В связи с этим, целью нашей работы было уточнить, какие именно инфекционные агенты и гематологические отклонения ассоциируются с развитием лимфоаденопатии у детей старшего возраста.
Всего обследовано 50 детей в возрасте 7-14 лет с диагнозом лимфоаденопатия. Все дети обследованы в соответствии со стандартом. Исследование инфекционного фона проводили методом твердофазного иммуноферментного анализа на приборе Мультискан (Labsystems, Finland) с использованием тест-систем ЗАО «Вектор-Бест» (Новосибирск). Определялись IgG и IgM антитела к следующим возбудителям: хламидиям, токсоплазме, токсокарам, цитомегаловирусу, вирусу простого герпеса 1 и 2 типа, вирусу Эпштейна-Барр (IgGEA, IgGNA). С дифференциально-диагностической целью определялись антитела к ВИЧ, а также исследовалась реакция Вассермана. У всех больных определялись показатели периферической крови, характеризующие 3 ростка кроветворения.
Получены следующие результаты: IgG антитела в высоком титре к хламидиям обнаружены у 3 из 50 больных (6%), IgМ АТ - у 2 детей (4%). У большинства больных (88%) выявлялись АТ против вируса Эпштейна-Барр, из них у 8% больных обнаруживались IgGEA АТ, у 36% - сочетание IgGEA и IgGNA АТ, у 44% - только IgGNA АТ. АТ к другим видам инфекций встречались значительно реже: у 20% больных были найдены поздние антитела к токсоплазме, 20% больных - к токсокаре, 30% - к ЦМВ, 44% - к ВПГ 1 и 2 типа, ранние антитела ни к одной из перечисленных инфекций обнаружены не были. При этом выявлено, что у 20% больных выявлялась только 1 инфекция (у подавляющего большинства - ВЭБ-инфекция), у 40% детей обнаружены одновременно 2 инфекции (ВЭБ в сочетании с ВПГ или ЦМВ в равной пропорции). У 28% больных выявлены одновременно 3 инфекции (ЭБВ в сочетании с ВПГ и ЦМВ, а также токсоплазмозом или токсокарозом) и у 10% больных - 4 инфекции (ЭБВ в сочетании с перечисленными выше инфекциями). У 2% детей изучавшиеся виды инфекции не выявлялись. Гематологические расстройства у обследованных детей заключались в следующем: ускоренное СОЭ была выявлена у 22%, анемия - у 18%, ретикулоцитоз - у 66%, тромбоцитоз - у 92% (тромбоцитопения в нашем наблюдении не определялась), лейкопения - у 10%, лейкоцитоз - у 20% больных. В лейкоцитарной формуле в 100% случаев было отмечено наличие лимфомононуклеаров (от 5 до 75%), причем на фоне абсолютного лимфоцитоза у 24% и лимфопении - только у 4% больных. В 72% случаев абсолютное количество лимфоцитов не выходило за пределы нормальных величин. У всех больных отмечено наличие плазматических клеток в количестве 1-5% (зрелые и созревающие формы).
Моноцитоз встречался лишь у 12% больных, причем его выраженность была незначительной. Абсолютная нейтропения была отмечена у 56% больных, нейтрофиллез в обследуемой группе детей не наблюдался. Таким образом, основным фактором, участвующем в развитии лимфоаденопатии у детей старшего возраста, является вирус Эпштейна-Барр, однако важное значение имеют вирусные и вирусно-бактериальные ассоциации. Наиболее четкими маркерами лимфоаденопатии являются наличие лимфомононуклеаров, тромбоцитоз и ретикулоцитоз.
Библиографическая ссылка
Ведь В.В., Сотникова Н.Ю., Левенец А.Я., Козлова О.Б. Особенности инфекционного статуса и картины крови у детей с лимфоаденопатией // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 1. – С. 42-43;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2093 (дата обращения: 13.10.2024).