Малое и среднее предпринимательство в развитых странах является важным ускорителем занятости, инноваций и экономического роста. Их усилия не носят экстенсивный характер, но они обеспечивают бизнес-деятельность в области, где крупные компании не работают. С другой стороны, в макроэкономическом плане предпринимательство понимается как ключевой фактор экономического развития, как подчеркивал еще в начале прошлого века Дж. Шумпетер, показывая согласованность между макроэкономической теорией экономического развития и микроэкономической концепцией индивидуального предпринимателя и инноватора.
Целью каждого предприятия является постоянное повышение эффективности и улучшение положения на рынке. Многие МСП видят собственную возможность увеличения продаж и прибыли при проникновении на зарубежные рынки. Деятельность предприятий на рынке определяется различными факторами, и поэтому необходимо осуществлять мониторинг и оценку деятельности предприятий, в то время как на нее влияет случайность получения ресурсов и их наилучшее использование.
Рассматривая деятельность малых и средних форм предпринимательства с точки зрения вклада в создание добавленной стоимости валового регионального продукта, следует учитывать, что в большинстве стран благодаря малому бизнесу происходит усиление конкурентоспособности территориальных административных единиц и выстраивается выраженная региональная экономико-хозяйственная специализация в масштабе общенационального разделения труда. В подобных условиях актуальными остаются вопросы мониторинга регионального состояния малых и средних предприятий, что выражается в оценке качества и условий их функционирования в зависимости от региональной специфики в рамках большой страны с федеративным устройством и высокой степенью неравномерности экономического пространства. К таким странам относится и Россия, что обуславливает важность детального и глубокого изучения данной области.
Цель исследования: выявить региональные особенности, влияющие на состояние и тенденции развития малого бизнеса России. Кластеризовать российские регионы с точки зрения качества и условий функционирования малых и средних предприятий.
Материалы и методы исследования
Опыт малого бизнеса России в сравнении с зарубежными рынками незначителен в силу небольшого промежутка времени построения рыночной системы хозяйствования. Соответственно, результаты и показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства, сегодня отстают от результатов развитых и многих развивающихся стран.
В частности, как видно из рис. 1, доля малого бизнеса в добавленной стоимости России остается чуть выше 20 %, что в разы ниже значений других стран и в 2 раза ниже среднемирового показателя. С начала построения рыночной экономики России крупные предприятия сохранили свои позиции по значительной роли в национальной экономике.
По показателю занятости прослеживается также низкий удельный вес трудоспособного населения, вовлеченного в деятельность малых и средних предприятий (рис. 2).
Учитывая межстрановое сравнение, можно сказать, что проблема с масштабированием малого бизнеса в экономическом пространстве России сохраняется и не решается. Если и создаются какие-либо инструменты стимулирования малого предпринимательства, то они действуют лишь частично, локально и кратковременно.
В разрезе регионов страны ситуация также неоднозначная и неравномерная. Однако со стороны экономического менеджмента страны взят курс на усиление политики по развитию малого и среднего предпринимательства субъектов РФ. В документе «Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года» [2, 3] предусмотрен механизм оказания содействия малому бизнесу через особые зоны – территориальные образования в рамках федеральных округов. По мнению С.В. Белоусовой, данный документ носит фрагментарный характер и непосредственно механизм стимулирования МСП прописан не так детально, как это предполагается в подобных стратегических целях. С другой стороны, автор отмечает, что участие МСП в подобных особых зонах, учитывая предыдущий опыт, крайне незначительное [4].
На региональное состояние самочувствия малого бизнеса оказывает влияние и социально-экономическая дифференциация субъектов РФ. Так, в депрессивных регионах прослеживается более активная отрицательная демография МСП, низкая устойчивость механизмов поддержки развития института малого бизнеса, слабая инновационная составляющая [5].
Рис. 1. Доля малых и средних предприятий в ВВП стран мира [1]
Рис. 2. Доля работников в секторе МСП (юридических лиц) [1]
Основной акцент при исследовании проблем малого бизнеса в регионах России смещен в сторону необходимости активизации государственной поддержки для обеспечения стимулирующих и устойчивых механизмов развития креативного и инновационного потенциала трудовых ресурсов [6]. В отдельных работах отмечается важность налоговых инструментов стимулирования МСП, таких как налоговые каникулы, льготы, преференции, которые выступают также значительным фактором развития региональной предпринимательской среды [7–9].
Аспект мотивации ведения бизнеса основан на общей оценке условий предпринимательства в регионе и его перспектив. Этот аспект, с одной стороны, является самостоятельным фактором условий предпринимательства (чем лучше общая оценка условий ведения бизнеса, тем больше стимул начать бизнес и развивать его), а с другой – он является результирующей других аспектов, поскольку непосредственно связан и с уровнем безопасности, и с условиями получения площадей, и с уровнем трансакционных издержек в регионе и т.д. Поэтому оценка по данному аспекту является, скажем так, сдержанной и тяготеет к некоторому среднему показателю.
Малый бизнес очень чувствителен к акциям властей, направленных на реальную поддержку, и такие акции непременно «идут в зачет». В числе таких акций могут рассматриваться, например, знаковые, резонансные судебные процессы. Таким образом, хотя бы демонстрация конструктивных намерений властями региона сама по себе может рассматриваться малым бизнесом как существенное подспорье. Отметим также, что в ряде регионов предприниматели занимают видное место в представительных органах власти (в ЗАКСах) и располагают реальными рычагами воздействия на ситуацию.
Нередко встречаются алармистские оценки условий малого предпринимательства. Исследование показывает, что положение малого бизнеса далеко от катастрофического. Действительно, есть отдельные аспекты, чрезвычайно важные для существования и развития МП, ситуация с которыми, очевидно, требует корректировки, и чем скорее, тем лучше. Однако эти аспекты определены, и, видимо, вполне возможно разработать комплекс мер, направленных на решение проблем. В то же время есть аспекты, ситуация с которыми оценивается субъектами рынка как относительно положительная, в том числе и аспект трансакционных издержек. Последнее, конечно, не означает, что снижать административную нагрузку на бизнес далее не нужно.
Наше исследование позволяет осуществить классификацию всех изучаемых регионов по условиям предпринимательской деятельности.
Описание групп (кластеров) мы начинаем от наиболее позитивных с точки зрения условий и развития предпринимательства к наиболее в этом отношении проблемным.
Начнем описание с Ингушетии, которая по объективным причинам не вошла ни в одну из групп (слишком специфическая ситуация в этом регионе). В этой республике рынок малого предпринимательства находится в зачаточном состоянии. Малых предприятий совсем мало, их количество при этом сокращается. Но работающие предприятия совместными усилиями создали настоящий инвестиционный бум (самый высокий прирост инвестиций в МП – свыше 4500 %). Этому способствовал ряд институциональных условий. Во-первых, трансакционные издержки в этом регионе в сравнении с Россией незначительны, а во-вторых, конкурентная среда благоприятна для ведения бизнеса. Это тоже объяснимо, так как в регионе практически нет крупных компаний, которые затрудняют доступ на отдельные рынки, и сами отрасли еще не сложились с присущим доминированием отдельных игроков. Однако другие стимулы скорее не работают. Мотивация бизнеса невысокая, и существуют проблемы с инфраструктурой (право, обеспечение и собственность), что тоже вполне естественно.
Следующий набор регионов, который образует первый кластер, включает Омскую и Тульскую области и Ханты-Мансийский АО. В этих регионах все показатели развития МП на достаточно высоком уровне. Стимулирует это в основном один фактор – «инфраструктурный». В этих регионах очень благоприятная правовая среда для ведения бизнеса, и предприниматели не испытывают больших проблем с точки зрения обеспечения ресурсами собственности. Все фундаментальные факторы («мотивационный», «институциональный», «инфраструктурный») в этих регионах находятся на достаточно среднем уровне, что, по всей видимости, не позволяет им реализовать полностью свой потенциал.
Второй кластер образуют высокоразвитые в части малого предпринимательства регионы: Самарская, Нижегородская, Кемеровская области, республика Северная Осетия и Ямало-Ненецкий АО. В этих регионах высока доля МП в структуре хозяйствующих субъектов, высоки прирост МП, продукции и инвестиций, при этом высокая производительность труда. Главным стимулом для развития предпринимательства в этих регионах является мотивация малого бизнеса. Он в целом положительно оценивает свое финансовое состояние, общие условия предпринимательства и может рассчитывать на поддержку властей. При этом в этих регионах достаточно приемлемы институциональные условия и нет больших проблем с безопасностью бизнеса. Однако сдерживает рост низкий уровень обеспечения правовой защиты и нерешенность проблем собственности. Условно говоря, в этих регионах есть что делить, и региональная власть и бизнес пока не решили ключевой вопрос, кто и как будет управлять значительными активами недвижимости.
Следующая группа регионов – третий кластер – не испытывает серьезных проблем с собственностью. Но в этих областях в целом не очень хорошая экономическая ситуация, в том числе для малого предпринимательства. И хотя количество МП несколько увеличилось за год в регионах этой группы, им не удалось выправить сложившуюся ситуацию, когда количество МП на душу населения ниже, чем в среднем по России. Несмотря на это, предприниматели в этих регионах работают достаточно продуктивно, что отразилось на высоком приросте производства за год в сравнении со средними данными по России. Сюда входят следующие регионы. Алтайский край, Архангельская область, Астраханская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская область, Камчатская область, Коми-Пермяцкий АО, Новосибирская область, Псковская область, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Рязанская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тверская область, Тюменская область, Усть-Ордынский Бурятский АО.
Четвертый кластер – противоречивый. С одной стороны, эти регионы по всем меркам деградируют по показателям развития предпринимательства: в них сокращается и без того малое количество МП, и это объяснимо, так как здесь не созданы нормальные условия конкуренции, трансакционные издержки велики, институты функционируют не очень эффективно. С другой стороны, здесь достаточно высока мотивация и предприниматели, несмотря ни на что, продолжают чувствовать поддержку властей и рассчитывают, что условия будут улучшаться. В числе этих регионов Белгородская область, Волгоградская область, Кировская область, Костромская область, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Удмуртская Республика, Челябинская область.
Пятый кластер тоже достаточно противоречив. В Курганской и Ульяновской областях, а также в Приморском крае очень динамичный рост МП и инвестиций. Однако это происходит скорее вопреки сильному отрицательному фактору – демотивированности предпринимателей. Они находятся в очень сложном финансовом состоянии и не очень оптимистично оценивают перспективы, так как местная власть скорее им мешает, чем помогает. При этом в данных регионах хорошая институциональная среда и нет дефицита в инфраструктурных ресурсах, что, по всей видимости, и определяет общую положительную динамику.
Сложно приходится и предпринимателям Пензенской и Свердловской областей. Институциональная среда неэффективна, но неплохо с правовой средой и условиями обеспечения собственностью. Это стимулирует рост и поддерживает высокий объем инвестиций, но не интенсифицирует его.
Шестой кластер составляют регионы, в которых достаточно средние условия для предпринимательской деятельности, но при этом они хорошо развиваются как с точки зрения уровня производства продукции и количества МП, так и с точки зрения прироста инвестиций в МП. Это Ленинградская область, Пермская область, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Коми, Сахалинская область, Томская область, Хабаровский край, Ярославская область.
Седьмой кластер образуют Республика Кабардино-Балкария, Калужская область, Республика Карачаево-Черкесия, Мурманская область, Новгородская область, Республика Карелия, Республика Мордовия, Чувашская Республика. Это ничем не выделяющиеся регионы – практически по всем параметрам абсолютные середняки. Единственное, что про них можно сказать: в этих регионах не все хорошо с правовой защитой и собственностью.
В следующих кластерах – регионы, в которых в той или иной степени отсутствуют приемлемые условия для предпринимательства, но при этом отдельным группам регионов за счет других факторов удается преодолеть негативные тенденции, а другие не смогли изменить ситуацию к лучшему.
Восьмой кластер образуют Амурская область, г. Санкт-Петербург, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Московская область, Орловская область, Республика Адыгея, Саратовская область. Ситуация с предпринимательским климатом здесь в целом неблагоприятная. Мотивация бизнеса слабая, институциональная среда не лучше. Здесь при этом большое количество малых предприятий и высокий уровень производства. И хотя их количество увеличивается, качество роста оставляет желать лучшего, так как не растут инвестиции.
В регионах из следующих групп неблагоприятные условия предпринимательства отразились непосредственно на их показателях развития. Для десятого кластера, в который входят Краснодарский край, Курская область и Оренбургская область, характерен чрезвычайно низкий уровень предпринимательских настроений и очень плохие институциональные условия ведения бизнеса. И уровень производства на МП здесь очень низок.
Но наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Воронежской и Тамбовской областях, где плохо обстоят дела как с мотивацией бизнеса, так и с обеспечением правовой и материальной инфраструктурой. Логично, что в этих областях все показатели развития малого предпринимательства находятся на более низком уровне, чем в среднем по России.
Выводы
Формирование финансовых ресурсов выступает фундаментальным аспектом деятельности предпринимателя, однако этот этап сопровождается переходом на стадию качественного управления полученными денежными средствами. Финансовые ресурсы при их использовании преобразуются в денежные потоки предприятия в различных сферах его финансово-хозяйственной деятельности: использование оборотных средств, управление дебиторской и кредиторской задолженностями, инвестиционная деятельность, кредитная политика, операции с ценными бумагами и прочие сделки. Вся система денежных потоков предпринимательства требует качественного управленческого подхода на каждой стадии формирования и использования фондов денежных средств. Особенно в условиях быстро меняющейся экономической и политической конъюнктуры необходимость создания рациональной системы по управлению денежными потоками многократно возрастает. В сфере малого предпринимательства первостепенное значение имеет целесообразное использование денежных средств и их целевое назначение.