Усиление скорости свободнорадикального перекисного окисления липидов, если оно не ограничивается локальной вспышкой, является разрушительным процессом. Вследствие чего возможны нарушения процессов обмена веществ в организме, изменения активности ферментов, разрушение клеточных мембран и т.д.
Целью нашего эксперимента явилось изучение влияния сырой каспийской нефти, а также комплексного воздействия нефти и диэтаноламина (ДЭА)-адсорбента кислых газов, на скорость перекисного окисления липидов (ПОЛ) в спинных мышцах сеголетков стерляди (Acipenser ruttenus). Опыты проводили при различных вариантах химических соединений: I - 1 мг/л нефти; II-10 мг/л нефти; III-10 мг/л нефти+10 мг/л ДЭА. Контрольных рыб содержали в воде без добавления химических веществ. Пробы на анализ были взяты через 30 и 60 суток эксперимента. Для определения скорости ПОЛ использовали микрометод Строева, Макаровой (1986).
Результаты наших исследований показали, что характер кинетики ПОЛ у стерляди изменялся в зависимости от экспозиции, дозы и характера воздействия токсикантов. Увеличение скорости ПОЛ в мышцах опытных рыб, находившихся в растворах нефти (1 мг/л) на 30-е сутки эксперимента происходило при одновременном увеличении уровня малондиальдегида (МДА) в 2,6 раза относительно контрольного варианта, что в целом служит косвенным доказательством увеличения и других продуктов переокисления липидов. При максимальной концентрации воздействия нефти (10 мг/л) значения МДА были ниже контроля - в 1,1 раза. Повышение дозы нефти с 1 мг/л до 10 мг/л уменьшало концентрацию МДА в мышцах почти в 3 раза. Отклонение спонтанного (СпПОЛ) и аскорбатзависимого (АсПОЛ) переокисления липидов от контрольных значений свидетельствует о нарушении работы антиокислительной системы организма рыб (АОС).
После 60-ти суточной интоксикации нефтью максимальной дозой (10 мг/л) у рыб обнаружено значительное снижение МДА - в 9,1 раза, по отношению к контролю. При сравнении различных доз нефти оказалось, что концентрация МДА мышц сеголетков из раствора 10 мг/л в 22,2 раза ниже значений МДА мышц из минимальной концентрации нефти (1мг/л). Изменения концентраций СпПОЛ и АсПОЛ аналогичны по направлению с показателями МДА.
Оценивая в конце эксперимента значения МДА при 10 мг/л нефти и 10 мг/л нефти+10 мг/л ДЭА, можно допустить, что даже в предлетальный период в организме рыб возможен компенсаторный эффект. В связи с этим в изучении механизма действия токсикантов, определения симптомов интоксикации, отражающих критическое состояние организма, возможно только на основе сопоставительного анализа внутренних факторов с физиологией внешнего поведения рыб. Угнетение плавательной способности рыб происходит, возможно, на фоне повышения антиоксидантной активности (АОА) липидов, косвенным доказательством является низкий уровень МДА.
Окислительный стресс в значительной степени испытывают все биологические формы, в том числе и рыбы, населяющие загрязненные ареалы, когда антиоксидантная защита подавляется прооксидантными силами. Это влечет за собой канцерогенез, воспаление, старение организма и, в конечном счете, летальный исход.