Как и всякое другое духовное явление, гуманизм нуждается в механизмах для своей реализации в общественной жизни. Становление современного гуманизма как вида культуры означает одновременно его социализацию, под которой понимается процесс его утверждения в ткани социальной жизни как магистрального направления развития человека на основе традиций культуротворчества. Социализация обозначает постоянное расширение творческой гуманистической практики и включение в неё всё большего числа людей, способных образовать критическую массу для позитивных перемен. Более привычным понятием является гуманизация . Однако, можно привести два различия. Во-первых, гуманизация является более общим понятием, а социализация гуманизма охватывает только инересующие нас социально значимые аспекты, во- вторых, социализация гуманизма имеет программное звучание, она как бы предполагает наличие определённого мировоззренческого или идеологического ядра, основы, содержания, которое собственно и надо социализировать. Рассмотрим некоторые взаимосвязанные проблемы социализации гуманизма.
Основным её инструментом в постиндустриальном обществе является социальная работа - одна из помогающих (гуманистических) профессий. В социальной работе гуманизм проявляется в принципе клиентоцентризма и практических формах помощи людям на профессиональной основе. Вместе с профессиями врача, учителя, психолога и психиатра, социальная работа погружена в мир единичного, действует в системе «человек-человек» и соединяет технологию с искусством, рациональное действие с мировоззренческой установкой.
Хотелось бы особо выделить проблему противоречий в гуманистической практике социального работника, которые видны, если их рассмотреть сквозь призму проблемы власти. Помимо официально делегированной, социальный работник обладает властью, которая детерминирована его культурным капиталом, то есть специфическими знаниями и умениями, а также опытом воздействия на клиентов. Знание психологии и практический опыт общения делает проблему власти более утончённой, социальный работник получает возможность манипулировать не только его (клиента) социальным и профессиональным положением, но и психологическим состоянием. Это может позволить сотруднику социальной службы навязывать людям свою волю. И сторический опыт 20 века показал, что гуманизм амбивалентен, ибо таит в себе опасность произвола во имя благих целей. Его опасность увеличивается и в том случае, когда отношения поддержки сводятся к субъект - объектным отношениям, то есть клиент рассматривается как пассивное, воспринимающее начало.
Одна из немногих попыток проанализировать практические опасности помогающих профессий принадлежит Адольфу Гуггенбюлю - Крейгу, обобщившего личный опыт врача - психотерапевта и наблюдения над деятельностью социальных работников. Он обратил внимание на проявление инициатив социальных работников, противоречащих воле клиентов. Уверенность в правоте вмешательства базируется на идущей от Просвещения идее о норме, воплощённой в законах и традициях. А. Гуггенбюль - Крейг проводит аналогию между деятельностью инквизиции, чьей заботой было спасение людей и системой социальной работы. Хотя эта аналогия и неполная, тем не менее, совпадения имеются. Грань религиозного гуманизма, пишет он, инквизиторы перешагнули тогда, когда уверились, что должны любой ценой добиться соблюдения единственно верных официальных взглядов католической церкви. Подобно этому, важные решения по поводу наших ближних, которые принимаются помимо их воли, даже в том случае, если с нашей (общественной и какой угодно другой) точки зрения эти решения верны, представляются весьма сомнительными.
На уровне сообщества конструктивный гуманизм проявляется в формах альтруизма и филантропии и реализуется в деятельности добровольцев. Перспективным является гуманистический потенциал соразвития социальной работы и гражданского общества через социализацию гуманизма, выявление новых форм его самоактуализации посредством социальной подготовки и социального образования, через развитие волонтёрского движения и в других формах. В таком случае социальная работа реализует через себя принцип «малых дел» - основу гомеостатического состояния общества, играет роль иммунной системы в социальном организме, имеет особое значение для каждодневных актов воспроизводства культуры, словом, является формой конструктивного гуманизма. Общий вектор её развития - активизация социозащитных свойств человека, развитие его активной жизненной позиции.
На уровне государства гуманизм реализуется в идее социального государства, в социальных программах и имеет бюрократический и политизированный характер. Российские реформы с точки зрения конструктивного гуманизма противоречивы. Чаще всего внимание обращается на такие достижения как экономические права и свободы личности, на возможности свободы слова и политической самореализации человека. Однако абсолютизация либеральной основы реформ без гуманистической детерминанты привела к беспрецедентной дифференциации доходов бедных и богатых, к невиданной бюрократизации жизни. Это проявляется в политике в интересах детей, в отношении к старикам. Многие нарушения в социализации гуманизма обусловлены неэффективной социальной политикой государства, а важнейшим подтверждением этого, по нашему мнению, является формальная забота о дезадаптированных детях и подростках России Официальной статистике даже неизвестно их точное количество. Для конкретизации социальной политики необходимо решение актуальной научной задачи - разработки индекса гуманизма в обществе, по аналогии с индексом развития человеческого потенциала, который используется ООН и включает в себя три критерия: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и среднедушевой доход. Критериями индекса гуманизации общества могли бы стать: объём финансирования политики в интересах детей, уровень занятости молодёжи (учёба и труд), пенсионное обеспечение.
Актуальной проблемой социализации гуманизма является развитие российского гуманистического движения и вовлечение в этот процесс молодых людей как наиболее активной и отзывчивой части общества. В современных условиях по-новому представляется миссия социальной работы, видение этой деятельности как масштабного, широкого социокультурного движения, связанного с интеллектуальным и нравственным воспитанием молодёжи, с распространением и утверждением гуманистического мировоззрения. Соединение гуманизма и социальной работы является перспективной задачей, соответствующей российским и мировым традициям.