Инженерное экологическое образование как процесс и результат усвоения знаний обладает рядом уникальных особенностей, формирующих профессиональный облик инженера-эколога. Наиболее значимыми среди них являются следующие.
Во-первых, экологическое образование базируется на знаниях, основу которых составляют объекты живой и неживой природы, а также отношения между ними и окружающей средой. Это обстоятельство предполагает наличие у инженера-эколога системного мышления об окружающем мире, умения использовать методы системного анализа и системотехники, как в процессе своего обучения, так и в практической работе;
Во-вторых, к основным объектам экологии как науки относятся крупнейшие природные системы - от сообществ до биосферы в целом [1]. Это означает, что инженер-эколог, владея знаниями макроэкологии должен видеть и свои локальные задачи в контексте изменения состояний глобальных систем.
В-третьих, наличие «живой материи» или «живого вещества» в составе экосистем наделяет их «рациональным» поведением и побуждает инженера к изучению биологии, физиологии, анатомии и других смежных дисциплин, объясняющих функции и поведение живых организмов и сообществ, вплоть до «целеустремленных систем», обладающих интеллектом [2].
В-четвертых, современные экологические знания концентрируются и развиваются на стыках многих наук: микробиологии, биологии, химии, физики, экономики, математики и других, что отражает высокий уровень интегрированности подготовки инженеров-экологов, а с другой стороны требует мастерства педагогов в показе целостности (холизма) окружающего мира с помощью соответствующих методов и средств.
В-пятых, экологические системы характеризуются пространственной распределен-ностью, в которой приходится учитывать не только географические, геологические, климатологические и иные факторы, но также культурные и социальные традиции народов, населяющих данные территории. Такое обстоятельство несомненно отличает подготовку инженера любой специальности от подготовки инженера-эколога или экологического менеджера.
В-шестых, изучение эволюционных процессов невозможно осуществить без исторического экскурса на десятки, сотни и даже тысячи лет назад, без применения специальных методов диагностики веществ (остаточного магнетизма, радиоизотопного анализа, моделирования). Это значит, что инженер-эколог должен обладать способностью к «совмещению» прошлого, настоящего и будущего состояния нашей планеты, выдвигать и проверять гипотезы о причинах возникших перемен.
В-седьмых, экологические проблемы сегодня приобрели глобальный масштаб влияния на земную цивилизацию и должны быть адекватно воспринимаемы всеми народами. Следовательно, инженер-эколог должен освоить «экологические стандарты» не только своей страны, но и международные, знать международное законодательство в сфере охраны окружающей среды и природопользования, при этом программы обучения в вузах и квалификационные рамки должны стать совместимыми.
В современном глобальном мире экологические знания приобретают все большую значимость. Однако, в последние годы стало ясно, что инженерия все же оказалась вне экологического контекста. Студенты получают образование по конкретным инженерным программам, с усилением внимания на технических аспектах и без надлежащего учета других, смежных наук об окружающей среде. Такое положение стало преградой на пути развития инженерного образования и помехой развитию человеческого сознания. Мировое образовательное сообщество пришло к выводу о необходимости изменить ситуацию к лучшему. В 2005 году в Вильнюсе была принята «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», разработанная по инициативе РФ и Швеции. Суть стратегии состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур.
В частности, было признано, что нужны такие изменения в инженерных программах, чтобы в них вошли концепции экологической и экономической устойчивости, а кроме теории должна развиваться и практика их реализации [3]. Реальное экологическое образование не может развиваться без понимания главного: для чего и для каких отраслей деятельности идет подготовка специалистов [1]. Другими словами, инженеры должны обладать знаниями, умениями, навыками и способностями в решении макроэкологических проблем, и прежде всего, научиться обходить такие проблемы в процессе принятия решений.
Все, что будет достигнуто в инженерном образовании, в будущем сыграет роль в защите природы, экологическом менеджменте и становлении экологии как науки. Наступило время, когда разработка современного инженерного курса уже невозможна без интеграции знаний об устойчивом развитии цивилизации. Вопрос в том, что понимать под интеграцией знаний?
Инженеры всегда вовлечены в конструктивную разработку различных стадий проектов развития общества, вследствие чего они всегда находятся в прямом и тесном контакте с окружающей природной средой, причем гораздо чаще людей других профессий. Инженеры должны постоянно помнить о том, что проблемы технологического развития общества и окружающей среды неразделимы и их необходимо решать совместно. Инженеры не должны разрабатывать такие технологии, внедрение которых вызовет деградацию природы, ибо подобные технологии оказываются «неустойчивыми». В своей деятельности инженеры должны руководствоваться следующими идеями:
- улучшения качества жизни, особенно в развивающихся странах;
- потребления энергии лишь в темпе ее возобновления;
- равной возможности всех людей получать выгоду от окружающей среды;
- справедливого доступа всех людей к ограниченным ресурсам;
- продвижения технологий из развитых стран в развивающиеся;
- сохранения биоразнообразия.
Концепция устойчивого развития и как модель, и как возможный сценарий длительного существования земной цивилизации накладывает весьма жесткие обязательства на подготовку специалистов, работающих в сфере охраны окружающей среды [4]. Эти обязательства связаны прежде всего с умением принимать решения по комплексным, сложным, неопределенным и недостаточно еще изученным макроэкологическим проблемам. По сути дела инженер-эколог, экологический менеджер или юрист-эколог должны уметь работать с экосоциотехническими системами, состоящими не только из физических элементов, но и социальных (невещественных), обладающих тесными связями с обществом и постоянно отвечающих на его запросы. Для таких систем характерны размытые пространственно-временные границы, открытость широкому кругу пользователей, противоречивость требований потребителей и общественности, наличие конфликтных ситуаций и заинтересованность общественности в участии на этапах принятия решений.
Вследствие того, что проблема устойчивого развития является многоцелевой, многоаспектной и включающей множественные интересы общественных групп и лидеров, планирование должно выполняться комплексно. Если это не учитывать, тогда неизбежно возникнут конфликты интересов. Поиск взаимопонимания ведет к «всеобъемлющему», скоординированному и совместному рационально-политическому планированию.
Другим трендом в природоохранном планировании становится влияние специалистов, наделенных «социальными подходами», в противовес инженерным. В то время как инженеры склонны устанавливать контроль над неопределенностью, специалисты социальной направленности концентрируются на анализе неопределенности и ее последствиях. В результате инженеры оказываются не удовлетворены определением процессов, тогда как социальные специалисты занимаются содержанием (и расширением) планировочного процесса.
Планирование капитальных затрат имеет дело с осуществлением и финансированием лучших структурных мероприятий. Планирование управленческой деятельности сфокусировано на решаемой проблеме и реализации политики. Оба этих процесса не исключают конфликтов из-за множества целей, обилия юрисдикций и интересов различных групп.
Рациональная модель подобна характерным действиям в бизнесе: идентификация проблемы, оценка возможностей и принятие решения.
Основные инструменты планирования в «техническом процессе» включают моделирование, системный анализ, методы экономического и многоцелевого оценивания, в том числе анализ затраты-выгоды, финансовый анализ, а также анализ воздействий на природу и социальную среду.
К сожалению, возникающие экологические проблемы не только сложны, но и плохо формализуемы. Окончательное разрешение конфликтов очень часто лежит в правовой, финансовой и политической сферах, нежели чем в технической. Выборы, судебные баталии, бюрократические уловки, правила разработки и принятия решений, а также право на ресурсы способны повлиять на итоги споров. Специалисты по охране окружающей среды должны уметь объединять техническую экспертизу с глубоким знанием политики, общественной реакции, финансов, планирования и коммуникаций.
Политические механизмы вовлекают в рабочий процесс многие неосязаемые факторы, такие как выявление лидеров (участников) и заинтересованных групп, поиск компромиссов и переговорных стратегий, участие общественности и введение изменений в альтернативы, определение чреватых серьезными последствиями решений, изучение индивидуальных и групповых предпочтений, анализ поведения людей при голосовании и другие важные понятия политических наук. Сегодня многие инженеры-экологи не способны решать проблемы в комплексе. И это одна из причин того, почему они теряют лидерство в экологическом менеджменте.
В современной экономической ситуации проблемы макроэкологии важны с точки зрения глобализационных процессов. Экологическая политика на ближайшее будущее оказывается двойственной. Во-первых, улучшения на институциональном, научном, культурном и технологическом уровнях приводят и к негативным проявлениям - уменьшению ресурсов и увеличению энергопотребления. Во-вторых, необходимо совершенствовать систему менеджмента и экспертизы, основанные на умениях применять закон, контролировать промышленную сферу, не позволяя технологиям оказывать давление на окружающую среду. Несмотря на хорошо разработанный правовой базис, законы по охране окружающей среды недостаточно эффективны [5]. Хотя многие технические университеты включили экологические дисциплины в подготовку студентов, социальные, политические и экономические проблемы, с которыми современная Россия имеет дело, требуют разработки интегрированных способов обучения студентов и аспирантов, также как и переобучения их на основе соответствующих материалов Европейской Комиссии и анализа последних международных соглашений. Надо отметить и то, что понимание международного права необходимо по причине предстоящего вступления России в ВТО, а европейского - по причине участия России в Болонском процессе.
Выражая заинтересованность в решении практических и академических проблем, описанных выше, Тамбовский государственный технический университет в составе консорциума европейских университетов выполнил международный образовательный проект в рамках программы ТЕМПУС «Магистратура по экологическому праву и политике в Российской Федерации», который был профинансирован Европейской Комиссией. Целями данного проекта является разработка новой образовательной программы совместными усилиями ученых международного консорциума, создание учебно-методического комплекса и документационного центра, на базе которых целесообразно вести магистерскую подготовку экологов, юристов и экономистов для экономики устойчивого развития. Разработка программы базируется на четырех подходах: правовом, политическом, экономическом и эколого-социальном.
В правовом подходе акцент сделан на европейском и международном экологическом законодательство. Формирование экологической политики зависит от возможностей юридических институтов и нормативных инструментов, способных привносить «социальные инновации». Эволюция экологических регулятивных инструментов оценивается по «инновационным» результатам (таким как эконалоги и добровольные соглашения с промышленностью, действенность сектора оценки экологических воздействий) и «традиционные» инструменты - эколейблы, ISO 14000.
В политическом подходе фокус сделан на руководстве экологией и разработке политики: науки о сравнительной политике предлагают теоретические и методологические инструменты, информирующие об источниках дивергенции и конвергенции среди государств, входящих в зону действия единого законодательства. Экологическое руководство, определенное нами как институциональные структуры, а также формальные и неформальные лидеры, формирующие правила игры и реагирующие на экологические вызовы, анализируются с разных позиций.
В экономическом подходе упор сделан на анализе затрат и выгод при управлении устойчивым развитием. На стадии планирования и исследования анализ затраты-выгоды, демонстрирует, экономические характеристики экологически значимых. На стадии внедрения оптимизация трудовых и технологических ресурсов усилена за счет мониторинга исходной и конечной фаз и идентификации экологического тренда. Эконометрический анализ применяется для измерения воздействия данной экологической политики, слежения за успешным или провальным результатом политики вмешательства, действенностью образцовых характеристик (Benchmarking) и признанием «наилучших практик».
Эколого-социальный подход связан с анализом проблем, порождаемых компаниями в соответствии с экологическими законами, а также для выбора разумных технологических решений и оценки качества общественной жизни.
Специальные дисциплины первого года обучения знакомят студентов с базовыми знаниями различных подходов (юридическими, экономическими, политическими и эколого-социальными в виде модулей) и уровнями анализа (международным, европейским, национальным). Каждая дисциплина рассчитана на 34 часа:
- Экономика устойчивого развития.
- Оценка качества и контроль окружающей среды.
- Управление окружающей средой.
- Европейское экологическое право.
- Административное право и управляющие организации в экологии.
- Экология и науки об окружающей среде.
Специальные дисциплины второго года обучения позволяют студентам изучить следующее:
- Сравнительную экономику экологического благосостояния.
- Сравнительная политика экологического управления.
- Политические процессы в сфере охраны окружающей среды.
- Сравнительное экологическое право и законотворчество.
- Качество правовых систем по экологическим проблемам.
- Экологический менеджмент и защита водосборного бассейна.
Магистерская программа предусматривает чтение и других лекций, а также проведение семинаров, коллоквиумов и презентаций, позволяющих студентам получать глубокие профессиональные знания по природо-промышленным системам и их устойчивому развитию.
Проведено «пилотное» обучение магистров профессорами из отечественных и зарубежных университетов, участвующих в проекте. Написаны учебные пособия по специальным дисциплинам. Создан документационный центр, в котором собраны отечественные и зарубежные материалы по теории и практике устойчивого развития. Защищены магистерские диссертации по проблемам устойчивости экономики Тамбовского региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). - М.: 1994. - 225 с.
- Акофф Р. Эмери Ф. О целеустремленных ситемах. - М.: Сов.радио, 1974.-272 с.
- Nguyen D.Q., Pudlowski Z.J. A comparative study of the perspectives of academics, students and industry on environmental education in engineering courses. Global Journal of Eng. Educ., V.1, №3, pp.247-257.
- Устойчивое развитие и Повестка дня на XXI век: Избранные документы/составитель и редактор переводов Ворошаева Г.М., СПб., 1999. - 80с.
- Грачев В.А. Законодательное регулирование охраны окружающей среды. ж. Экологическая безопасность, 2006, вып.3, с.6.
Библиографическая ссылка
Попов Н.С., Мозерова А., Хайри А., Хузар Ш. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 1. – С. 97-100;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=1747 (дата обращения: 03.12.2024).