Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

PAID SERVICES

Салчак А.А.
Alongside with results of creative activity the objects of civil relations are various results of other actions of subjects of civil revolution which are not finished at all by any certain result, and conclude useful effect in process, in themselves, or have such result which can not be embodied in the material form. It is the activity of subjects of a civil revolution of educational, entertaining, consulting and to that of similar character. The result of activity of the doctor rendering medical services, the lawyer rendering legal aid is impossible to perceive in material form, and in this sense the subject of the contract of rendering of the certain service cannot be determined as the object in literally words. Nevertheless, the subject of the contract of rendering of services will be the service as a certain result of activity and as such result, service will be the object civil relations. Thus, a subject of the contract for payment rendering of legal services is legal service - result of activity of the lawyer, the lawyer on rendering consulting and other legal aid.

Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». При этом в Гражданском кодексе прямо указано, что нормы, регулирующие договоры на оказание услуг, «применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам» подряда, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, расчетов, хранения, поручения, комиссии и агентирования, то есть, по тем видам договоров, для которых Гражданский кодекс устанавливает специальные нормы.

Что понимается под «оказанием» услуг?

Несмотря на то, что в нашем государстве всегда существовали платные медицинские и ветеринарные услуги, до 1 мара 1996 года в российском гражданском законодательстве не было договора возмездного оказания услуг. С чем это было связано, почему возмездное оказание услуг не могло быть законодательно закреплено как отдельный вид гражданско-правового договора, не представляется возможным объяснить. Тем не менее, наличие договора об оказании медицинских, ветеринарных и иных услуг устанавливалось, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика конца 90-х годов прошлого века, и эти отношения суды квалифицировали как договора подряда.

Видимо, нельзя согласиться с такой практикой, поскольку, например, лечение человека или животного, вряд ли схоже с выполнением подрядных работ, которым присущ неизменный материальный признак, как выполнение конкретных работ на риск подрядчика, а результаты лечения носят не материальный характер, а скорее это постепенно проявляемые внешние признаки, симптомы, выражаясь медицинским языком.

Вместе с тем, еще римское частное право разделяло договоры подряда и услуг: «Договором найма услуг (locacio-conducio operarum) называется такой договор, по которому одна сторона - нанявшийся (locator) принимает на себя обязательство исполнять в пользу другой стороны - нанимателя (conductor) определенные услуги, а наниматель принимает на себя обязательство платить за эти услуги условленное вознаграждение».

Из данного определения следует, что договор возмездного оказания услуг в отличие от договора подряда, который имеет целью предоставление подрядчиком готового результата работ, характеризуется иным предметом - выполнением именно отдельных услуг для нанявшего. Из римского частного права мы видим, как оно определяло договор подряда: «Договором найма работы, подряда (locacio-conducio operis) называется договор, по которому одна сторона - подрядчик (conductor) принимает на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны - заказчика (locator) известную работу, а заказчик принимает на себя обязательство уплатить за эту работу определенное денежное вознаграждение».

Следует отметить, что проблема с разделением договоров подряда и возмездного оказания услуг существовала и в дореволюционной России. Вот, например, что говорится в фундаментальном труде Д.И. Мейера «Русское гражданское право»: «Договор, по которому одно лицо обязывается оказывать другому за известное вознаграждение в течение известного времени какие-либо определенные материальные и нематериальные услуги, составляет личный наем».

В качестве примера договора личного найма Д.И. Мейер приводит «отдачу в обучение» и «услуги священника», подчеркивая тем самым, что так называемый наемник» оказывает услуги исключительно лично:

«Предмет личного найма составляет совершение какого-либо личного труда, оказание какой-либо личной услуги, хотя бы труд, услуга и не были исключительно напряжением сил трудящегося, а предполагали и употребление какого-либо оружия, инструмента».

Договор подряда Д.И. Мейер определяет следующим образом: «Подрядом называется договор, по которому одно лицо обязывается за известное вознаграждение в течение известного времени, оказать другому лицу какую-либо услугу, состоящую, например, в сооружении здания, перевозке тяжести. Только нанимающийся, подрядчик, не обязывается сам производить работу, а имеет в виду, что она будет произведена через посредство других лиц...»

Давая такое определение договору подряда, Д.И.Мейер делает вывод, что «таким образом оказывается, что подряд близко подходит к личному найму...» и характерным признаком, отличающим договор подряда от договора оказания услуг по его мнению «является то обстоятельство, что подрядчик не сам оказывает услуги как наемник, а производит их через других лиц».

В то же время Д.И. Мейер подчеркивает, что это обстоятельство не имеет существенного юридического значения, поскольку подрядчик и сам может производить (выполнять) работу, указывая при этом, что решающее значение при определении характера, существа договоров имеет срок договора и договорная цена, то есть, существенное отличие этих видов договоров заключается в установлении срока договора и договорной цены. Он исходит из того, что, если при подряде цена устанавливается, исходя из стоимости материалов и оплаты труда нанятых для выполнения работ других лиц, то при оказании услуг размер вознаграждения, плата за оказанные услуги устанавливается в виде периодических платежей за периоды, в которые услуги были оказаны или единовременно, в зависимости от вида и характера оказанных услуг.

Рассуждая таким образом, Д.И. Мейер приходит к выводу, что «...различие между подрядом и личным наймом не столько юридическое, сколько фактическое, ибо в т Ом и другом договоре Людин контрагент предоставляет другому за известное вознаграждение свои услуги, так что юридическая природа обоих договоров одинакова. И нередко поэтому, договор, ничем не отличающийся от личного найма, называется подрядом».*

В юридической литературе советского времени также не было однозначной квалификации договора оказания услуг в отличие от других видов гражданско-правовых договоров, в частности, хозяйственных.

Ряд юристов считали, что к услугам следует отнести договоры поручения, хранения, комиссии и экспедиции, ввиду того, что они все характеризуются тем, что действия обязанного лица влекут за собой не материальные, а юридические последствия. Определялось при этом, что предметом всех договорных обязательств по оказанию услуг являются сами услуги как деятельность, не имеющая материального результата, поскольку сам результат выражается не в вещественных результатах, а юридических последствиях - в приобретении и прав и обязанностей по сделке тем субъектом, для которого она совершена.

Известный советский юрист Ю.Х. Калмыков в своей статье «К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве» свою позицию о существе договора оказания услуг следующим образом: «... действия-услуги имеют два специфических признака: предоставление каких-нибудь льгот или создание определенных удобств. Когда такие действия выступают в качестве объекта обязательственного правоотношения, мы говорим об обязательствах по оказанию услуг».

Однако, как уже отмечалось, до 1995 года советское и российское право так и не пришло к необходимости выделения договора возмездного оказания услуг в отдельный вид договорных отношений, хотя следовало согласиться с приведенными доводами Ю.Х. Калмыкова и считать услуги не разновидностью договора подряда, а наоборот, подряд считать разновидностью договора оказания услуг, ведь как довольно-таки смело он утверждал, «услуги могут предоставляться не только посредством подрядных отношений, но и путем заключения договора проката, найма, розничной купли-продажи в кредит и т.д. Характеристика услуг как разновидности подряда может привести к резкому ограничению сферы действия этих обязательств...».

Также он указывал: «Говоря о том, что подряд является разновидностью услуг, следует сразу же подчеркнуть, что не всякий подряд... можно отнести к обязательствам по оказанию услуг. Договор подряда лишь тогда относится к указанным обязательствам, когда действия обязанного лица действительно содержат признаки услуги, то есть, совершаются либо на льготных условиях, либо с целью создания удобств для управомоченного лица».

Тем не менее, следует еще раз подчеркнуть, что приведенные доводы Ю.Х. Калмыкова и высказывания других юристов о природе договоров подряда и возмездного оказания услуг не были восприняты, возмездное оказание услуг не нашло законодательного закрепления в отдельный вид гражданско-правовых договоров до введения в действие части второй Гражданского кодекса с 1 марта 1996 года.

Во многом, да видимо и в целом, не проработанность юридических аспектов оказания услуг в Советском Союзе были связаны с тем, что платные услуги в нашей стране относились к малочисленной сфере оказания бытовых услуг.

Кроме того, по нашему мнению, руководящее и направляющее ядро советского общества - коммунистическая партия - не могла принять такую вольную трактовку социалистического труда в народном хозяйстве, ведь ему не был присущ наемный труд в отдельно взятой сфере, по оказание услуги за известное вознаграждение - не что иное как наем, привлечение чужого труда.

Поэтому законодательное закрепление договора возмездного оказания услуг как отдельного вида гражданско-правового договора в Гражданском кодексе Российской Федерации - это новшество в отечественном гражданском праве.

Значительную часть заключаемых в российском обществе гражданско-правовых договоров составляют различные разновидности договора возмездного оказания услуг, поскольку деятельность тех или иных субъектов гражданских правоотношений, несмотря на четкую законодательную регламентацию, связана с проблемами внешних сношений с различными службами, государственными органами и т.д. Например, строительная организация, выступая и как заказчик, и как исполнитель, вступает в те или иные отношения с другими субъектами гражданских правоотношений посредством заключения различных договоров возмездного оказания, маркетинговых, аудиторских, консультационных, информационных, юридических, рекламных и иных услуг.

В этой связи представляется важным определить, кто является сторонами такого договора - заказчиком и исполнителем, поскольку исполнители, оказывающие своим клиентам услуги, в целом ряде случаев должны иметь соответствующие лицензии (разрешения) согласно Федеральному закону «О лицензировании дельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ:

  • на аудиторскую деятельность;
  • на деятельность в области услуг связи;
  • на оценочную деятельность;
  • на медицинскую

и на другие виды деятельности.

При этом, ряд лицензируемых видов деятельности регулируется, как известно, специальными актами (например, образовательная деятельность - Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании) от 22 августа 1996 года №125-ФЗ; детективная и охранная деятельность - Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года №2487-1 ФЗ; аудиторская деятельность - Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года №119-Фз и т.д.).

В зависимости от вида оказываемой услуги сторонами договора могут выступать как организации, осуществляющие ту или иную деятельность, так и граждане.

Было бы правильнее именовать заказчика по договору возмездного оказания услуг клиентом, либо специфическими терминами, уточняя договора, поскольку, например, было бы неправильно именовать больного, обратившегося за медицинской помощью, заказчиком.

Мы попытались определить, что предметом договора возмездного оказания услуг являются сами услуги, оказываемые одним лицом (физическим, юридическим) - другому лицу в той или иной сфере человеческой деятельности.

Любопытно отметить, что согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц, а услугой - деятельность, результаты которой не имеют материального результата, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Таким образом, понятию «услуга» в налоговом праве придано белее широкое значение, им охватывается большее количество сделок, чем понятием «услуга» в гражданском праве.

Представляется, что услуги нельзя четко определить как потребляемое понятие, потребляемую материю, поскольку, например, оказанная парикмахером услуга - модная стрижка или прическа, скорее приносит моральное, эстетическое удовлетворение, нежели какой-либо другой возможный результат.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре.

Названная норма является императивной для заказчика, что обязательную оплату предоставленных услуг без каких-либо оговорок и отступлений, а в случае, когда возникла невозможность исполнения по обязательствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

На практике именно так и происходит, то есть, исполнитель всегда получает удовлетворение по договору в материальном денежном выражении.

Иная ситуация складывается для заказчика, например, когда результат оказанной услуги нельзя определить как некую конкретную субстанцию на данный конкретный момент.

Здесь налицо проблема определения критериев надлежащего выполнение услугодателем своих обязательств.

В данном случае видимо следует исходить из конкретного договора возмездного оказания услуг: на оказание медицинских, образовательных услуг, услуг парикмахера, услуг по туристическому обслуживанию и т.п.

Например, при оказании юридических услуг, выполнение заданий заказчика выражается в даче устных или письменных консультаций, сводится к формальному оказанию услуг по составлению искового заявления, проектов договоров, жалоб и т.п., когда происходит передача документов заказчику.

Но оценку качеству выполненных действий и подготовленных юридических актов дает суд, который на основании представленных материалов и доказательств, принимает судебное постановление. Каким именно будет решение суда, качественные ли документы представлены, будут ли способствовать оказанные юридические услуги вынесению решения, которое удовлетворит заказчика, заранее невозможно определить, как нельзя однозначно определить, соразмерной ли будет произведенная заказчиком оплата оказанных услуг, не возникнут ли у него сомнение в надлежащем выполнении его задания.

Поэтому думается, что следует разработать рекомендации или предложить комментарии по конкретным разновидностям договоров возмездного оказания услуг для правильного формирования судебной практики по возможным спорам о надлежащем выполнении заданий заказчика, в частности, по договору возмездного оказания юридических услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Римское частное право /под ред. И.Б. Новицкого. М., Новый юрист, 1997, с. 430
  2. Д.И. Мейер. Русское гражданское право. В 2-х частях/ч. 2, М., Статут, 1997, с. 284
  3. Ю.Х. Калмыков. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве. Избранное. М., Статут, 1998, с. 31