Определенный этап в развитии ринологии и анатомии привел к представлениям о полости носа как парном органном образовании, что предусматривает наличие структур и механизмов координации функционирования его частей. Имеющиеся подтверждения данной позиции в большей степени клинические и физиологические, в меньшей степени - морфологические, и основаны, как правило, на результатах исследований молодого и зрелого возрастов. Изучения особенностей морфо-функциональной организации полости носа и «сосудистого клапана» носа в пожилом и старческом возрасте не проводилось.
Имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе сведения о нормальной и патологической анатомии полости носа в пожилом и старческом возрасте не многочисленны, что не позволяет вести речь о наличии единой морфологической теоретической базы тех результатов, которые достигнуты в современной клинической ринологии. Поэтому изучение морфо-функциональных характеристик слизистой оболочки полости носа человека на «завершающих» этапах постнатального онтогенеза в настоящее время являяется одним из приоритетных направлений, поскольку данные исследования могут стать базой для усовершенствования диагностики и оптимизации медицинской помощи лицам пожилого и старческого возрастов при различных формах патологии полости носа.
Цель исследования: выявить особенности структурной организации слизистой оболочки полости носа и ее микрососудистого русла у лиц пожилого и старческого возраста.
Материал и методы исследования: В рамках поставленной цели проведена микроскопия и морфометрия гистологических срезов слизистой оболочки полости носа лиц пожилого и старческого возраста. В работе использован аутопсийный материал, взятый на базе патологоанатомического бюро МУЗ ГКБ № 3 и Областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Окраска срезов: по Ван-Гизон и гематоксилином-эозином.
Результаты исследований: При гистологическом исследовании мукоперихондрия у лиц пожилого и старческого возраста характерным был эпителиальный пласт небольшой высоты, выявлялись участки с обнажением росткового слоя. Собственный слой мукоперихондрия был уплотнен, на значительном его протяжении визуализировались грубые коллагеновые волокна, количество клеточных инфильтратов было снижено.
У пожилых лиц, не зависимо от половой принадлежности, изменения микрососудистой системы слизистой оболочки различных отделов носовой полости (перегородка носа, средняя и верхняя носовые раковины) характеризовались тенденцией к ее редукции. Базальная мембрана микрососудов мукоперихондрия определялась не всегда. Эндотелий в некоторых участках был слущен, местами дистрофически изменен.
У лиц старческого возраста в некоторых биоптатах слизистой оболочки носа на протяжении сосудов встречались участки десквамации и зоны пролиферации эндотелия. Встречались сосуды, не содержащие форменных элементов крови (запустевшие сосуды). Сосудистая стенка артерий была утолщенной, просвет их сужен за счет явлений гиалиноза их стенок. В адвентиции и мышечной оболочке сосудов отмечалась фрагментация эластических волокон. В окружении сосудов нередко визуализировались грубые коллагеновые и аргирофильные волокна. Вены часто имели неравномерно истонченную стенку и находились в спавшемся состоянии. Удельный объем сосудов был меньше в 2,5 раза по сравнению с контролем - биоптаты слизистой оболочки полости носа лиц молодого и зрелого возрастов (р<0,05).
У лиц старческого и пожилого возрастов на фоне указанных особенностей слизистой оболочки полости носа нередко визуализировались выраженные нарушения микроциркуляции по типу агрегации форменных элементов крови и процессы пристеночного микротромбирования сосудов мукоперихондрия. При этом наиболее часто участки агрегации форменных элементов крови отмечались вблизи зон дистрофических изменений эндотелия сосудов.
Таким образом, в пожилом и старческом периодах постнатального онтогенеза в слизистой оболочке полости носа развиваются дегенеративные и дистрофические изменения (диффузного или локального типа), а сосудистое русло мукоперихондрия харак-теризуется тенденцией к редукции и нарушениям микроциркуляции.
Работа представлена на научную международную конференцию «Практикующий врач», 9-16 сентября 2007, г.Римини (Италия). Поступила в редакцию 01.10.2007г.