Если вести речь о философской системе Сартра, то ее объединяет с трансцендентализмом идея суверенной объективности как источника всех смыслов и значений экзистенциального опыта и соответственно ее полагание в виде исходного пункта подлинного философствования [1]. Сартра интересует прежде всего способ вычленения трансцендентальной субъективности (в скобках сразу же отметим, что философы XX века сделали акцент на абсолютно полном «распредмечивании» всего содержания опыта и свели его тем самым к свободной самосознательной деятельности субъекта.)
Итак, Сартр сохраняет верность основному пафосу картезианского cogito - постоянно избегать предзаданности, т.е. ориентироваться на содержательные акты деятельности сознания, очевидность которых для субъекта задается его собственным движением. Данный субъект должен принимать лишь, то что может быть «сорождено » его собственным сознанием, он должен, таким образом, постоянно «подставлять себя» под все моменты своих действий. Марсель так говорит о Сартре: для него акт деятельности «является свободным именно в той степени, в какой я обнаруживаю себя в нем».[2]
Но Сартр все же непосредственно не примыкает к Декарту. Он делает исходным пунктом философского анализа не рефлексивное, а дорефлексивное cogito. Главная проблема, которой занимается Сартр, заключается не в том, чтобы знать то, «децентрирован» субъект или не децентрирован. Необходимо узнать не то, что сотворили обстоятельства из субъекта, а то, что субъект делает из того, что они (т.е. обстоятельства) сделали из него. Другими словами, Сартр выходит на проблему экзистенциальной потенции трансцендентального субъекта (если следовать основной нашей мысли). Сартровский субъект, как и субъект позднего Шеллинга (см. сочинение «Мировые эпохи») можно было бы назвать истоком бытия, который больше, нежели само бытие. Ведь субъективность, согласно Сартру, и существует с того момента, когда имеется усилие превзойти сложившуюся ситуацию, в то же время сохраняя ее. Эта способность субъекта трансцендировать наличное и составляет сартровскую идею специфичности человеческого бытия в мировом целом.
[1] См. Тузова Т.М. Особенности трансцендентального анализа сознания во французском экзистенциализме // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций/ В.А. Подорога,А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. - М.: Наука,1989. -С.157.
[2] См.: Marcel G. Lexistence et la liberte humaine chez Jean-Paul Sartre. - Paris,1981.- S.23-25.