В ходе социально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в России, формирование правосознания является важнейшим компонентом целостного процесса формирования личности, адекватно воспринимающей свои обязанности перед обществом.
Знание подростковых и юношеских увлечений, опасных в отношении развития девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения, расширяет возможности правового воспитания, предупреждения противоправных деяний. Склонности к девиантному поведению определяют факты более чем половины правонарушений, совершаемых молодыми людьми. У человека нет врожденных программ социального или асоциального поведения, правовое сознание индивидов формируется, прежде всего, под влиянием правового воспитания, данную работу необходимо начинать с семьи. Правовое воспитание связано с пониманием и оценкой определенных психологических механизмов в сознании людей, умением опереться на свойственные им закономерности для обеспечения возможности выполнения поставленных задач с наименьшими конфликтами и с наибольшей вероятностью их осуществления. Воспитанник практически всегда чувствует себя бессильным, педагог редко считает себя могущественным, родители в воспитательных целях часто прибегают к насилию.
Экскурс в прошлое показывает, что насилие над детьми в ранних эпохах не только не являлось крайней формой в культуре взаимоотношений между взрослыми и детьми, но было просто "нормальным" обхождением с ними. Отношение к детям улучшилось в ходе истории, однако, возникает вопрос - не воспринимаются ли извне определенные действия в отношении детей внешне как "совершенно нормальные", в то же время как изнутри эти действия переживаются ребенком как насилие.
Существует термин "синдром избитого ребенка". Часто причиной плохого обращения являются личные качества родителей. Подростки, пережившие насилие подвержены нервно-психическим расстройствам. Такие дети агрессивны, не умеют контактировать с окружающими, склонны к правонарушениям, употреблению алкоголя и наркотиков.
Моральная жестокость в семье - это, когда о ребенке не заботятся, им пренебрегают.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка, опасность для его жизни и социальной адаптации.
Дети без ласки и внимания плохо учатся, не умеют дружить, способны на преступления вплоть до вандализма .
Некоторые родители оправдывают плохое обращение с ребенком его врожденными отрицательными качествами. Исследователи считают, что такие родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, имели большие проблемы в общении с близкими людьми. Неблагоприятная для воспитания обстановка в семье приводит к возникновению состояния тревожности, причинами которой могут быть антипедагогические меры воздействия со стороны родителей, конфликты, отсутствие чувства безопасности, когда ребенок развивается в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности, конкуренции, вражды, именно тревожность во многих случаях лежит в основе агрессивности. Неудовлетворенные потребности подростков не всегда вызывают противоправное поведение. Возможны следующие варианты: 1) полный отказ от удовлетворения потребностей; 2) выбор противоправных средств удовлетворения потребностей (в этом случае совершается правонарушение); 3) так называемое психологическое замещение возникшего напряжения; 4) пересмотр целей и мотивов поведения, перестройка лежащих в их основе потребностей. Негативные формы девиаций - пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность.
У подростков, длительное время подвергавшихся отрицательному воздействию, может возникнуть интерес к антиобщественным действиям, при этом их часто привлекает не результат содеянного, а лишь впечатляющий воображение процесс.
Месть - одно из криминогенных чувств, когда причиняется вред кому - либо за причиненную или мнимую обиду. Велико значение побуждения, связанное с таким психическим состоянием, как сильное душевное волнение, внезапно возникшее вследствие противозаконного насилия или тяжкого оскорбления со стороны потерпевшего, в связи с его явно провоцирующим поведением. Это, в свою очередь, обусловлено тем, что насилие, как суть взаимодействия преступника и жертвы, в ряде случаев может исходить не только от виновного, но и от потерпевшего.
Общество привыкает ко все нарастающей волне правонарушений в молодежной среде и часто не замечает, что оказалось во власти абсурдной логики общественного воспитания, логике, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений ростом исправительных учреждений, парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.
Страхи детей начинаются со страхов взрослых.