Значительную часть заключаемых в российском обществе гражданско-правовых договоров составляют различные разновидности договора возмездного оказания услуг, поскольку деятельность тех или иных субъектов гражданских правоотношений, несмотря на четкую законодательную регламентацию, связана с проблемами внешних сношений с различными службами, государственными органами и т.д. Например, та или иная организация, выступая и как исполнитель, и как заказчик, вступает в те или иные отношения с другими субъектами гражданских правоотношений посредством заключения различных договоров возмездного оказания аудиторских, маркетинговых, консультационных, информационных, юридических, рекламных и иных услуг.
В этой связи важно определить, кто является сторонами такого договора - заказчиком и исполнителем, поскольку исполнители, оказывающие своим клиентам услуги, в целом ряде случаев должны иметь лицензии (разрешения) согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ:
- на аудиторскую деятельность;
- на деятельность в области связи;
- на оценочную деятельность;
- на медицинскую
- и на другие виды деятельности.
При этом, ряд лицензируемых видов деятельности регулируется, как известно, специальными актами (например, образовательная деятельность - Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года №125-ФЗ; детективная и охранная деятельность - Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года №2487-1; аудиторская деятельность - Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года №119-ФЗ и т.д.).
В зависимости от вида оказываемой услуги сторонами договора могут выступать как организации, осуществляющие ту или иную деятельность, так и граждане.
Было бы правильнее именовать заказчика по договору возмездного оказания услуг клиентом, либо специфическими терминами, уточняющими конкретные условия договора, поскольку, например, и грамматически, и юридически было бы неправильно именовать больного, обратившегося за медицинской помощью, заказчиком, он пациент.
Предметом договора возмездного оказания услуг являются сами услуги, оказываемые одним лицом (физическим, юридическим) - другому лицу в той или иной сфере человеческой деятельности.
Любопытно отметить, что согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц, а услугой - деятельность, результаты которой не имеют материального результата, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Таким образом, понятию «услуга» в налоговом праве придано белее широкое значение, им охватывается значительно большее количество сделок, чем понятием «услуга» в гражданском праве.
Представляется, что услугу нельзя четко определить как потребляемое понятие, потребляемую материю, поскольку, например, оказанная парикмахером услуга - модная стрижка или прическа, скорее приносит моральное, эстетическое удовлетворение, чем какой-либо другой возможный результат.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Названная норма является императивной для заказчика, что означает обязательную оплату предоставленных услуг без каких-либо оговорок и отступлений, а в случае, когда возникла невозможность исполнения по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
На практике, как правило, так и происходит, то есть, исполнитель всегда получает удовлетворение в материальном, денежном выражении.
Иная ситуация складывается для заказчика, например, когда результат оказанной услуги нельзя определить как некую конкретную субстанцию на данный конкретный момент.
Здесь налицо проблема определения критериев надлежащего выполнения услугодателем своих обязательств.
В данном случае видимо следует исходить из конкретного договора возмездного оказания услуг: на оказание медицинских, образовательных услуг, услуг парикмахера, услуг по туристическому обслуживанию и т.п.
Например, при оказании юридических услуг, выполнение заданий заказчика выражается в даче устных или письменных консультаций, сводятся к формальному оказанию услуг по составлению искового заявления, проектов договоров, жалоб и т.д., а результат возможен, когда происходит передача документов заказчику с последующим обращением в суд с тем или иным требованием.
Но оценку качества выполненных действий и подготовленных юридических актов дает суд, который на основании представленных материалов и доказательств, принимает судебное постановление. Каким именно будет решение суда, качественные или достаточные документы представлены, будут ли способствовать оказанные юридические услуги вынесению решения, которое удовлетворит заказчика, заранее невозможно определить, как нельзя однозначно определить, надлежащей и соразмерной ли будет произведенная заказчиком оплата оказанных услуг, не возникнут ли у него впоследствии сомнения в надлежащем выполнении его задания.
Поэтому думается, что следует разработать рекомендации или предложить комментарии по конкретным разновидностям договоров возмездного оказания услуг для правильного формирования судебной практики по возможным спорам о надлежащем выполнении заданий заказчика, в частности, по договору возмездного оказания юридических услуг.
Судебную практику судов общей юрисдикции по рассмотрению споров, связанных с оспариванием качества оказанных юридических услуг и размера выплаченного вознаграждения, нельзя определить как состоявшуюся, поскольку именно с такими требованиями граждане и юридические лица в суды не обращаются.
Причины такого положения видимо различны и объяснить такую ситуацию возможно отношением наших граждан к юристам, к другим лицам, не являющимся членами коллегий адвокатов или адвокатских бюро, к которым они обращаются с поручением об оказании юридических услуг, которых они воспринимают как профессионалов своего дела, способных сказать последнее слово, от которого полностью зависит исход дела, в силу юридической малограмотности, если не отсутствием таковой.
Такое мнение складывается из личных бесед, выяснения конкретной сложившейся спорной ситуации, когда при апелляционном или кассационном рассмотрении стороны и другие, участвующие в деле лица, дают объяснения по повожу того, например, почему в суд первой инстанции не были представлены те или иные доказательства, на которые они ссылаются в апелляционных или кассационных жалобах, или в заседании суда второй инстанции.
Здесь также имеет место не достаточная подготовка гражданских дел к судебному разбирательству, которую проводят конкретные судьи, принимающие исковые заявления, заявления и жалобы.
Но такая ситуация связана с личным отношением конкретного судьи к свои обязанностям, к выполнению требований главы 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Это, как говорится, другой вопрос.
Главное в обсуждаемой проблеме заключается в том, что действительно оказываемые юридические услуги вызывают сомнения в их надлежащем качестве, а значит, в надлежащем выполнении условий договора возмездного оказания юридических услуг.
Как правило, письменный договор о возмездном оказании юридических услуг как таковой не составляется, сторонами не подписывается, а все эти услуги оказываются и последующие процессуальные действия совершаются по поручению, оформляемому доверенностью установленного образца, в которой указываются полномочия в соответствии с требованиями статей 53, 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, хотя на самом деле имеет место быть именно договор возмездного оказания юридических услуг.
Когда речь идет и судебном представительстве, казалось бы, проблемы не должно быть, однако возмездное оказание юридических услуг осуществляется не только в рамках судебного представительства, но и в различных сферах общественной жизни.