С самого начала становления советская школа искала действенные формы связи обучения и воспитания с общественно-полезной деятельностью. В 1920-1930-х гг. стали популярны трудовые коллективы учащихся: бригады, школьные учебные хозяйства, производственные кружки по кустарным промыслам. Но, уже с первой половины 1930-х гг. на первый план выдвинулась проблема подготовки научно - технических кадров для промышленности и сельского хозяйства. Отсюда установка средней школы на подготовку учащихся к поступлению в вуз. Поэтому в школе все более расширялся объем книжных, теоретических знаний. В 1937 г. все предметы, связанные с трудовой подготовкой школьников, стали исключаться из учебных планов, были ликвидированы школьные мастерские.
К 1950-м гг. ситуация в сфере образования характеризовалась как отрыв школы от жизни. Ориентация школьного образования на вуз имела объективно-исторические причины, и позволила в короткий срок подготовить кадры специалистов для народного хозяйства. Вместе с тем ориентация школы на высшие учебные заведения означала постепенный отход от принципов политехнического обучения. Все острее вставала проблема подготовки молодежи не только к продолжению образования в высшей школе, но и, прежде всего к жизни, к общественно-полезному, производительному труду в народном хозяйстве. Необходимо было повернуть сознание молодежи к тому, что вуз - это важный, но не единственный путь подготовки к жизни. Преимущество при поступлении в вуз получают молодые люди, имеющие опыт практической работы на производстве. Важно, чтобы знания и навыки, полученные в средней школе, молодежь рационально использовала в общественно-полезном труде.
Начиная со второй половины 1950-х гг. проводились реформы в школьном образовании, нацеленные на демократизацию обучения, необходимости его «приземления» к насущным потребностям реальной жизни. Так, был введен практикум по сельскому хозяйству в сельских школах, получивший развитие путем создания при школах различных ученических бригад по производству сельскохозяйственной продукции. Эта форма организаций широко рекламировалась в средствах массовой информации, проводились различные слеты и смотры учащихся, охваченных этой деятельностью. Логическим завершением начатых преобразований должен был стать «Закон об укреплении связи с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958 г.). Этим законодательном актом предусматривалось, например, овладение в школе несколькими рабочими профессиями. Но уже через некоторое время претворение этого закона в жизнь столкнулось с рядом трудностей, вызванных во многом непродуманностью его с точки зрения материально-технического обеспечения.
По закону 1958 г. родителям предоставлялось право выбора школы по причине защиты детей от языковых перегрузок, что значительно упростило ситуацию не только массового перевода большей части национальных школ страны на русский язык обучения, но и для превращения их в обычные по содержанию русские школы с дополнительным родным языком как предметом. Решающим аргументом родителей было также русскоязычие высшей школы. Научно-техническая революция и в целом научно-технический прогресс сыграл немаловажную роль в том, чтобы в национальных школах эффективнее изучался русский язык, с помощью которого можно было бы приобщиться к достижениям мировой культуры.
Результатом школьной реформы 1958 г. было последовательное вытеснение преподавания на родных языках преподаванием на русском не только из среднего (5-8 классы), но и из начального (1-4 классы) звена национальной школы. В итоге произошло вытеснение родного языка и культуры из содержания общего образования.
Первой крупной вехой в изменении представлений о главных целях и задачах национального образования было введение в национальных школах обязательного изучения русского языка в 1938 г. Переход к всеобщему семилетнему образованию в 1949-1952 гг. был связан со следующим поворотом в этой сфере, окончательно изменивший роль и функции национальной школы. Этот поворот полностью привел национальную школу в русло не только русского языка, но и русской культуры. Школьная реформа 1958 г. завершила этот переворот.