Методология развития гигиены как науки диктует разработку новых подходов к оценке здоровья индивидуума и популяции, в которых аналитическое направление становится ведущим, вместо контролирующей функции. Объективная количественно выраженная информация о состоянии здоровья населения и военнослужащих - это надежный базис для разработки научно обоснованных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья личного состава войск и поддержанию должного уровня его работоспособности и боеспособности [3].
Одним из критериев, характеризующих состояние организма, является его физическое развитие (ФР), поскольку оно ‒ отражение изменений совокупности морфологических и функциональных свойств организма, обусловленных биологическими и социальными факторами. Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных этапах, уровень ФР является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. ФР - это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и трудо- или боеспособность [2]. ФР и его показатели - особенно масса тела (МТ), её основные составляющие (мышечная масса, жир) реагируют на значительное их изменение, недостаток или избыток пищи, что сказывается на работоспособности и заболеваемости [7].
В настоящее время наибольшее внимание уделяется ФР детей, поскольку ФР, как интегральный показатель здоровья ребенка, отражает процессы роста и развития в изменяющихся условиях среды обитания. Показатели ФР включены в систему социально-гигиенического мониторинга. Динамическое слежение за ростом и развитием детей позволяет своевременно обнаруживать неблагоприятные тенденции, реагировать на них путем проведения профилактических мероприятий [1].
Актуальным является и наблюдение за ФР подростков, что позволяет оценивать качество и эффективность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых среди детей и подростков, прогнозировать возможности комплектования Вооруженных Сил (ВС) здоровым пополнением. Оценка ФР юношей позволяет своевременно проводить профилактические мероприятия на этапах подготовки к службе в ВС страны, адекватно распределять военнослужащих по родам войск и воинским специальностям [5].
В настоящее время для оценки физического развития военнослужащих, проходящих службу и по призыву, и по контракту, используются показатели длины, массы тела и окружности грудной клетки. Однако по оцениваемым параметрам трудно судить о физической подготовленности и уровне физического состояния; отсутствует интегральный оценочный показатель, что не дает возможности выдавать прогноз работоспособности и планировать профилактические мероприятия. Такая же проблема имеется и в других армиях: Финляндии [9], Норвегии [8], США [10].
По данным оценки морфофункциональных показателей призывной молодежи и военнослужащих, проходящих службу по призыву, разработан способ оценки ФР [6]. Однако он не может быть использован для оценки ФР военнослужащих, проходящих службу по контракту (ВПСК).
Цель исследования - разработать математические модели оценки ФР военнослужащих, проходящих службу по контракту, с использованием данных углубленных медицинских обследований в условиях поликлиники.
Объектом исследования были лица организованного коллектива, в частности ВПСК-мужчины (n = 753), которые были распределены на возрастные группы (до 30 лет, 30-35 лет, 35-40 лет, 40-45 лет,
45-50 лет и 50 лет и старше), установленные руководящими документами ВС РФ для занятий по физической подготовке [4].
Оценили параметры морфофункционального состояния ВПСК: длина и масса тела, окружность грудной клетки в покое, сила ведущей кисти, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в покое, параметры деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС) - частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД, ДАД) в покое, после нагрузки и через 3 мин восстановительного периода. В качестве критерия оценки резервных возможностей организма использовали нагрузочную пробу Мартинета: 20 приседаний за 30 сек. Всего 14 показателей.
Провели следующие этапы работы:
1. Сформированы возрастные группы (наполняемость каждой группы составила более 100 чел., что позволило использовать в дальнейшем центильный метод).
2. С использованием центильного метода определены границы средние, низкие и высокие (т.е. выделялось 3 уровня показателя - низкое, среднее, высокое). При этом учитывалось, что высокие значения некоторых показателей, напротив свидетельствовали о негативных тенденциях в физическом развитии индивидуумов (частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического артериального давления).
3. С использование метода квалиметрии определена значимость каждого оцениваемого показателя. Учитывалась оценка значимости каждого показателя, полученная при работе экспертной группы из 23 специалистов, компетентных в данной области. С учетом распределения по группам и экспертных оценок у каждого индивида был рассчитан суммарный промежуточный показатель и вновь проведена оценка результата посредством центильного метода. Этот этап позволил априори отнести каждого индивида к одной из трех групп по уровню физического развития (низкое, среднее, высокое) и тем самым сформировать обучающую выборку для проведения в дальнейшем линейного дискриминантного анализа.
Обработка данных проведена с использованием приложения Windows XP - Excel и пакета прикладных программ статистической обработки данных Statistica-6,0.
Были рассчитаны нормированные значения координат центроидов F1 и F2 для трёх групп ФР в каждой возрастной группе: ниже среднего, среднее и выше среднего. В результате были получены математические модели, включающие 14 показателей морфофункционального состояния организма. Распознавание степени ФР на их основании было правильным в 91 % случаев. Построение моделей дискриминантных функций позволяло осуществить решение диагностической задачи, задавая натуральные значения отдельных показателей ФР. При этом определялась степень близости положения индивида, задаваемого значениями F1 и F2 к нормированным значениям (координатам центроидов) трёх групп.
С использованием разработанного способа провели оценку ФР военнослужащих, входящих в каждую возрастную группу. Это позволило оценить групповые показатели физического развития и определить динамику отдельных показателей, т.е. осуществить прогностическую функцию. Так, определена тенденция роста доли лиц с ФР ниже среднего (темп прироста по возрастным группам составил 2,4 %); снижения доли лиц со средним ФР (темп снижения по возрастным группам составил 0,9 %) и доли лиц с высоким ФР (темп снижения по возрастным группам составил 1,6 %).
Провели сравнительный анализ двух способов оценки ФР ВПСК: разработанного нами и в соответствии с принятым в ВС страны. Оказалось, что во всех возрастных группах ВПСК получены достоверно различные данные по этим показателям. Так, в группе до 30 лет при стандартном способе более половины обследованных были отнесены к категории лиц с ФР выше среднего и лишь незначительная доля - с ФР ниже среднего; при разработанном нами - доля лиц с ФР выше среднего была в 2,0 раза меньше, доля лиц с ФР средним - в 1,13 раз больше, а лиц с ФР ниже среднего - в 20,0 раз больше.
В группе ВПСК в возрасте 30-35 лет доля лиц с ФР выше среднего была в 2,4 раза меньше, с ФР средним - в 1,3 больше, а с ФР ниже среднего - в 41,3 раза больше.
В группе ВПСК в возрасте 35-40 лет доля лиц с ФР выше среднего была в 2,4 раза меньше, доля лиц с ФР средним - в 1,2 раза больше, а доля лиц с ФР ниже среднего при стандартном методе не определялась, а при разработанном - была более четверти.
В возрастной группе ВПСК 40-45 лет доля лиц СФР выше среднего была в 3,3 раза меньше, доля лиц с ФР средним - в 2,1 раза больше, а доля лиц с ФР ниже среднего - выше, чем в предыдущей возрастной группе.
У лиц старше 45 лет доля лиц с ФР выше среднего была в 3,7 раза меньше, с ФР средним - в 2,0 раза больше, а с ФР ниже среднего на 4,2 % больше, чем в группе лиц 40-45 лет.
Интересным был тот факт, что в каждой возрастной группе при использовании стандартного способа уменьшалась доля лиц с ФР ниже среднего, средним и возрастала с ФР, оцениваемым как выше среднего. При определении ФР по разработанному способу доля лиц с ФР выше среднего по возрастным группам, наоборот, снижалась. Доля лиц с ФР средним достоверно не изменялась, а доля лиц с ФР ниже среднего - возрастала и достигала одной трети. Можно полагать, что определяющим критерием для оценки ФР при стандартном методе являлась масса тела, поскольку длина тела по возрастным группам имела тенденцию к снижению, а окружность грудной клетки в покое не изменялась.
В динамике морфофункционального состояния ВПСК установлены негативные изменения, проявившиеся в нарастании МТ - во второй возрастной группе, увеличении доли лиц с повышенной МТ и ожирением на 5,2 % (р = 0,047). В первой группе ИМТ составил 26,35 ± 0,6, во второй - 27,58 ± 0,6, в третьей -27,47 ± 0,9, в четвертой - 28,55 ± 1,0 и в пятой-шестой - 28,68 ± 1,2 (абс. прирост по группам наблюдения 0,58 ед, темп прироста 2,2 %).
Снижалась доля лиц с нормальной МТ и нарастала с ожирениями: у военнослужащих до 30 лет доля лиц с нормальной и повышенной МТ достигала 68,1 %, во второй группе - 56,9 %, в третьей - 60,8 %, в четвертой - 50,7 %, а в последней - всего 44, % (снижение относительно первой группы на 24,0 %). У лиц в возрасте 35 и более лет нарастала доля лиц с ожирениями II-III степени; снижением мышечной силы ведущей кисти и ЖЕЛ, особенно выраженных в 5-6 возрастных группах (по сравнению с показателями в остальных группах достигало на 11,6-10,1 %, р = 0,001). Тенденция к снижению ЖЕЛ составляла: абс. снижение 119,6 мл, темп снижения - 3,0 %. Уже в третьей возрастной группе ЖЕЛ была достоверно ниже, чем у лиц 1-й группы, на 6,1 % (р = 0,041), а по сравнению с 5-6-й возрастными группами - на 11,4 % (р = 0,001); неадекватной реакцией ССС на дозированную физическую нагрузку: после нагрузки ЧСС возрастала на 35,1-35,9 % без достоверных различий по группам наблюдения; после периода отдыха у лиц 1-й группы превышение исходных данных составило 4,3 % (р = 0,031), в остальных превышение достигало 6,9-8,6 % (р = 0,001). САД после нагрузки увеличивалось по группам наблюдения на 14,8-16,5 % (р = 0,001) без достоверных различий по группам. Однако после периода отдыха восстановление САД произошло только в первой группе (превышение исходных данных в группах 1-4 составило 2,5-3,5 %). Наименее адекватная реакция была отмечена в 5-6 группах: превышение исходных параметров достигало 5,3 %, что было достоверно выше показателей остальных групп. В группах 1-4 ДАД после нагрузки не изменялось, в 5-6 - хотя и недостоверно, но возрастало на 4,7 %. После периода отдыха ДАД во всех группах восстанавливалось.
Отсюда возрастом риска по показателям ФР следует считать группу лиц 35-40 лет, а проведение профилактических мероприятий по сохранению здоровья и работоспособности - среди лиц в возрасте 30-35 лет.
Таким образом, можно полагать, что мониторинг за взрослым индивидом в организованных группах взрослого населения позволит выявлять возраст, при котором появляются признаки ухудшения ФР, для проведения профилактических мероприятий и сохранения функциональных резервов, диагносцировать ранние стадии дизадаптационного синдрома, что позволит продлить профессиональную надежность специалиста. Оценка групповых показателей позволит мониторировать динамику морфофункционального состояния организма для принятия управленческих решений по сохранению здоровья и ФР лиц различных организованных групп.
Список литературы
- Богомолова Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье-среда обитания»: автореф. дис. ... докт. мед. наук. - Н. Новгород, 2010. - 46 с.
- Большая советская энциклопедия. - М.: Сов. Энциклопедия, 1977. - 3 изд. - Т. 27. - С. 379.
- О методологических подходах к гигиенической оценке здоровья населения и военнослужащих / С.М. Кузнецов, Ю.В. Лизунов, Л.П. Терентьев [и др.] // материалы III съезда военных врачей медико-профилактического профиля Вооруженных Сил РФ (СПб,. 8‒10 декабря 2010 г). - СПб., 2010. - С. 202-203.
- Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ. - М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2001. - 224 с.
- Рахманов Р.С. Оценка физического развития как элемент профессионального отбора при подготовке военных специалистов // Современные проблемы гигиены труда: материалы науч.-практич. конф. - СПб., 2005. - C. 139-141.
- Рахманов Р.С., Колчин А.В. Способ оценки физического развития лиц призывного возраста и военнослужащих, проходящих службу по призыву // Патент на изобретение № 2363377 от 02.10.2007 г.
- Руденко Н.Н. Влияние физического развития на формирование соматической патологии // Вестн. СПб. медицинской академии последипломного образования. - 2010. - С. 94-104.
- Dyrstad S.M., Soltvedt R., Hallén J. Physical fitness and physical training during Norwegian military service. - Mil Med. 2006 Aug;171(8):736-41.
- Korzeniewski K.. Environmental risk factors in the territory of military operations in Iraq and Afghanistan. - Pol Merkur Lekarski. 2008 Jul;25(145):5-8.
- Murrey, M.T. Encyclopedia of Nutritional supplementes / M.T. Murrey // USA: Prima Publishing. - 1996. - 210 p.
Рецензенты:
Богомолова Елена Сергеевна, д.м.н., доцент кафедры гигиены детей и подростков и гигиены питания НижГМА Росздрава, Н. Новгород;
Пискарев Юрий Геннадьевич, д.м.н., начальник кафедры военной гигиены и эпидемиологии института ФСБ, Н. Новгород.
Библиографическая ссылка
Момот Д.А., Рахманов Р.С., Гаджиибрагимов Д.А. ОБОСНОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 3. – С. 103-107;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=21127 (дата обращения: 11.11.2024).