Международные отношения конца 19 - начала 20 вошли в новую фазу, фазу кризиса. Изменившаяся международная обстановка потребовала изменения всей системы межгосударственных отношений. Трансформация внешнеполитической деятельности государств происходила во многом под влиянием социальной нестабильности и национал - империалистической идеологии. Россия и Австро-Венгрия не были исключены из этой общей тенденции.
В конце 90-х гг. 19 века их отношения вступили в новый этап. Он характеризовался достижением известного сотрудничества, которое конечно, не уничтожало основных противоречий двух главных конкурентов на Балканах. В этот период времени объектом притяжения внешней политики России стал Дальний Восток. Поглощенная укреплением своих позиций в данном регионе, занятое подготовкой к войне с Японией царское правительство остро нуждалось в надежном тыле. Руководитель русского внешнеполитического ведомства конца 19 в. А.Б. Лобанов-Ростовский выразил следующим образом стремление Петербурга : «Нам надо было поставить Балканы под стеклянный колпак, пока мы не разделаемся с другими более спешными делами». (2,3)
Несмтря на это Россия весьма беспокоило увеличение влияния Австро-Венгрии в Сербии, Болгарии и Румынии. Слабость России исключала возможность активной внешнеполитической деятельности на Балканах. Поэтому наиболее приемлемой политикой являлось поддержка статус-кво на Балканах и Турции. Эта политика обеспечивала сохранение вожделенных проливов в руках Порты. Для того чтобы обеспечить устойчивое положение на Балканах, помешать экспансии Австро-Венгрии, российское правительство готово было пойти на соглашение с венским кабинетом.
В Вене также был взят курс на отказ от традиционного антируского курса. Резкое изменение направление было обусловлено рядом причин. Во-первых, потерпела неудачу попытка руководителя австрийской дипломатии А.Голуховского установить против России тесное сотрудничество с Англией и заставить последнюю активно противодействовать политике царского правительства в отношении проливов. Во-вторых, венские правящие круги должны были придерживаться осторожной политики на Балканах в связи с напряженным положением создавшимся из-за национальных противоречий внутри самой двуединой монархии. Внутриполитическая ситуация конца 90-х гг. грозила Австро-Венгрии распадом. Она была вызвана как немецко-чешским кризисом, так и позицией венгерских аграриев.
Венгерские магнаты, выступая за более осторожную политику на Балканах, пользовались ощутимым влиянием при опредилении всей внешней политике двуединой монархии. Их позиция объяснялась тем, они не хотели уступать свое монопольное право на производство и продажу сельскохозяйственной продукции.Кроме того увеличение числа славянского элемента в Австро-Венгрии могл превратить двуединую монархию в триалистическую. А это не входило в их планы.
Являясь сторонниками более активной внешней политики, буржуазные круги Австрии жаждали получить в свое распоряжение все балканские рынки, а военно-бюрократическая элита выступала с идеей аннексии из-за династических, военных интересов, престижа страны. Все это вызывало конфликт венгерских магнатов с австрийскими финансовыми и придворными кругами.
«Внутренняя политика Австрии продолжает и в 1900 г. находиться под тяжелым гнетом парламентского кризиса, который в течении последних лет парализует все жизненные силы страны»,- так храктеризовал ситуацию в двуединой монархии российский МИД. (1, 8)
В обстановке углубившегося кризиса австрийское правительство было вынуждено отказаться от территориальных захватов. В Вене возобладало мнение о том, что ради сохранения статус-кво необходимо достигнуть соглашение с Россией. Этому способствовал тот факт, что Германия искавшая сближения с Петербургом проявляла большую заинтерисованность в австро-русском соглашении. Таким образом благоприятная почва для союза была подготовлена. В 1897г. в Петербурге встретились министры иностранных дел Австро-Венгрии и России. В ходе переговоров между странами была достигнута договоренность лишь по вопросу о сохранении статус-кво. По вопросам аннексии Боснии и Герцеговины, территориальном разграничении Балкан, черноморских проливах стороны так и не пришли к единому мнению.
Заключение русско-австрийского соглашения не встретило одобрение российской общественности. Не обладая достаточной информацией в прессе строились самые различные догадки о сути заключенного договора. Так делались выводы, что соглашение о сохранении статус-кво является по своей сути самым настоящим бедствием, так как «оно устранило заботы держав о введении необходимых реформ в турецко-болгарских землях, особенно в Македонии». По господствующему мнению оно несло выгоду лишь австрийцам, преследующих свою корыстную цель. Считалось, что для страны было бы лучше «отказаться от соглашения 1897 г. при первом подходящем случае, чем участвовать в жалкой политике подавления балканских народностей». (3,829)
Договор 1897 г., являясь вынужденной мерой для двух империй, предоставил шанс мирного развития русско-австрийских отношений на несколько ближайших лет. Будущее показало, что это соглашение было для своего времени достаточно прочным. Лишь в 1908 г. status quo на Балканах был нарушен в результате действий Австро-Венгрии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. АВПРИ, ф. Отчет МИД, 1900 г.
- 2. Красный архив. 1925 г., т.8.
- 3. Вестник Европы. 1901 г.- № 6.
- 4. В.Л.Глебов. Общие тенденции балканской политики великих держав в конце 19 - начала 20 века // Советское славяноведение.- 1973.-№4.