С декабря 1998 по апрель 2000 г. в выставочных залах Пермской художественной галереи проходила выставка «От Нила до Понта Эвксинского», ставшая событием в культурной жизни города Перми и Пермской области. Первоначально экспозиция планировалась на три месяца, но просуществовала полтора года. Выставку посетило более 400 тысяч человек. С учетом обзорных проведено около 2 тысяч экскурсий. Кроме того, занятые выставкой залы галереи превращались то в место встречи общественности с учеными - историками и археологами, то в театральный зрительный зал. Доцент кафедры истории древнего мира и средних веков Пермского университета В.М. Раков выступал с докладом «Две цивилизации - два мифа». Начальник Камской археологической экспедиции А.Ф. Мельничук представил сообщение «Культурные связи аборигенов Урала с древними цивилизациями». В залах выставки состоялся спектакль «Другого» театра (руководитель - А. Гарсия) «Антигона» Софокла, а актеры этого театра дали два концерта: «Лирика древнего Египта» и «Античная лирика и эпос».
В залах экспозиции директор Музея истории Пермского университета А.С. Стабровский и научный сотрудник художественной галереи искусствовед Т.Д. Шматенок организовали две встречи под общим названием «Темы античности в живописи и графике советских живописцев».
Экспозиция построена преимущественно на материалах из фондов Музея истории Пермского госуниверситета. Музей древностей и искусств до 1917 г. являлся атрибутом любого Императорского университета России. До наших дней такая коллекция, созданная усилиями ученых и меценатов дореволюционной России, сохранилась только в Перми. Относительно судьбы других университетских музеев известно только то, что эвакуированная во время первой мировой войны коллекция античных памятников Юрьевского (Тартусского) университета входит сегодня в собрание Воронежского музея изобразительных искусств. Судьба пермской коллекции в советский период была исполнена самых драматических перипетий. Только в 1982 г. уцелевшие экспонаты были переданы кафедрой всеобщей истории в Музей истории университета.
Несмотря на понесенные потери, в коллекции насчитывается более 2 тысяч единиц хранения, из которых атрибутирована половина. При подготовке экспонатов к выставке первоначальную работу по их атрибутации осуществляли студенты-историки под руководством автора статьи. Каталогизировать древнегреческую вазопись помогали ведущий сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филологических наук И.В. Шталь, научный сотрудник отдела искусства и археологии древнего мира ГМИИ О. Тугушева. С египетскими древностями работала заведующая Восточным сектором ГМИИ им. А.С. Пушкина С.И. Ходжаш. Результаты ее труда опубликованы в вышедшем в Швейцарии «Каталоге египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики». На выставке в Пермской художественной галерее представлено 350 египетских и античных памятников из университетского музея.
В основу концептуального решения подачи материалов экспозиции была положена идея столкновения мироощущений обитателей древнего Египта и античных греков, а также людей древности и человека современного. Художнику М. Павлюкевичу удалось блестяще реализовать идею, заложенную и в названии выставки, и в проекте ее дизайна (автор концепции - А.С. Стабровский). Обе древние цивилизации близки по времени (в «египетском» зале представлены преимущественно экспонаты I тыс. до н.э.), но насколько они различны и взаимодополняемы по своим мировоззренческим установкам!
Дизайнеры экспозиции исходили из положения о том, что для древнего египтянина истинный дом - это могила, а окружающий мир воспринимался им как пещера. Такие представления были обусловлены природно-климатическими особенностями долины Нила. Египет - это узкая полоса плодородной земли по берегам Нила, зажатая между пустынных плоскогорий. Вода как средоточие жизни и пустыня как средоточие смерти близки здесь как нигде. Возможно, поэтому египтян волновали проблемы взаимосвязи жизни и смерти, а в их мировоззрении необычайно большое значении приобрели проблемы смерти и загробной жизни. Душа древнего египтянина ощущала прошлое и будущее как бесконечность, а настоящее представлялось узкой гранью между двумя неизмеримыми гранями. Как известно, именно гробницы - визитная карточка цивилизации древнего Египта. В этом смысле египетская мумия может рассматриваться как символ перехода в бесконечность. Поэтому и художественное решение «египетского» зала имеет вид гробницы, где центральным экспонатом является мумия. Несмотря на то что мумия нуждается в реставрации и относится к эллинистической эпохе, она вполне органически вписана в контекст гробницы, на стенах которой изображены «тексты саркофагов». Некая таинственная энергетика буквально пронизывает зрителя при тщательном рассмотрении мумии. В контекст зала-«гробницы» удачно вписаны стенды с амулетами, которые обычно клали в египетские захоронения.
Если египтяне были достаточно равнодушны к бренному бытию, то человек античности утверждал его всеми проявлениями своего культурного творчества. Переход во второй - «античный» - зал должен вызвать у посетителя смену настроения. Свет полдня - это краски царства Аполлона. Жизнеутверждающее мировосприятие греков, воспевающее светлое начало в человеке, красоту всего земного, нашло воплощение и в бытовой пластике, и в культовых вещах.
Во втором зале представлены три художественных центра вазописи - Коринф (VII-VI вв. до н.э.), Аттика (V в. до н.э.), греческие колонии Южной Италии (V-IV вв. до н.э.). Три школы вазописи дают представление о разнообразии стилей изобразительного искусства в античном мире. Посетителя не может оставить равнодушным античное стекло, столь изящное и воздушное, что возникают вопросы: подлинники ли это и как они сохранились до нашего времени? Изящная в своей простоте терракота из причерноморских колоний поражает своим разнообразием: представлены и божества, и простые смертные. По этим керамическим статуэткам легко представить, как одевались греки, как причесывались, ухаживали за лицом и телом, как они обустраивали свое жилище. Необходимо отметить и весьма колоритные театральные маски, миниатюрные копии которых было принято укладывать в захоронения. Неизменный интерес вызывают разнообразные по форме светильники, на которых (даже на светильниках!) изображались фигурки людей, животных, геометрический орнамент.
Третий зал экспозиции посвящен собирателям древностей, чьи коллекции легли в основу университетского собрания. Здесь представлены в основном рукописные каталоги царского генерала А.А. Пальникова. Большая часть экспозиции построена именно на материалах, входивших некогда в его домашний музей. В свое время национализированное собрание Пальникова было передано музею при вновь организованном Пермском университете. Поражает тщательность оформления каталогов генерала: дано детальное описание вещи, представлен ее рисунок, указана цена. Экспонаты этого зала напоминают о коллекционерах прошлого, за счет собраний которых «укомплектованы» многие отечественные государственные музеи.
Автором этих строк проведено по выставке свыше 200 экскурсий, и с полным основанием можно сказать, что она произвела на посетителей оглушающее впечатление. Перелистывая страницы книги отзывов, невольно поражаешься открытости людей самого разного возраста и социального положения. Одни умело высказывают слова благодарности, пытаясь осмыслить впечатление и значение экспозиции, другие оказываются не в силах сдержать захлестнувшие их эмоции. Все это говорит о том, что выставка не оставила равнодушными пермяков и гостей города, не богатого подобного рода событиями. Выставка явно задела некие струны души, прорвала на какой-то миг окружающую нас мрачную повседневность. И, видимо, не случайно организаторы экспозиции «От Нила до Понта Эвксинского» были отмечены губернаторской премией в сфере культуры и искусства за 1999 г. Эту награду можно рассматривать как признание вклада Музея Пермского университета в культурное развитие региона: университетская коллекция стала доступной широкой публике.
Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 24.12.04 г.