Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

DEVELOPMENT OF NON AGRICULTURAL ACTIVITIES IN RURAL AREAS OF THE KRASNOYARSK REGION

Ermakova I.N. 1 Gavrilova O.Yu. 1
1 Krasnoyarsk State Agrarian University
The article presents the results of a study of the current state of non-agricultural activities in rural areas of the Krasnoyarsk Region. The problem of population decline and depopulation of rural areas of the region, which cannot be solved only on the basis of the development of agricultural production, is noted. It is concluded that it is necessary to form alternative employment for rural residents. The main types of non-agricultural activities developing in the rural areas of the Krasnoyarsk Region are identified: rural tourism, harvesting and processing of wild plants, logging and woodworking. The factors hindering the effective functioning of non-agricultural entrepreneurship in the countryside are formulated: lack of fixed and working capital; underdevelopment of transport and market infrastructure; the lack of relevant professional competencies among rural residents in the field of organizational, legal and economic issues; insufficient level of state support. The advantages and disadvantages of state support in the field of organization of non-agricultural business in the countryside are revealed. Directions for its improvement are proposed: a differentiated approach to financing projects based on their compliance with the natural-climatic and socio-economic conditions of a particular municipal district; expanding the circle of recipients of state support; assistance in the promotion of goods and services of non-agricultural business; work with the local population to promote alternative employment.
rural areas
alternative employment
non-agricultural activities
rural tourism
grant support
sustainable development of rural areas

В настоящее время проблема сокращения рабочих мест в отрасли сельского хозяйства и оттока населения из сельской местности в города характерна для современного развития экономики многих стран. Внедрение прогрессивных биотехнологий, автоматизация, цифровизация и другие факторы интенсификации производства обусловливают снижение затрат живого труда и как неизбежное следствие – высвобождение рабочей силы и рост безработицы. По данным Росстата, уровень безработицы среди сельских жителей РФ в 1,64 раза превышает уровень безработицы среди городских жителей [1]. Во многих российских регионах ситуация с миграцией трудоспособного населения в города усугубляется слабым развитием или полным отсутствием на селе объектов производственной и социальной инфраструктуры, что делает сельские территории малопривлекательными как для начинающих предпринимателей, так и для молодых специалистов и квалифицированных рабочих.

Целью исследования является изучение основных направлений развития несельскохозяйственной деятельности на сельских территориях Красноярского края и выявление факторов, сдерживающих этот процесс.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблемам сельской экономики; официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края; государственные программные документы стратегического планирования в области развития сельского хозяйства и сельских территорий. При подготовке статьи был использован абстрактно-логический метод исследования и его основные приемы: анализ и синтез, сопоставление.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема депопуляции сельских территорий характерна для Красноярского края. Сокращение численности сельского населения региона продолжается вот уже несколько последних десятилетий, к 2021 г. его доля в общей численности снизилась до 22,4 % (рисунок). Отток молодежи неизбежно приводит к старению и высокой естественной убыли сельского населения, которая с 2014 г. имеет тенденцию к ежегодному увеличению, составив -6,3 ‰ в 2020 г., что почти в два раза превышает данный показатель для городского населения (-3,6 ‰) [2].

Основными причинами столь негативной ситуации выступают высокий уровень безработицы среди сельского населения, а также значительный разрыв в заработной плате городского и сельского населения [3].

Негативная демографическая ситуация неизбежно сказывается и на количестве сельских поселений, их число в крае снизилось с 484 в 2012 г. до 457 в 2021 г. [1].

Решение проблемы обезлюживания сельских территорий возможно, на наш взгляд, только на основе комплексного подхода, включающего в себя реализацию следующих направлений: развитие сельскохозяйственного производства на традиционно аграрных территориях с соответствующими природно-климатическими условиями; создание и реконструкция объектов производственной и социальной инфраструктуры на селе; популяризация и повышение престижности сельского труда и аграрного образования; диверсификация сельской экономики и развитие несельскохозяйственных видов деятельности.

Актуальность последнего направления обосновывается в ряде зарубежных и отечественных исследований. Так, J. Davis в своей работе, посвященной изучению доходов от несельскохозяйственной деятельности сельского населения в странах с переходной экономикой, делает вывод об эффективности развития такой деятельности не только в качестве стратегии выживания местных жителей в период кризиса в сельскохозяйственном производстве, но и в качестве долгосрочной стратегии роста сельской экономики в целом [4]. S. Haggblade, P. Hazell и T. Reardon подчеркивают важность государственной поддержки перспективных несельскохозяйственных видов деятельности с целью снижения уровня бедности на селе [5]. Li Shao-ping, Dong Yong-qing, Zhang Lin-xiu, Liu Cheng-fang в своем исследовании эмпирически обосновывают, что несельскохозяйственная занятость является эффективным способом борьбы с бедностью в сельских районах Китая [6].

missing image file

Численность населения Красноярского края, тыс. чел. [2]

В российской науке и практике несельскохозяйственная деятельность также рассматривается как одно из условий устойчивого развития сельских территорий, способствующее повышению доходов и уровня жизни сельского населения. Изучению проблем и предпосылок развития несельскохозяйственных видов предпринимательства в контексте диверсификации сельской экономики посвящены работы М.М. Войтюк [7], А.Г. Папцова, Н.А. Шеламова [8], А.И. Тихоновой [9], В.Я. Ахметова [10] и многих других. В последнее время в отечественной научной литературе появляются и результаты эмпирических исследований, подтверждающие линейную зависимость между альтернативной занятостью и общим уровнем социально-экономического положения сельских районов [11].

Уделяется внимание развитию несельскохозяйственной деятельности и на государственном уровне. В 2015 г. была утверждена «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», в которой предлагался дифференцированный подход к развитию сельской местности, предполагающий разработку и поддержку различных направлений сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности с учётом различного производственного потенциала регионов. Согласно Стратегии основными видами несельскохозяйственной деятельности являются: заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство; промыслы и ремесла; бытовое и социально-культурное обслуживание населения; заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья; сельский туризм; торговля.

Для Красноярского края с его обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и социально-экономическими условиями актуальны все вышеперечисленные виды несельскохозяйственной деятельности. Однако их развитие в настоящее время носит фрагментарный характер. К наиболее развитым ожидаемо можно отнести лесоводство, лесозаготовки и обработку древесины – отрасли, являющиеся традиционными для региона. Удельный вес занятых в этих сферах не меняется на протяжении последних четырех лет и составляет 3,3 % от общего числа занятых в экономике края [2].

Перспективным видом деятельности для Красноярского края является заготовка и переработка дикоросов, запасы которых оцениваются в крае примерно в 3 млн т [12]. Но на протяжении многих лет эта деятельность носила стихийный характер, в основном ей занимались отдельные граждане, продававшие «дары леса» на городских рынках и несанкционированных торговых площадках. Лишь с 2019 г. Правительство края начало оказывать финансовую поддержку пилотному проекту по развитию сети заготовительных пунктов по приему и переработке дикорастущей продукции. Такие пункты уже работают в Шушенском, Ермаковском и Каратузском районах, обеспечивая создание 20 постоянных рабочих мест и около 1000 сезонных [12].

Постепенно набирает популярность в регионе этнический туризм. Хотя о его полноценном развитии пока говорить еще сложно. В основном он носит событийный, сезонный характер: фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири» (Шушенский район); «День Минусинского помидора» (Минусинский район); «Саянский птичий фестиваль» (Саянский район), фестиваль «Енисейская уха» (Енисейский район), фестиваль «Каратаг у большой воды» (Шарыповский район), фестиваль «СЭВЭКИ – Легенды Севера» (Северо-Енисейский район) и др.

В последнее время при содействии и финансовой помощи местных властей начал формироваться и сельский туризм, подразумевающий проживание гостей в деревенской усадьбе, знакомство с аграрным производством и крестьянским образом жизни. Успешными примерами развития объектов сельского туризма в крае являются: эко-турбаза «Сказочная Русь» (Минусинский район); ферма «Коза-Дереза» (Емельяновский район); ООО «Мараловодческое хозяйство» (Шарыповкий район); усадьба «Яблоко от Яблони» (Шушенский район).

С целью стимулирования сельскохозяйственных производителей к развитию дополнительных видов деятельности в рамках несельскохозяйственного предпринимательства на государственном уровне предусмотрена система грантовой поддержки на основе государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в разрезе подпрограммы «Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации». Механизмом государственной поддержки является предоставление грантов в форме субсидий на финансовое обеспечение затрат, направленных на строительство помещений, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для осуществления несельскохозяйственных видов деятельности; строительство дорог и подъездов к объектам, необходимым для осуществления несельскохозяйственных видов деятельности; подключение зданий (части зданий), помещений и сооружений, необходимых для осуществления несельскохозяйственных видов деятельности, к инженерным сетям; приобретение техники и инвентаря, автомобильного транспорта, оборудования, необходимых для осуществления несельскохозяйственных видов деятельности.

Гранты предоставляются на следующие виды деятельности: переработка недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений; создание объектов общественного питания; развитие сельского туризма; развитие народных художественных промыслов; промысловая охота на дикого северного оленя и переработка мяса дикого северного оленя, а также добыча (вылов) и переработка рыбы. Максимальный размер гранта составляет 3 млн руб. и не может превышать 60 % от стоимости проекта. Получателями могут выступать только хозяйствующие субъекты следующих категорий: сельскохозяйственные потребительские кооперативы; организации потребительской кооперации; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями (или осуществляющие деятельность в районах Крайнего Севера). За период с 2015 по 2021 г. грантовую поддержку получили 14 проектов организации несельскохозяйственного бизнеса на сельских территориях края на общую сумму 34 млн руб. (таблица).

Данный объем субсидирования и количество финансируемых проектов нельзя назвать достаточным для решения вопросов альтернативной занятости и развития сельских территорий в масштабе Красноярского края. К существенным недостаткам действующей системы грантовой поддержки также можно отнести ограничение круга возможных получателей. Так в этот список не входят личные подсобные хозяйства, являющиеся основными субъектами хозяйственной деятельности в сельской местности ряда северных и восточных районов края. Исключается возможность финансовой поддержки лиц, не относящихся к категории сельскохозяйственных производителей, что существенно снижает количество проектных инициатив, исходящих от экономически активных сельских жителей.

Следует отметить, что государственная поддержка на протяжении анализируемого периода охватывала в основном проекты в относительно благополучных с точки зрения развития сельскохозяйственного производства районах. В районах Центральной группы – это 5 проектов (36 % от общего числа), Южной группы – 3 проекта (21 %), Западной группы (21 %). В районах Восточной группы профинансирован всего 1 проект (0,07 %), Северной – 2 проекта (0,14 %). А между тем именно районы Северной и Восточной групп сталкиваются с наиболее острой проблемой безработицы и обезлюживания сельской местности.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на государственную поддержку, развитие несельскохозяйственной деятельности в крае идет замедленными темпами. Основными причинами, обуславливающими данный факт, на наш взгляд, являются: недостаток у потенциальных сельских предпринимателей как основных, так и оборотных средств для организации бизнеса; слабое развитие производственной, логистической и рыночной инфраструктуры в сельской местности; отсутствие у сельских жителей соответствующих компетенций в организационных, правовых, финансовых вопросах, связанных с реализацией бизнес-идей; недостаточный уровень финансовой и организационной поддержки со стороны государства.

Динамика грантовой поддержки развития несельскохозяйственной деятельности в Красноярском крае [12]

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Общая сумма субсидирования, тыс. руб.

6000

6000

1999,7

2000

12000

6000

Базисные темпы роста объемов субсидирования, %

100

100

33,3

33,3

200

100

Количество проектов, шт.

3

3

1

1

4

2

Базисные темпы роста объемов субсидий в расчет на один проект, %

100

100

99,9

100

150

150

Решение этих и других проблем, сдерживающих развитие несельскохозяйственной деятельности, позволит увеличить альтернативную занятость и благосостояние сельских жителей. По мнению авторов, при разработке государственных программ поддержки развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности необходимо учитывать ряд рекомендаций:

− Дифференциация поддержки бизнес-проектов при стимулировании организации несельскохозяйственных видов деятельности. Целесообразно для каждого муниципального района края разработать стратегию развития несельскохозяйственной деятельности на селе, в которой будут обоснованы те виды несельскохозяйственного предпринимательства, которые наилучшим образом соответствуют природно-климатическим, ресурсным, социально-экономическим условиям конкретной территории, и при субсидировании приоритет отдавать именно таким проектам.

− Расширение круга получателей государственной поддержки. Она должна быть доступна не только сельскохозяйственным производителям, но и лицам, не относящимся к данной категории, однако имеющим предпринимательский потенциал для создания несельскохозяйственного бизнеса на селе. Также необходимо предоставить возможность участвовать в программе субсидирования личным подсобным хозяйствам населения.

− Активизация на региональном и муниципальном уровне помощи в создании рыночной инфраструктуры, с целью содействия сбыту и продвижению товаров и услуг несельскохозяйственного предпринимательства.

− Работа с сельским населением, направленная на популяризацию предпринимательства и самозанятости, а также оказание обучающих и информационно-консультативных услуг лицам, заинтересованным в организации несельскохозяйственных видов деятельности.

Совершенствование государственной поддержки развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности будет способствовать диверсификации сельской экономики, повышению доходов местного населения и в целом устойчивому развитию сельских территорий региона.