Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Григоренкова Е.Н., Лозицкий А.Я.

Пастбища Астраханской области составляют примерно половину всей её площади т.е. около I млн,га. Особенности экологии региона и её изменчивость в течение всего вегетативного периода способствовали распространению здесь эндемичной флоры, которая и обусловила преимущественно пастбищное использование этой территории Прикаспийской низменности. Произрастающие на пастбищах резко различные по своим кормовым свойствам и по сезонности использования астровые (сложноцветные) - 88 видов, Маревые - 81 вид, Капустные (крестоцветные) - 53 видов, Бобовые - 45 видов (Лосев и др., 1988) ;Пилипенко ,2001 ; Пилипенко, Живогляд, Лактианов,1997 ; Пилипенко, Чуйков,2002) позволяют получать корма высокой питательной ценности почти в течение всего года. Сухость почв делает эти пастбища гигиеничными для скота, а малая мощность снегового покрова, либо его полное отсутствие позволяет широко практиковать зимний выпас животных. Зимнему выпасу скота также благоприятствуют почвы - рыхлые песчаные и супесчаные мало подвергающиеся гололедице.

Мятликовые виды пастбищных трав дают наиболее ценный и питательный корм, однако, сезон их максимальной ценности и наиболее охотного поедания животными крайне невелик, в июне они уже практически все высыхают многие из них (мортук, мятлик луковичный и др.), являются типичными эфемерами и эфемероидами. Вследствие этого преобладание в составе пастбищного травостоя лишь мятликовой растительности может привести к созданию критических условий для содержания скота даже в летние месяцы.

В естественных травостоях Прикаспийской полупустыни к середине лета начинают доминировать полыни и солянки, которые хотя и поедаются хуже мятликовых, но они восполняют тот критический пробел в кормовом балансе пастбищ, который возникает в связи с массовым усыханием мятликовых. Полыни начинают вегетировать одновременно с мятликовыми, но они развиваются медленнее, полное нарастание кормовой массы происходит у них только к осени, причём в течение вегетационного периода их питательная ценность изменяется не так резко как у мятликовых. Летом поедаемость полыней плохая, однако, к осени они хорошо поедаются всеми видами скота.

Солянки в начальный период развиваются почти также как полыни, но они не прекращают накопление биомассы даже в самый пик летней засухи. Кроме того солянки прекрасно поедаются животными также и ранней весной благодаря выщелачиванию из них солей зимними осадками,

В результате сильного антропогенного воздействия современная растительность полупустыни Северного Прикаспия за последние десятилетия сильно изменилась и приняла неблагоприятную динамику. Так из мятликовых здесь вовсе исчез ковыль, редкими стали такие ценные пастбищные травы как житняк, пырей, типчак и др., их значительно вытеснили такие растения как костер кровельный, костер растопыренный, различные виды мортуков и т.д. Эти мятликовые хотя и представляют кормовую ценность, но они крайне быстро заканчивают вегетацию и являются бескорневищными мятликовыми и значит плохо противостоят ветровой эрозии, А также непоедаемые и получившие широкое распространение такие эфемеры как ферула, кудрявец пушистый в ботанических описаниях Западного Прикаспия 30-40 годов прошлого века разными авторами отмечались лишь единично.

Изменялся и видовой состав солянок, в частности, уменьшалась площадь таких многолетних солянок как кохия и камфоросма и увеличилось участие в травостое плохо поедаемой однолетней солянки курая. Сильно сократились площади занимаемые полынью, а средний урожай сухой массы растительности составляет в настоящее время здесь лишь в среднем от 0,2 до 0,5 г/га. Практика показывает, что при снижении нагрузки на деградированные пастбища или полном изъятии их из пастбищного оборота на них происходит постепенное восстановление растительности, но процесс естественного восстановления протекает при этом достаточно медленно.

Согласно исследованиям И.Ларина (1965 г.), в условиях бурых и светло-каштановых почв полупустыни Северного Прикаспия, при отсутствии антропогенного прессинга на экосистему, постоянное нарастание кормовой массы пастбищ идёт даже в самые неблагоприятные в погодном отношении годы. Но происходит оно со сменой видового состава травянистой растительности далеко не всегда желательной. Ещё раньше аналогичное явление отмечал здесь Т.Якубов (1955 г.) на песчаных почвах, эта же тенденция прослеживается и в динамике ботанического состава травостоя на постоянных пробных площадках, заложенных нами в 1991 году в условиях изолированного участка полупустыни на бурых почвах бугров Бэра.

За учётный период (с 1991 по 2006 гг.) здесь существенно сократилось участие в травостое мятликовых и увеличилось участие сухих малоценных солянок и непоедаемого разнотравья. Так если в 1991 г. в ботаническом составе коренного травостоя полупустыни наблюдалось 43% мятликовых, 29,9% полыни, 20% сухих солянок и 5,3% прочих групп, то в 2006 г. их отмечалось соответственно 22%, 26%, 38%, 0,7% и 12,9%.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что эффективное восстановление и реконструкция деградированных пастбищ полупустыни, обеспечивающих их устойчивость и продуктивное долголетие, требует проработки ряда вопросов, важнейший из них - это правильный подбор многолетних трав, способных к длительному самовосстановлению.

Такая работа была начата сектором кормопроизводства Всероссийского НИИ овощеводства и бахчеводства (ВНИИОБ) в начале 90-х годов прошлого столетия в первую очередь с мятликовыми травами.

В качестве исходного материала использовались староместные популяции многолетних пастбищных трав, а также мировая коллекция ВИР. Некоторые сортообразцы в питомнике конкурсного сортоиспытания существенно превосходили стандарт по ряду ценных хозяйственных признаков.

Так урожайность сухой массы на шестой год вегетации, год пика их производительности, была у них на 40-50% выше стандарта, что примерно в 2,5-3,5 раза выше чем в ареале.

В течение этого срока они быстрее наращивали и площадь проектного перекрытия.

Отобранная нами линия пырея бескорневищного из староместной популяции сложного происхождения, получившее название сорт «Озёрненский» отличается высокой продуктивностью в 1,7 т/га сухой массы и высокими кормовыми качествами. Сорт в 2005 г передан в Госсортоиспытание и уже используется в хозяйствах области.

Полученные экспериментальные данные по изучению генофонда пастбищных трав и естественной пастбищной растительности полупустыни Прикаспия позволяют сделать вывод об огромных потенциальных возможностях для создания здесь высокопродуктивных и долгосрочных пастбищ, способных эффективно противостоять процессам, деградации и опустынивания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ларин И.В. Естественная растительность полупустыни Прикаспия как кормовая база животноводства М-Л, Наука, 1965.

2. Лосев Г.А., Яне Л., Пилипенко В.Н., Люкайкин В.А. Флора дельты Волги, список сосудистых растений дельты Волги. Астрахань. 1998 - 125 с.

3. Пилипенко В.Н. Редкие виды растений Астраханской области. Монография. Астрахань Издательство Астраханский гос. педагогический университет 2001 - 132 с.

4. Пилипенко В.Н., Живогляд А.Ф., Лактионов А.П. Флора дельты Волги. ВНИ: Астраханский край; история и современность (к 280 летию Астраханской губернии). Материалы Всероссийской научной конференции 26-27 ноября 1997 г. Издательство АГПУД997 - 283 с.

5. Якубов Т.Ф. Песчаные пустыни и полупустыни Северного Прикаспия. М.1955 .


Работа представлена на общероссийскую научную конференцию «Успехи современного естествознания», 14-16 мая 2007 г. поступила в редакцию 26.06.2007.