Изучение обычаев, праздников, поверий и других элементов обрядовой культуры мордвы имеет длительную историю. Особенно плодотворно ее разработкой занимались исследователи на протяжении XX в.
В 1920-30-х годах абсолютное большинство работ по обрядовой культуре мордвы касалось, прежде всего, ее реликтовых форм. Например, М.Т.Маркелов уделял основное внимание изучению верований и мифологии финно-угорских народов, в первую очередь культу предков и похоронно-поминальным ритуалам. Рассматривал он и такие ранние формы религии, как знахарство и колдовство, а также и обряды аграрного культа.
В данный период была проведена и большая работа по изучению материальной и духовной культуры мордовского населения различных регионов. В частности, по инициативе Пензенского краеведческого музея и Общества любителей естествознания и краеведения в 1923-1924 годах были проведены этнографические экспедиции в Городищенский, Красносолободский, Наровчатский, Спасский уезды. Их участники сделали оригинальные описания жилища, костюмов, священных урочищ, различных форм религиозных и других обрядов, знахарства и ворожбы, собрали коллекции женских и мужских костюмов, головных уборов, украшений и вышивок. Собранный материал частично был проанализирован и представлен в ряде вышедших в те годы работ.
Значительный вклад в изучение мордовской культуры был сделан в это время учеными Саратовского университета и Этнографического отдела Общества истории, археологии и этнографии. Начиная с 1919 года сотрудники этих научных центров неоднократно выезжали в районы расселения мордвы с целью ее всестороннего изучения. Наиболее удачным обобщением этих исследований является работа М.Т.Маркелова «Саратовская мордва», в которой были описаны народный костюм, жилище, обряды и верования, художественное творчество мордвы Петровского и Хвалынского уездов, дан критический обзор дореволюционной литературы о мордве.
Определенный вклад в изучение культуры мордвы в 1920-е годы внесли также научные сотрудники Академии материальной культуры, Института народов Востока, Ленинградского общества исследователей культуры финно-угорских народностей, а также созданного в 1925 году в Москве Общества по изучению мордовской культуры, куда входили видные деятели национальной интеллигенции: И.Х.Бодяшкин, П.С.Глухов, Ф.Ф.Советкин, М.Е.Евсевьев, З.Ф.Дорофеев, Г.К.Ульянов и др. В частности, М.Е.Евсевьев, работая длительное время (1919-1929 гг.) заведующим и научным сотрудником этнографического отдела Казанского государственного музея, продолжал активно вести, начатые с 80-х годов XIX века, исследования мордовской культуры. Среди его работ наибольшую ценность представляют «Мордовская свадьба», «Мордва Татреспублики», «Заметки о мордовских молениях», «Заметки о мордовских обычаях». В них дается тщательный и аргументированный анализ общих и своеобразных черт мокшанских и эрзянских свадеб, обычаев, молений, традиционных и инновационных черт в них.
С 1932 года после образования Научно-исследовательского института мордовской культуры (ныне научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ) основная собирательская и исследовательская работа по бытовой культуре сельской мордвы сосредоточилась в городе Саранске.
Новый этап в истории этнографического изучения мордвы начинается с 1950-х годов, когда внимание исследователей было обращено не только на традиционные элементы народной культуры, но также и на современные формы ее бытования.
Большой фактологический материал по этнической истории, расселению, антропологии мордовского народа, различным аспектам его материальной и духовной культуры был накоплен во время совместных экспедиций Института этнографии АН ССР и ученых Мордовии по различным регионам компактного проживания мокши и эрзи (Мордовии, Башкирии, Чувашии, Татарии, Нижегородской, Пензенской, Самарской и Оренбургской областям). Это дало мощный толчок развитию мордовской этнографической науки. В процесс изучения мордвы активно включились такие иссле-дователи, как этнографы Н.Ф.Мокшин, Т.П.Федянович, Н.Ф.Беляева, В.И.Балашов, фольклористы А.И.Маскаев, К.Т.Самородов, В.Л.Имайкина, Н.И.Бояркин, искусствовед В.С.Брыжинский и др. В их работах нашли отражение многие стороны обрядности мордовского народа, которая, как правило, рассматривается в контексте всей культуры мордвы.
Достигнутые результаты по изучению культуры и быта мордвы позволили создать такие труды обобщающего характера, как «Мордва. Историко-этнографические очерки» (1981г.), «Народы Поволжья и Приуралья» (1985г.), «Мордва Заволжья» (1994г.), «Мордва. Историко-культурные очерки» (1995г.) и др. В них наряду с другими аспектами истории и культуры мордвы затрагиваются и проблемы обрядовой культуры.
Таким образом, исследование традиционной культуры мордовского народа имеет длительную историю, в ходе которой накоплен богатый материал как эмпирический, так и теоретический.