа, в которой применялся полипропиленовый эндопротез и для фиксации использовался клей латексный тканевой;
2-я группа, в которой применялся полипропиленовый эндопротез и для фиксации использовался сульфакрилатный клей;
3-я группа, в которой применялся политетрафторэтиленовый эндопротез и для фиксации использовался клей латексный тканевой;
4-я группа, в которой применялся политетрафторэтиленовый эндопротез и для фиксации использовался сульфакрилатный клей;
5-я группа, в которой применялся аллоплант и для фиксации использовался клей латексный тканевой;
6-я группа, в которой применялся аллоплант и для фиксации использовался сульфакрилатный клей;
7-я группа, в которой применялся полипропиленовый эндопротез и для фиксации использовалась капроновая нить;
8-я группа, в которой применялся политетрафторэтиленовый эндопротез и для фиксации использовалась капроновая нить.
Оперативные вмешательства были проведены в асептических условиях под эфирным ингаляционным наркозом, в соответствии с Конвенцией по защите животных, используемых в эксперименте и других научных целях, принятой Советом Европы в 1986 г. [6, 7].
Строго по средней линии живота, отступя книзу от мечевидного отростка на 2 см, в продольном направлении, рассекались кожа и подкожная клетчатка длинной 2-3 см. Белая линия живота и передняя стенка влагалища (апоневроза) прямых мышц освобождались от клетчатки путем ее отсепаровки в стороны от срединного разреза на расстояние 1,5 см. В созданное таким образом пространство помещался эндопротез диаметром 0,5 см, который фиксировался к апоневрозу прямых мышц посредством клеевой композиции. Осуществляли тщательный гемостаз в ране и ушивали кожу с подкожной клетчаткой. Дренирование раны не проводили, кожный шов обрабатывали спиртовым раствором йодопирона.
После операции крысы содержались в условиях вивария в просторных клетках с сетчатым дном на стандартном пищевом режиме. В послеоперационном периоде проводилось динамическое наблюдение за состоянием послеоперационных ран.
Из эксперимента животных выводили путем передозировки средств для наркоза в соответствии с Конвенцией по защите животных, используемых в эксперименте и других научных целях, принятой Советом Европы в 1986 г.
Для патоморфологического исследования вырезали лоскут ткани, содержащий подкожную клетчатку, мышечно-апоневротический рубец с приклеенным эндопротезом и брюшину.
После фиксации в формалине из препарата по стандартной методике готовились гистологические срезы, которые окрашивались гематоксилином и эозином. Для выявления соединительной ткани применялся пикрофуксин по Ван-Гизону.
При проведении эксперимента у крыс наблюдалось осложнение, такое как расхождение послеоперационной раны в следствие скусывания ими кожных швов выявленное у 22 крыс. Из них у 6 крыс, которым была произведена фиксации аллопланта сульфакрилатным клеем, наблюдалось постоянная гиперемия и воспаление краев раны без образования первичного натяжения, которые были устранены самими крысами с помощью выгрызания аллопланта из раны, после чего рана зажила первичным натяжением в течение 3 дней. У 16 крыс наблюдалось смещение с места первоначальной фиксации политетрафторэтиленового эндопротеза и аллопланта с клеем латексным тканевым. У 12 крыс, которым выполнялась фиксация эндопротезов узловыми швами, наблюдались свищевые ходы брюшной стенки. У 5 крыс наблюдали нагноение со стороны рубца в месте наложения кожных швов.
На основании проведенного исследования установлено, что имеются различия в тканевой реакции передней брюшной стенки экспериментальных животных в зависимости от вида фиксируемого эндопротеза и метода его фиксации, как в ранние сроки после имплантации, так и в поздние.
Также было выявлено, что каждая из использованных методик фиксации эндопротеза имеет свое время, необходимое для достижения неподвижности фиксированного эндопротеза после его установки.
Для фиксации эндопротезов с помощью клея латексного тканевого в среднем потребовалось 5 минут времени. Для фиксации эндопротезов узловыми швами в среднем потребовалось 4 минуты времени. Для фиксации эндопротезов с помощью сульфакрилатного клея в среднем потребовалось 1,5 минуты времени.
Также было выявлено, что при использовании с политетрафторэтиленом сульфакрилатного клея эндопротез под действием клея становился более плотным, жестким, в результате чего при наружном осмотре крысы после ушивания раны невооруженным глазом виднелась выпуклость под кожей.
При фиксации аллопланта с сульфакрилатным клеем так же наблюдалась выпуклость под кожей, но это было вызвано действием самого аллопланта из за его плотной структуры и большей толщины относительно брюшной стенки крыс.
По данным морфологического исследования всех экспериментальных групп, выявлено, что наиболее ранний и выраженный фиброз мягких тканей развивался в экспериментальных группах 1 и 2, которым производилась фиксация полипропиленовой сетки с клеем латексным тканевым и полипропиленовой сетки с сульфакрилатным клеем.
При проведении исследования в различных экспериментальных группах был выявлен ряд особенностей, характерных для того или иного сочетания эндопротеза с методом его фиксации. Было установлено, что наиболее быстрая фиксация эндопротеза наблюдалась при использовании сульфакрилатного клея, которая была значительно быстрее, чем при использовании клея латексного тканевого и намного, чем при использовании для фиксации эндопротеза шовного материала. Также было выявлено, что в экспериментальных группах 3 и 5 при фиксации политетрафторэтиленового протеза и аллопланта клеем латексным тканевым не происходила необходимая фиксация, которая, мы предполагаем, связана со структурой и незначительным количеством ячеек в фиксируемом материале.
Таким образом, по результатам экспериментальных исследований видно, что наиболее быстрым, надежным и с наименьшим количеством послеоперационных осложнений является способ фиксации в экспериментальных группах 1, 2 и 4, которым выполнялась фиксация полипропиленовым эндопротезом с клеем латексным тканевым и сульфакрилатным клеем и фиксация политетрафторэтиленового эндопротеза сульфакрилатным клеем.
Рецензенты:
Латыпов Р.З., д.м.н., профессор Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа;
Фатихов Р.Г., д.м.н., профессор Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа;
Чалык Ю.В., д.м.н., профессор, профессор кафедры общей хирургии ГОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздравсоцразвития России, г. Саратов.
Работа поступила в редакцию 28.07.2011.
Библиографическая ссылка
Галимов О.В., Ханов В.О., Шкундин А.В., Гаптракипов Э.Х., Фаттахов Р.Ф. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ФИКСАЦИИ ЭНДОПРОТЕЗОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 11-2. – С. 281-283;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29046 (дата обращения: 03.12.2024).