Модернизация российского образования в 2001 году была провозглашена императивом образовательной политики России до 2010 года. Тогда же в ходе длительных дискуссий термин «модернизация» был признан более удачным по сравнению с термином «реформа».
Попытки модернизации отечественного образования продолжаются до сих пор и нередко сопряжены с поиском инновационных форм его обустройства. Напряженной работой по созданию таких форм обременены как отдельные ученые, так и авторские коллективы. Если вспомнить известную поговорку о том, что все новое - это хорошо забытое старое, и обратиться к истории развития психологической мысли, то можно сделать удивительные и в определенном смысле инновационные открытия. Одним из них является психотехнический взгляд на образование, впервые осознанный Г. Мюнстербергом, затем незаслуженно забытый на определенное время и вновь описанный Ф.Е. Василюком, известным специалистом в области методологии психологии, психологии сознания, христианской психологии.
Термин «психотехника» был введен в научный оборот Г. Мюнстербергом с целью объединения существующих областей прикладной психологии. Важный вывод Л.С. Выготского об огромном методологическом значении психотехники Г. Мюнстерберга конкретизировал Ф.Е. Василюк в 1996 году. По его мнению, предмет приложения психотехники, область ее приложения и способ ее приложения были осмыслены при помощи трех категорий «сознание»-«культура»-«практика».
Анализируя развитие отечественной психологии, Ф.Е.Василюк справедливо отмечает два важных момента в процессе реализации психотехнической методологии -в знаменитом исследовании памяти А.Н.Леонтьева и в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Подчеркивается, что в обоих случаях осуществлялось не изучение определенной функции психики (памяти или мышления), а работа с психикой. В зарубежной психологии особое значение Ф.Е. Василюк придает психоанализу З. Фрейда, полагая его «первой психотехнической системой», являющейся по сути своей «практикой работы с сознанием»(Ф.Е. Василюк, 2006).
Образование, наряду с церковью и торговлей, Г.Мюнстерберг рассматривал в качестве сферы культуры, где также могут возникать психотехнические проблемы. Ф.Е.Василюк, развивая эту идею, полагает, что данные сферы являютя социальными и имеют выраженный практический характер. Обозначая роль психотехники в этих сферах, он считает ее необходимым элементом социальной практики, позволяющим одновременно и познавать психику, и влиять на нее (Василюк Ф.Е., 2006). Именно эта особая роль психотехники применительно к процессу изучения психологии в высшей профессиональной школе составит предмет дальнейшего анализа.
Начнем его с обсуждения возможности влиять на психику обучаемых. Многие педагоги и психологи, работающие в сфере образования, реально оказывают влияние на психику обучаемых, иногда бессознательно и непреднамеренно. Однако те, кто начинает над этим задумываться, пытаются решить для самих себя вопрос об ответственности как за сам факт психологического влияния (которое на деле может оказаться манипуляцией), так и за его последствия или результаты. Важность постановки данных вопросов и ответа на них особенно возрастает при использовании активных или интенсивных методов обучения. Слова «активный» и «интенсивный» в данном случае не являются синонимами. Интенсивной в этих методах (разные виды тренингов, а также их составные элементы) как раз является степень влияние педагога, оказываемая им с целью пробудить или повысить активность обучаемых.
Учитывая широкое толкование термина «психотехника» в современных научных источниках, активные методы обучения (АМО) тоже можно рассматривать в качестве психотехнических средств. Из этого следует, что к разным видам АМО применим анализ с позиции оценки их двойной роли - влиять с их помощью на психику обучаемых и тем самым предоставлять им возможность познавать ее. Отметим, что еще на этапе продумывания программы занятий с использованием АМО необходимо определить меру влияния преподавателя на психику обучаемых.
Одним из самых простых средств защиты от этого влияния служит принцип добровольности, применение которого сопряжено с полным отказом студента от участия в работе или временное пребывание вне группы на определенных этапах занятий. Педагог должен четко осознавать необходимость соблюдения данного принципа. Нельзя его забывать и в ходе самого занятия, предоставляя максимум свободы выбора исполняемых ролей, разыгрываемых ситуаций, способов оценки обсуждаемых результатов. Данная особенность определяет достаточно высокие требования к уровню профессионализма преподавателя психологии в вузе. Достаточно эффективным средством регуляции степени влияния на психику обучаемых является молитва:«Дай мне, Господи, разума и душевного покоя принять то, что я не в силах изменить; мужества изменить то, что могу, и мудрости - отличить одно от другого».
Задумаемся теперь над вопросом о возможности познавать психику с помощью АМО как психотехнических средств. Для иллюстрации данной возможности воспользуемся анализом применения авторской методики «Возлюби ближнего ...». Данная методика прошла многолетнюю проверку в процессе изучения следующих дисциплин: «Психология профессионального образования», «Психология общения», «Этика и психология делового общения». Процедурная часть ее достаточна проста. Лист бумаги нужно разделить на четыре части, проведя перпендикулярно друг другу вертикальную и горизонтальную линию. Далее осуществляется скрупулезная работа, связанная с познанием каждым студентом своей собственной психики (в данном примере ее эмоциональной сферы).
Для этого предлагается вспомнить конкретного человека из близкого круга своего общения, встреча с которым в реальной жизни рождает негативные переживания - от легкой неприязни до ярко выраженных эмоциональных проявлений. В верхней левой четвертинке студенты перечисляют те качества человека, которые вызывают у них негативные чувства к нему. В правой верхней четвертинке им рекомендуется перечислить положительные качества того же самого человека. Далее педагог стимулирует студентов к осознанию необходимости переключения внимания в реальной жизни с негативных качеств на позитивные. Затем проходит групповое обсуждение проблемы изменения знака переживаний. Каждому студенту предоставляется возможность аргументировать такой шаг в поведении при помощи знаний, полученных при изучении дисциплин «Общая психология» или «Психология и педагогика». В результате этого процесс самопознания своей психики ( в данном случае эмоциональной сферы) сопровождается актуализацией хранящейся в памяти ранее усвоенной психологической информации о функциях, которые присущи нашим эмоциям и чувствам, об отличиях данных видов переживаний.
Тем, кто не смог вписать позитивные качества, предлагается в нижней правой четвертинке написать положительные качества человека, о которых они слышали от других людей. В случае их написания, процедура актуализации психологической информации повторяется, как и в описанном уже случае. При отсутствии записи студенту предлагают вернуться к записи в верхней левой четвертинке, перечитать ее и отметить те негативные качества из перечня, которые присущи и ему. Далее предлагается подумать над вопросом о том, почему, продолжая любить себя, студент отказывает себе в любви к ближнему? Если окажется, что таких негативных качеств у студента нет, ему рекомендуется в левой нижней четвертинке перечислить собственные негативные качества. После их записи можно вновь обдумать вопрос об отказе в любви к близкому человеку и возможности относиться к нему хотя бы нейтрально (но не безразлично).
Процесс самопознания может быть продолжен путем обсуждения многообразия средств воспитания любви к близкому человеку, с которыми студенты встречались при изучении других разделов психологии, других учебных дисциплин, при работе с информацией из Интернета. Такими средствами могут оказаться десять христианских заповедей, шесть из которых (с пятой по десятую) предназначены для воспитания и поддержания любви к ближнему.
Вспоминая курс возрастной психологии, студенты в качестве таких средств называют язык и правила общения матери с младенцем, необходимые для установления оптимальной (любовнопочтительной) дистанции между ними. Процесс познания психики в этом случае может быть обогащен размышлением над важнейшим новообразованием младенческого возраста. Это базисное доверие к миру, которое включает в себя две взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие -позитивное отношение к себе и к миру. В итоге обсуждения важно еще раз осознать особую, не сопоставимую ни с каким другим периодом жизни человека, значимость первого года жизни ребенка. Неблагополучие в данном возрасте порождает конкретные трудности в другие возрастные периоды жизни.
Продолжить процесс познания можно с помощью домашних заданий. Впервые в один ряд с тренингом домашние задания были поставлены в 2000 году в работе М.Р. Минигалиевой. Выполненный ею анализ, дает основание рассматривать домашнее задание в качестве психотехнического средства, хотя сам автор такого заключения не делает. Упражнение «Возлюби ближнего...» целесообразно дополнять следующими домашними заданиями: сравнительный анализ понятий «мораль» и «нравственность»; ознакомиться с уровнями нравственного развития; осмыслить десять правил Э.Ле Шан, которым нужно научить ребенка, в качестве нравственных регуляторов поведения и общения в зрелом возрасте; завершить высказывание П.А. Столыпина -« Превыше всего - деньги, но превыше денег -...» и др.
Студенты, изучавшие философию, предлагают в качестве эффективного средства сохранения любви к ближнему «золотое» правило этики, известное и под другим названием -«ядро нравственности»(Ю.Г. Фокин, 1996). Это древнее утверждение, записанное в Евангелии от Матфея: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ...» (7 глава, 12 стих). В ходе его обсуждения выясняется, что осознать правило гораздо легче, чем постоянно применять его.
Анализ психотехнического подхода к образованию приводит к мысли о его связи с изречением древних о том, что «ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Это означает, что проблему передачи знаний или обмена информацией нужно переформулировать в проблему условий, обеспечивающих эффект зажигания факела. Между знающим и незнающим происходит нечто подобное тому, что удалось в свое время испытать юноше Лосеву при общении со своими учителями. Позже, уже будучи взрослым, он описал это на языке метафоры: любимый учитель древних языков «раздул» в нем «прометеевский огонек»- вызвал инте-рес к античности, которой посвящена большая часть научного наследия А.Ф. Лосева (Цит. по: Ю.А. Ростовцев, 1988).
Примеры осуществления мечты древних хранит история рос-сийского образования. Достаточно вспомнить и по праву оце-нить ту роль, которую сыграл профессор нравственных и поли-тических наук Александр Петрович Куницын в жизни А.С. Пуш-кина и других лицеистов первого выпуска. Знакомые метафоры звучат в стихах юного поэта, написанных им к лицейской го-довщине и посвященных А.П. Куницыну:« Он создал нас, он воспитал наш пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена ...»
Библиографическая ссылка
Криулина А.А. ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 5. – С. 102-104;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=1792 (дата обращения: 23.11.2024).