Стремительно меняющийся мир диктует необходимость кардинальных изменений в сфере образования. Существенные изменения обусловлены ускорением темпов развития мирового сообщества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия определяют особую важность факторов коммуникабельности и толерантности; демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора вызывают необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; высокая мобильность капиталов и рабочей силы, рост конкурентоспособности; динамичные структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников; рост значения человеческого потенциала обусловливает интенсивное опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения; увеличение масштабов глобальных проблем требует сотрудничества в рамках международного сообщества и формирования современного мышления у молодого поколения. Эти современные тенденции мирового развития кардинально меняют цели, содержание и технологии образования.
Миссия современного Университета состоит в подготовке специалистов, способных отвечать на вызовы XXI века, что предполагает не только трансляцию готовых знаний, но и создание Нового Знания. К настоящему времени в педагогической науке накоплен значительный фонд подходов, концепций, реализующих задачи подготовки специалиста в условиях университетского образования, однако основное внимание уделяется внешним обстоятельствам и параметрам построения образовательного процесса, а внутренние, личностные резервы обеспечения высокой результативности процесса обучения в высшей школе и аксиологические ресурсы повышения качества образования раскрыты не в полной мере.
Аксиологический подход согласуется с инновациями, определяющими вхождение Российского образования в Болонский процесс, определяя новые роли и функции преподавателя в организации ценностного взаимодействия преподавателя и студента.
Сущностные характеристики аксиологического подхода заключены в том, что цели, ценности и ценностные ориентации студента и преподавателя их ожидания, потребности, мотивы, притязания и субъектная позиция актуализируются с целью построения индивидуальной траектории образования, саморазвития и достижения успеха в учебной и научной деятельности.
Аксиологический подход как методологическая база исследования проблем университетского образования в свете Болонского процесса позволяет определить аксиологические индикаторы повышения качества образования. Прежде всего, речь идет о тех ценностях, на которые в близком или отдаленном будущем должна ориентироваться сфера образования и которые придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, определяют его взаимодействие с миром и Другими, а также о формировании в самом процессе образования «предметных» и «субъектных» ценностей, ценностей его развития.
Выстраивая стратегию развития университетского образования в контексте вхождения в Болонский процесс, необходимо обозначить базисные ценности, которые были определены в результате диагностического исследования в рамках проекта «Реализация аксиологического подхода в университетском образовании» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)». Авторы исходят из утверждения, что ценности университетского образования действуют на каждом этапе его развития как моральные императивы, они - основания самоорганизации и саморазвития педагогической деятельности, взаимодействия преподавателя и студента. В контексте исследования выявлены следующие группы ценностей университетского образования:
- академические ценности (институциональная независимость; фундаментальность; академические свободы; академическая солидарность (коллегиальность); содействие росту инноваций; профессиональная компетентность; новые парадигмы преподавания и исследования; академическая ответственность; единство образовательного и исследовательского процесса; академическая мобильность; критическое мышление; наставническая модель взаимоотношений «преподаватель-студент» (приобщение к научным школам); междисциплинарность исследований; международное сотрудничество преподавателей; элитарность университетского образования);
- ценности личностного роста и благополучия (самоопределение; самореализация; индивидуальность; субъект-субъектные отношения; непрерывность образования; адекватность человека среде и ситуации; профессиональная мобильность; здоровье; корпоративность; конкурентоспособность выпускника);
- ценности гражданского общества (свобода, демократия; открытость; социальная справедливость; толерантность; этичность; культурное разнообразие; социальная ответственность);
- организационные ценности (принятие решений на основе согласования мнений и интересов; свобода в осуществлении научных исследований; статусная иерархия, основанная на принципе научного авторитета; технологизация образовательной деятельности; стандартизация качества образования (образовательных программ); создание материальных ценностей и знаний; конкурентоспособность университета; доступность образовательных программ для зарубежных студентов; стратегическое партнерство университета и бизнес-структур).
Ценностная сфера человека - его личностные, жизненные, профессиональные ориентиры - это та «ось сознания», которая определяет выбор, пронизывая все жизненные ситуации, и влияет на весь процесс жизнедеятельности человека. Синтез ценностных ориентаций как реализованных возможностей, так и не удовлетворенных пока потребностей личности в самоуважении, саморазвитии, самореализации есть нечто иное как аксиологический потенциал личности. От того, насколько развит аксиологический потенциал студента университета, в значительной мере зависят его профессиональная жизнь и качество его профессиональной деятельности. Развитие аксиологического потенциала личности студента предполагает качественные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности (формирование целостного и ценностного Образа мира, к самому себе (становление Образа «Я»), к будущей профессиональной деятельности (проектирование Образа будущей деятельности). Это становится реальностью, если осваиваемые студентами ценности придают познанию, сотрудничеству, творчеству и самореализации ценностную ориентацию.
Развитие аксиологического потенциала студентов, обладающих субъектной ценностной системой, может быть достигнуто, если в образовательном процессе университета предусмотрена актуализация ценностного содержания образования; в образовательной среде университета обеспечивается ценностное самоопределение будущего специалиста; реализована аксиологическая функция производственной практики; внедрена пространственно-временная модель, отражающая логику развития аксиологического потенциала на следующих связанных между собой стадиях: адаптация, ориентация и персонализация; освоение фундаментальных знаний и современных информационных технологий базируется на интеграции интеллектуальных, коммуникативных и креативных умений студента.
Стратегия деятельности преподавателя университета по развитию аксиологического потенциала будущего специалиста является эффективной тогда, когда актуализированное студентом общекультурное и специальное знание, входя в структуру ценности как полюса ценностного отношения, используется им для оценки своей адаптированности к условиям вузовского обучения, своего самоопределения в результате морального выбора ценностей и действий по осуществлению предстоящей профессиональной деятельности, академической зрелости как результата становления у него ценностных ориентаций, без которых знания остаются нереализованными, а эскиз «потребного будущего» - жизнь, достойная человека - не возникнет. Следовательно, в данном контексте, значительно меняясь, возрастает роль преподавателя.
Сравнительный анализ опыта проектирования и реализации специализированных программ подготовки магистров в российских и европейских вузах позволил нам более четко обозначить определяемые идеями Болонской декларации новые роли преподавателя. Цели и ценности университетского образования определяют аксиологические функции академического консультанта, заключающиеся в консультировании по вопросам использования возможностей и ресурсов образовательной среды университета для профессионального развития и деятельности по самообразованию. Важна роль преподавателя-консультатнта в составлении рекомендаций по ориентации образовательной деятельности на индивидуальное развитие студента в условиях дифференциации образовательных программ профессионального образования.
В консультировании по нормативно-регламентирующему обеспечению образовательного процесса актуализируются функции куратора образовательной программы, предполагающие обеспечение преемственности учебных курсов общекультурного, общепрофильного и специального блока дисциплин. В новых условиях меняется ориентация преподавателей и студентов на организацию образовательного процесса: в рамках каждого предмета или способа практической деятельности возрастает познавательная самостоятельная деятельность; освоение компетенций «работает» на подготовку курсовой или выпускной квалификационной работы студента.
Функции тьютора, обеспечивающие ориентацию студентов в содержании предметной области, выходят за рамки систематического обучения или стандарта, но они отражают и сферу индивидуальных интересов студентов, и систематизацию, классификацию информационной базы предметной области и рекомендации студентам по ее использованию, и подготовку рекомендаций по эффективному обучению с помощью информационно-коммуникативных технологий. Весьма важны работа с малыми группами студентов, выполняющими творческие, креативные задания, а также консультация и контроль выполнения студентом учебных заданий.
В связи с выполнением преподавателями новых функций и ролей особую актуальность приобретает не только развитие аксиологического потенциала студента, но и развитие аксиологического потенциала самого преподавателя, его постоянное стремление к самосовершенствованию. Реализация аксиологического подхода предполагает наличие нескольких фаз и этапов в развитии аксиологического потенциала: адаптация, ценностное самоопределение, персонализация.
Особое место в аксиологической парадигме университетского образования занимает проблема ценностного самоопределения студентов. Ценностное самоопределение как педагогический феномен представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования (В.Д. Повзун). Он предполагает качественные изменения в отношении личности к собственной жизни, благодаря формированию целостного представления личности о мире и осмыслению своего места в нем. Основа самоопределения личности в процессе собственной жизни - ценностные ориентации, подразумевающие будущее и необходимые для обретения смысла и постановки цели, а также способов ее достижения.
Ценностное самоопределение личности осуществляется в трех личностных подпространствах поиска: когнитивное подпространство - пространство знаний, выбора и присвоения ценностей культуры и образования на основе аксиологически-акцентированных идей и ценностей образования; эмотивное подпространство - пространство ценностных ориентаций, самоактуализации, самообразования и саморазвития личности. Это пространство, где происходит переоценка ценностей, становление личностного отношения к своему месту и роли в мире, формируется образ «Я», сообразно которому личность прогнозирует, проектирует свое будущее; деятельностное подпространство - это широкое пространство выбора жизненных ориентиров, развития прогностических способностей, определения идеалов и моделей будущей жизни и деятельности, в котором личность осознает цели и смыслы будущей жизни, выстраивает и реализует ее проект.
Соответственно показателями ценностного самоопределения личности как индикатора качества университетского образования выступают: когнитивный (знания о мире, себе, времени, цели и смысле жизни); эмотивный (ценностные отношения к будущей жизнедеятельности, ценностные ориентации личности); деятельностный (совокупность умений целеполагания, планирования, проектирования, выбора, построения временной перспективы жизнедеятельности, разработки и реализации проектов).
Следующим аксиологическим индикатором качества университетского образования, на наш взгляд, является субъектность студента как целостная аксиологическая характеристика личности, раскрывающаяся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Субъектность студента - основа востребования и использования им научных знаний как методологических и технологических средств решения собственных образовательных и профессиональных задач. Движущей силой становления субъектности выступает ценностное самоопределение как процесс обретения студентом смысла, целей, ресурсов университетского образования.
С точки зрения анализа проблемы становления субъектности особый интерес представляют ценности в области межличностных отношений и ценности, направленные на собственное Я, точнее, их взаимосвязь, так как именно они задают вектор проявления субъектности и придают ей смысловую окраску.
Субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в ценностном отношении к людям. Становление субъектности студента происходит через отношение к нему «значимого Другого». Функции «значимого Другого» в отношении «Я» студента связаны с определением и усилением его субъектных характеристик. Создание референтного круга нескольких «значимых Других» означает начало становления субъектности. Наполненность референтного круга обеспечивает множество направлений саморазвития и самореализации человека. Динамика субъектности во времени связана с установлением соотношения между полюсами «Я» - «Другой».
Ведущей идеей концепции становления субъектности студентов университета мы определяем идею о роли аксиологических структур личности как источника и механизма самоорганизации личностного и профессионального роста. Данная идея базируется на необходимости постижения ценностей и смыслов содержания университетского образования студентом. Постигнутый личностью студента смысл задает ориентиры его образовательной и предстоящей профессиональной деятельности, определяет принятие им конструктивных решений, как личностно, так и социально значимых. Постижение студентом смысла университетского образования может происходить разными способами, в том числе и «одномоментным обретением нового качества» (ценностей и смыслов). Именно эта особенность выводит нас на базисные понятия синергетического подхода и обоснование правомерности его использования в качестве дополнительного методологического ориентира в исследовании становления субъектности студента университета.
Непосредственно в круг аксиологических параметров повышения качества высшего образования входит и корпоративная культура университета, как следствие, процесс интеграции традиционных исследовательских и инновационных тенденций, поиск оптимального баланса классического академического этоса и постакадемических ценностей. Этот процесс имеет свои отличия и в практике модернизации отдельного университета, и на уровне каждой национальной системы высшего образования, и макрорегиональных социально-ориентированных и рыночно-ориентированных традиций.
В структуре корпоративной культуры в качестве системообразующего следует обозначить аксиологический компонент - ценностные ориентации: сообразно ценностям происходит выбор целей деятельности (индивидуальной и коллективной) и средств их достижения. Именно аксиологический подход позволяет рассмотреть корпоративную культуру как «общую индивидуальность», характеризуемую общей приверженностью сотрудников ценностям, этическим принципам, целям и миссии учреждения при условии взаимодействия ценностей (а значит - интересов, позиций, устремлений) отдельной личности и команды (группы, организации, сообщества). Было установлено, что сущностной характеристикой ценностного ядра корпоративной культуры университета является человекоориентированность, т.к. культура привносит в корпоративную деятельность гуманистические ценности и смыслы, характеризуя «человеческое измерение» различных объектов, они образуют стержень культуры. Аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры, способствует продуцированию и закреплению корпоративных ценностей, тем самым влияет на взгляды и убеждения субъектов образовательного сообщества: корпоративные ценности становятся личностно значимыми или вступают с ними в конфликт.
Возможно спорным, но, безусловно, актуальным индикатором повышения качества образования считаем молодежную субкультуру, которую следует воспринимать как сложный и многоаспектный феномен, а личность молодого человека в данном контексте как центр пересечения многообразных культурных ценностей. В педагогической работе важно учитывать ценности и нормы молодежной субкультуры, как культуры определенной социальной группы, так как преподаватели и молодые люди принадлежат к разным субкультурам, у них разные жизненные стили, что, влияет на их взаимопонимание, взаимопринятие, взаимодействие. Педагогам важно иметь представление о позитивных и негативных особенностях молодежных субкультур, чтобы иметь возможность вести диалог с молодым поколением, управлять образовательным процессом и молодежной субкультурой на основе взаимодействия и сотрудничества с молодежью. Так как процесс формирования молодежной субкультуры происходит в значительной своей части в образовательном пространстве, необходимо, во-первых, изменить управление влиянием пространства образования на формирование молодежной субкультуры, во-вторых, выстроить данное образовательное пространство таким образом, чтобы оно, с одной стороны, интегрировало позитивные черты молодежной субкультуры, с другой - продуцировало ценности, нормы поведения и взаимоотношения, стили жизни, эстетические пристрастия, потребности и склонности, направляющие молодое поколение на созидание, творчество, познание.
Итак, рассмотренные в статье аксиологические индикаторы значительно повышают качество меняющегося образования в трансформирующемся мире, преобразовывая цели, ценности, ценностные ориентации студента и преподавателя в соответствии с противоречивыми и меняющимися условиями, отношение личности к собственной жизни благодаря формированию целостного представления о мире, себе и других, актуализируя субъектную позицию с целью построения собственной траектории образования для саморазвития, достижения успеха в учебной, научной, профессиональной деятельности, формируя корпоративную культуру и студенческую молодежную субкультуру, что способствует продуцированию и закреплению корпоративных и субкультурных ценностей и делает их личностно значимыми. На наш взгляд, именно аксиологическое знание позволяет найти ресурсы изменения качественного уровня современного образования, стать стартовой точкой для достижения успеха во взаимодействии студента и преподавателя - главных субъектов университетского образования.
Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2009-2011 гг., РН: 2.1.3/95 24).
Рецензенты:
Попов Е.Б., д.п.н., доцент кафедры иностранных языков Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии, г. Оренбург;
Ежова Т.В., д.п.н., доцент, декан факультета иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург.
Работа поступила в редакцию 30.05.2011
Библиографическая ссылка
Кирьякова А.В., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-3. – С. 519-523;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28571 (дата обращения: 09.10.2024).