Паховое грыжесечение - это операция, которая выполняется в непосредственном контакте с семенным канатиком - сосудисто-нервным пучком яичка, особенно при косой форме грыжи. В литературе описаны случаи возникновения бесплодия после как натяжной, так и ненатяжной паховой герниопластики. Развитие данного осложнения реже связано с повреждением семявыносящего протока, яичковой артерии, а чаще с нарушением венозного и лимфатического дренажа яичка. Определённое негативное воздействие оказывает повреждение нервных волокон семенного канатика, а также пересечение мышцы, поднимающей яичко и утрата кремастерного рефлекса. В связи с этим выявление ряда косвенных признаков негативного воздействия пахового грыжесечения на репродуктивную функцию мужчин (утрата кремастерного рефлекса, гипо- или гиперестезия паховой и мошоночной областей, изменение размеров яичка, размягчение, ретенция его и так далее) является весьма важным в оценке эффективности того или иного метода.
Исследование проведено на двух группах больных мужского пола. В первую включены 139 больных, оперированных по Postempski. Во вторую - 115 человек, которым произведена паховая герниопластика по Lichtenstein. Больные обследованы в сроки от 1 месяца до 10 лет после оперативного вмешательства. Все участники исследования анкетированы, 15% осмотрены. При осмотре отмечали выраженность кремастерного рефлекса, определялся объём каждого яичка, высоту их стояния друг относительно друга.
Получены следующие данные. У 92,8% больных первой группы после операции отмечался отёк семенного канатика и яичка. Во второй группе данное осложнение встретилось лишь у двух больных с пахово-мошоночной грыжей больших размеров. У 36.73% больных первой и 25% второй групп после операции появилась постоянная или периодическая боль в паховой области. У 18.5% мужчин после пластики по Postempski отмечена болезненность в паховой области на стороне операции. Во второй группе болезненности не отмечено. Яичко оказалось безболезненным у всех осмотренных. У 18.75% мужчин первой группы выявлен рецидив паховой грыжи. Правое яичко оказалось ниже левого у 43.75% осмотренных в среднем на 1.36±0.25см в первой и у 9,37% на 0,55см во второй группе. Левое - у 31.25% в среднем на 0.84±0.25 см в первой и на 0,75см у 90,63% больных второй группы. Кремастерный рефлекс на стороне вмешательства в первой группе отсутствовал у 68.75%, у 25% мужчин отмечался вялый рефлекс и лишь у одного был живой. У мужчин же, оперированных по Lichtenstein рефлекс оказался живым у 90,63%, вялым у 9,37%. Объём яичка на стороне операции после пластики по Postempski на 2,01мл оказался больше контрлатерального. Во второй группе на 1,8мл. При термометрии кожи мошонки оказалось, что на стороне вмешательства температура, в среднем, ниже на пол градуса в обеих группах.
Таким образом, паховое грыжесечение по Postempski приводит к выраженным изменениям семенного канатика и яичка, что является показателем травматичности пластики и её нефизиологичности. В то же время негативное влияние на репродуктивную сферу операции Lichtenstein менее выражено, отмечается значительно реже, как правило после больших пахово-мошоночных грыж.