Исследовались активность АХЭ и содержание различных форм аскорбиновой кислоты в гомогенате надпочечников белых беспородных крыс при иммобилизационном стрессе и адаптации к нему. Суммарное содержание окисленной и восстановленной форм аскорбиновой кислоты было достоверно ниже у крыс, перенесших острое стрессорное воздействие, и у крыс, подвергнутых стрессу после предварительной адаптации, на 24% и 56% соответственно по сравнению с контролем. Острый стресс достоверно снижал концентрацию аскорбиновой и дегидроаскорбиновой кислоты в надпочечниках крыс на 32% и 38% по сравнению с контролем соответственно. У адаптированных животных не было отмечено изменений в уровне аскорбиновой и дегидроаскорбиновой кислоты в надпочечниках по сравнению с контролем. У крыс, подвергнутых стрессу после предварительной адаптации, отмечены более значительные сдвиги в содержании аскорбиновой кислоты, чем у животных, перенесших однократное стрессорное воздействие. Стресс после предварительной адаптации привел к достоверному уменьшению концентрации восстановленной формы на 56% и окисленной - на 100% по сравнению с контролем. Снижение содержания аскорбиновой кислоты в надпочечниках животных при стрессе и адаптации связано с её участием в синтезе кортикостероидов и катехоламинов и свидетельствует об активации деятельности этих желез. По данным ряда авторов к изменению количества аскорбиновой кислоты в надпочечниках может привести увеличение концентрации ацетилхолина в крови животных, а также инкубация надпочечников в растворах, содержащих ацетилхолин.
Кроме того, выявлено снижение активности АХЭ в гомогенате надпочечников крыс, адаптированных к иммобилизационному стрессу и подвергнутых стрессу после предварительной адаптации, на 27% и 20% по сравнению с контролем соответственно. По-видимому, это приводит к накоплению в организме животных эндогенного ацетилхолина, влияющего на секреторную функцию коры надпочечников.
Отсутствие дегидроаскорбиновой кислоты в надпочечниках животных, подвергнутых стрессу после адаптации, вероятно, свидетельствует о том, что данная форма аскорбиновой кислоты является более чувствительным маркером стрессового состояния.