Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

THE DIVISION OF COMMUNITY AND DECLINE OF COMMUNAL LANA OWNESSHIP WITH BASHKIRS IN THE XVIII C.

Янгузин Р.З.

Степень развития и разложения общины является одним из показателей развития социальных отношений у башкир. Она может быть определена через степень развития общинного владения и собственности и его антипода - владения частного.

Выяснение первого вопроса связано с исследованием процесса разложения родоплеменной собственности, перехода владельческих, затем и собственнических прав в руки аула. Второй вопроса - это вопрос о развитии повытной системы, о превращении повытья из права или доли башкирского асаба во владении общей нераздельной вотчиной в определенный, ограниченный участок земельных угодий, постепенно  переходящий в индивидуальное владение башкирской семьи.

Подробный анализ башкирской общины за этот период свидетельствует, что она сильно трансформировалась. Здесь видно юридическое существование всех ее видов - от племени и рода до аула и ара. Но фактически значимость первых двух категорий сохранялась, может быть, только для скотоводческих районов. Для остальных башкир это была уже в известной мере фикция, отмиравшая форма давно исчезнувшего содержания. Однако, это верно только в общем плане. Отдельные отклонения могли наблюдаться и в западных волостях. На первое место здесь вышли хозяйственные аулы и аульные объединения, причем роль первых неуклонно росла. Словом, характерный для Башкирии этого времени процесс дробления общины  в большинстве волостей охватил все ее ступени. Последовательное развитие этого процесса сужения круга общинных собственников, мельчания владений логическим результатом имело укрепление владения индивидуального или мелкогруппового развития повытно-участковой системы. Трансформация повытья от права к участку шла об руку с трансформацией общины и степень развития одного зависела от  степени развития (или разложения) другого. Иначе говоря, дело было в соотношении сил между общиной в целом и составляющими ее асабами. Процесс исторического развития, процесс дробления общины, общинной собственности привел, как к логическому результату, к появлению частного владения и собственности.

На определенной ступени развития общинная собственность порождает свой антипод, община как бы уничтожает самое себя.

Характерной чертой социально-экономического развития Башкирии является неравномерность происходящего  процесса внутри самых мелких ячеек, в двух рядом стоящих деревнях.

Вторая характерная черта и следствие прогресса социально-экономической жизни - неопределенность форм собственности. Быстро ломавшиеся фактические рамки не сразу находили отражение в головах людей, гораздо больший срок требовал для юридического оформления новых отношений.

Пути становления и формы собственности на землю у башкир особенно ярко можно проследить на примере такого феодала как Шерып Мряков, страшины Каршинской волости. Этапы и методы деятельности  Шерыпа  Мрякова  таковы: приобретение по «уступке» повытья братьев - башкир и выселение их из волости, спор за землю с  башкирами других тюб, припуск в них и расширение своих владельческих прав; покупка половины мельницы, захват мельниц; узурпация права распоряжения землями всей волости, выражающаяся, в частности, в присвоении земельной ренты с припущенников; отдача вместе с мирскими людьми в оброк угодий с последующим изоброчиванием части и тех же земель у  нового владельца. При этом нужно отметить, что, как один из припустивших асабов, тем более как феодал, он получает значительную мзду от нового владельца угодий и последующее изоброчивание обходится ему гораздо дешевле.

По форме собственного земли, к приобретению которых стремился Шерып, можно разделить на два вида:

  1. общие земли, находящиеся в общинном владении и собственности;
  2. земли, находящиеся хотя и в общинной собственности, но в частном владении (повытье).

Эти два вида земель характеризуют два пути их феодализации и две формы феодальной земельной собственности. Одну из них, распространяющуюся на общие земли аулов или аймаков, можно определить  как сословную феодальную собственность, не передающуюся по наследству и не становящуюся единоличной собственностью отдельного лица. Обладание ею находится в прямой связи со степенью политической власти того или иного асаба.

Другой вид феодальной собственности, следует назвать частной наследственной земельной собственностью. Она формировалась путем концентрации, приобретения повытий.

Из двух форм феодальной  собственности на землю у башкир в ХVIII в. первичной являлась сословно-иерархическая собственность, при которой феодал действовал и оставался внутри общины.

Формирование единоличной феодальной собственности на землю способствовало углублению раскола внутри общины, так как феодал выделяется из нее открыто и противопоставляет себя рядовым общинникам.

Для башкирского общества ХVIII в. характерна пестрота и сложность хозяйственного и общественного развития. Путь эволюции феодальной системы земельной собственности был сложен и имел колебания внутри самых мелких районов. Ввиду этого реальное положение башкирского феодала в обществе, его отношение к разным общинам было разноречиво, оно определялось характером и уровнем развития феодального хозяйства, конкретным соотношением сил между феодалом и рядовыми асабами, степенью развития (разложения) общины.