Ускорение темпов экономического развития в послевоенный период, военно-политические и иные факторы стали причинами усиления интеграционных процессов во всех регионах мира. Интеграционные процессы непременно сопровождались дезинтеграционными течениями, что было связано с различными причинами, требующими отдельного анализа и осмысления.
Очевидно, что в основе дезинтеграции лежит желание народов быть независимыми, причем по самым разным причинам: экономическим, политическим, культурным, психологическим или другим. В случае экономической дезинтеграции и дезинтеграции ЕС в частности следует говорить об особом процессе. Ведь нельзя сказать, что речь идет в чистом виде только о распаде целостной структуры на части, их ослаблении, нарушении связей и отношений внутри системы. Прежде всего, в данном случае экономической дезинтеграции мы говорим о возникновении целостности национальных экономик при разрушении постоянных надгосударственных связей.
Интеграционные процессы в странах европейского континента стали во многом образцовыми для других стран мира и для всей мировой экономики. Вопросам и проблемам интеграционных процессов в странах Европы посвящено множество исследований, а отечественная научная школа изучения развития европейских интеграций стала формироваться ещё в 1960-х гг. в Институте мировой экономики и международных отношений РАН. В дальнейшем основным центром интеграционных исследований в странах Европы стал Институт Европы РАН и наиболее значимые, практические ориентированные научные труды публикуются учеными, имеющими отношение к указанному учреждению, а также в некоторых других научных и образовательных учреждениях с международной специализацией [1].
Проблематика интеграционных процессов в странах Европы отечественными учёными исследована довольно глубоко и представлена во множестве монографических, диссертационных и иных публикаций.
Согласно трактовке коллектива авторов, региональная интеграция есть «модель сознательного и активного участия группы стран в процессе глобальной стратификации мира» [2]. К этой трактовке можно добавить, что региональная интеграция – это обязательно институционализированное, оформленное в соответствии с нормами национальных законодательных систем и международного права интеграционное образование, преследующее цели, указанные в соглашении (военно-политические, социально-экономические, торговые, финансовые и др.). Основные задачи крупных интеграций сводятся к трём группам:
– укрепление позиций группы стран в мире;
– обеспечение политической стабильности внутри региональной группы;
– развитие экономики и рост её благосостояния [2].
Среди множества различных региональных интеграций, появлявшихся в послевоенный период на европейском континенте, наиболее значимым и крупным во всех отношениях является, безусловно, Европейский союз.
Европейский союз как региональная интеграция имеет сложную историю становления – именно это обстоятельство (уже заложенные в региональную интеграцию противоречия) в дальнейшем станет одной из основных причин дезинтеграционных процессов внутри объединения. Основополагающими документами европейской интеграции являются Договор о ЕЭС, заключенный в 1957 г., и Договор о Европейском союзе, заключенный в 1992 г. (Маастрихтский договор). Последующие международные договоры (Амстердамский, Ниццкий и Лиссабонский) лишь вносили поправки в указанные договоры [3].
Роль Европейского союза в мировой экономике и влияние уровня его развития на Россию значительны. Доля стран ЕС в мировой экономике составляет свыше 20 % от мирового валового продукта [4, 5]. Значимые позиции ЕС занимает и в мировых внешнеторговых операциях – экспорта и импорта товаров и услуг [6–8].
Заложенные за время становления противоречия в европейскую интеграцию, обострившаяся геополитическая ситуация в последние годы, внутриполитические процессы в странах ЕС обусловили появление дезинтеграционных процессов, которые окажут влияние и на российскую экономику и политическую конъюнктуру.
В данном случае речь может идти либо о так называемой конфликтной модели экономической дезинтеграции, которая строится на инициативе в политической системе, экономика вынуждена лишь подстраиваться под происходящий дезинтеграционный процесс. Либо о стагнирующей экономической дезинтеграции, вызванной рядом причин: отсутствием реальных экономических предпосылок для объединения, навязыванием интеграции более сильными партнерами более слабым, что приводит к попыткам последних воспользоваться своим положением аутсайдеров и рядом других.
Рассмотрим основные причины наметившихся в последние годы процессов дезинтеграции в странах ЕС. Дезинтеграционные процессы в странах ЕС обострились ещё в период мирового экономического кризиса 2008–2009 гг., когда ухудшившаяся социально-экономическая ситуация во многих европейских странах и долговой кризис Греции стали причиной обсуждения возможного выхода этой страны из ЕС. Однако эти идеи остались лишь идеями и не были реализованы на практике.
Намного более значительным, в определенной степени символичным (с точки зрения возможного дальнейшего развития событий) и масштабным по своим последствиям станет так называемый «Brexit» (выход Великобритании из ЕС) – после проведения референдума в июне 2016 г. [9]. В соответствии с принятыми Правительством страны решениями, формальный (юридический) выход Великобритании из ЕС состоится в марте 2019 г. [10].
Выбор британского народа по итогам референдума эксперты называют не иначе как «политическим землетрясением глобального масштаба» [11], «политической драмой» [12].
Экономическое пространство отдельного государства перестало совпадать с политическим пространством интеграционного образования, членом которого оно являлось. Более того, как показывает практика, высокий дефицит бюджета Великобритании сыграл не последнюю роль в голосовании британцев за выход страны из ЕС: на протяжении ряда лет происходит отток ресурсов из бюджета этой страны в менее развитые государства – члены ЕС. После выхода из ЕС Британия сможет направить все свои экономические ресурсы на нужды именно британцев.
Процесс выхода Великобритании из ЕС усиливает дезинтеграционные процессы в регионе – вновь поднимается вопрос независимости Шотландии, остаётся неясным будущее Северной Ирландии. Причем кризис политической власти на национальном уровне открыл путь борьбе за власть на местном уровне даже в развитых странах, причем процесс этот может быть достаточно затяжным в многонациональных государствах. Примером являются Турция и Ирак (курдский вопрос), Франция (проблема Корсики), Испания (проблема отделения басков) и ряд других регионов мира. Так называемые «евроскептики», имеющие политический вес в крупнейших странах Европы (Франции, Германии, Италии), инициируют необходимость обсуждения целесообразности дальнейшего нахождения стран в ЕС, а «Brexit» рассматривается как важный политический прецедент [13, 14].
На наш взгляд, британский политический прецедент по выходу из ЕС не станет причиной «эффекта домино» в отношении европейской интеграции, а внутриполитические движения являются не более чем ответом на социальные запросы отдельных слоев общества. В этом смысле мы солидаризируемся с позицией А.А. Громыко, который отмечает, что «в целом, после всплеска центробежных процессов в виде «брекзита», может произойти определённая консолидация внутри ЕС, влекомого чувством самосохранения и осознанием острой необходимости предотвратить дальнейшее ослабление организации» [12].
Усиление дезинтеграционных процессов в европейском регионе связано с причинами различного характера. Ввиду многочисленности таких причин их целесообразно разделить на несколько групп.
Прежде всего, выделяется группа общесистемных недостатков политико-институционального устройства Европейского союза. К таким недостаткам эксперты ещё за несколько лет до проведения референдума в Великобритании справедливо относили:
– отсутствие единой долгосрочной цели и видения будущего основными участниками региональной интеграции;
– недостаточная эффективность текущего управления, в том числе на уровне национальных правительств;
– восприятие Брюсселя как далекой от народа бюрократии и неспособность обеспечить необходимый уровень легитимности системы управления;
– рост недовольства в адрес органов управления ЕС со стороны части общества, считающей себя проигравшей от региональной интеграции и глобализации;
– необоснованное расширение состава участников ЕС, в который вошло слишком много стран, различающихся по основным политическим и экономическим характеристикам;
– развитие системы управления региональной интеграцией в пользу межправительственного взаимодействия при усиливающемся доминировании крупных стран и особенно Германии [15].
Указанные общесистемные дефекты во многом спровоцировали появление внутриполитических движений в Великобритании, инициировавших проведение референдума по выходу из ЕС. Как отмечает Л.М. Воробьева, характеризуя внутриполитические аспекты кампании по выходу Великобритании из ЕС: «референдум о членстве в ЕС, назначенный британским премьером Д. Камероном на 23 июня 2016 г., явился логическим следствием эволюции политики Великобритании на европейском направлении», а также, что «движение противников Европы (Brexit) охватило самые разные группы британцев: от правых до левых, от консерваторов до лейбористов, от рабочих до предпринимателей, от критиков государства до патриотов, от рядовых граждан до членов парламента и правительства» [16].
Среди причин, обусловивших дезинтеграционные процессы в странах Европы, также выделяется группа причин экзогенного (обусловленных влиянием внешних факторов) характера. К такой причине следует, к примеру, отнести проблему миграционного кризиса, обострившегося после эскалации военных конфликтов в странах Северной Африки и Ближнего Востока (Ираке, Сирии, Ливии). Результатом военно-политических конфликтов в странах Северной Африки и Ближнего Востока стало беспрецедентное (называется исследователями крупнейшим со времен Второй мировой войны) увеличение миграционного потока. В основе данной проблемы лежат скорее даже не экономические факторы, а в большей мере культурные – когда в странах ЕС наблюдаются социальные конфликты, обусловленные ментальными, этническими и конфессиональными противоречиями коренного и приезжего населения [17]. Миграционный кризис стал причиной появления внутриполитических протестных движений в странах ЕС (к примеру, «Пегида» [18]), которые в конечном итоге также провоцируют центробежные, дезинтеграционные процессы.
К числу экзогенных следует отнести и экономический фактор, который также предопределяет дезинтеграционные процессы в странах Европы, что в том числе стало причиной выхода Великобритании из ЕС. Данный фактор имеет следующие частные проявления:
– снижение конкурентоспособности европейских производителей на мировых рынках (в сравнении с американскими и азиатскими), что стало причиной снижения их доходности, сокращения рабочих мест, роста протестных настроений;
– изменение структуры мирового объема внешнеторговых операций не в пользу стран ЕС (смещение в пользу азиатских стран и главным образом Китая);
– снижение прямых иностранных инвестиций в страны Европы, что замедлило их экономический рост и также стало поводом и причиной появления внутриполитических протестных настроений и др.
В качестве причины дезинтеграции можно выделить сосредоточие капитала, экономического потенциала и доходов на отдельно взятых территориях. Это приводит к перетеканию активного работоспособного населения на эти территории, тем самым еще больше усугубляя ситуацию на менее развитых и менее доходных. Как итог, последние становятся только потребителями ресурсов и конечных продуктов, выпадая из системы обмена между территориями. Данный процесс способствует дезинтеграции, поскольку усугубляет противоречия и вызывает неприятие и отторжение данных процессов.
Важное значение для дезинтеграции имеет несбалансированная финансовая политика ЕС. Первые финансовые противоречия проявились еще во время кризиса 2008–2009 гг., выявившего несоответствие распределения финансового бремени и системы разделения затрат. Из-за нежелания экономически сильных стран ЕС брать на себя большую долю обязательств и их стремление переложить значительную часть на других членов Союза, правительство ЕС не смогло стабилизировать ситуацию должным образом.
Очевидно, что ЕС декларируется союзом с центральным правительством, способным заставить участников объединения выполнять принятые обязательства. Но рычаги влияния у разных государств разные. Институты, которые должны способствовать достижению консенсуса при принятии решений в ЕС, не выполняют своих полномочий; любое государство вправе наложить вето. Когда же речь заходит о шагах по углублению интеграции, достичь компромисса между странами-участницами становится сложнее.
Страны-члены неохотно идут на компромиссы. А требуются решения переломного свойства, если государства хотят вывести ЕС из затяжного кризиса. Странам необходимо отказаться от доминирования своей национальной суверенности и соответствовать стандартам ЕС, если они хотят сохранить Союз. Более того, резкое сопротивление со стороны национальных правительств встречал вопрос о проведении структурных реформ для сближения экономических моделей членов Союза.
Демографические тенденции и перенос промышленных предприятий в азиатские страны ухудшил экономическую ситуацию в Европе. С созданием Еврозоны правительства европейских стран получили доступ к кредитным ресурсам, не обязуясь при этом проводить структурные реформы в экономической и социальной сферах. Это привело к кризису конкурентоспособности в Еврозоне, что ведет к появлению дезинтеграционных процессов.
Характеризуя экзогенную составляющую дезинтеграционных процессов, нельзя не затронуть вопрос энергетического обеспечения стран ЕС, напрямую связанного с проводимой Россией внешнеэкономической политикой. К числу примеров, характеризующих глубокие противоречия в европейской интеграции, можем отнести ситуацию с нереализованными или находящимися в стадии реализации крупными логистическими проектами в сфере энергетики. Задачей этих проектов являлось снижение зависимости от нестабильных посредников (главным образом Украины) на пути движения энергетических ресурсов из России в страны ЕС. Так, особо заметные в политическом пространстве дискуссии вызвал проект «Южный поток», мнения по которому среди стран – участниц ЕС разделились. Часть стран, даже в ущерб собственной энергетической безопасности, требовала отказаться от проекта (Германия, Австрия, Нидерланды и др.). Другие страны ЕС (Италия, Сербия, Болгария и др.) требовали продолжения реализации данного проекта. В конечном итоге проект был заморожен.
Географическая близость, сложившиеся исторически экономические и торговые связи стран ЕС требуют оценки потенциального влияния дезинтеграционных процессов на Россию. Поскольку фактом изучаемых процессов можно пока назвать только выход Великобритании из ЕС, то в современных условиях целесообразно оценивать влияние только этого внутрирегионального события.
Стоит отметить, что политические и внешнеэкономические отношения России и Великобритании на протяжении всей истории были довольно неоднозначными. Так, именно Великобритания является одним из основных инициаторов введения санкций против России. После выхода страны из ЕС можно ожидать снижения зависимости страны при принятии решений от стран европейской интеграции и США. Однако данный сценарий развития событий, учитывая сложившуюся практику отношений между Россией и США, вряд ли можно отнести к категории с высокой степенью вероятности реализации.
Выход Великобритании из ЕС может оказать негативное влияние на объем и структуру взаимной торговли с Россией. Косвенным негативным фактором может стать изменение цен на нефть, обусловленное выходом Великобритании из ЕС.
В настоящих условиях влияние выхода Великобритании из ЕС на Россию будет иметь скорее политический характер, чем экономический – об этом также свидетельствует мнение экспертов [19].
В краткосрочный период влияние выхода Великобритании из ЕС на экономические отношения с Россией будет минимальным, поскольку данный процесс ожидается долгим и политически сложным. Выход Великобритании из ЕС вряд ли станет условием отмены антироссийских санкций, поскольку страна останется глубоко интегрированной в политику стран ЕС и США. Рост дефицита газа в Великобритании и факт её выхода из ЕС могут позитивно сказаться на переговорах об увеличении поставок энергоресурсов в страну без согласования и одобрения наднациональных органов ЕС. Между тем выход Великобритании из ЕС, оказав негативное влияние на экономическое развитие европейской интеграции, может обусловить рецессию в экономике стран объединенной Европы, что снизит объём потребления продукции российского экспорта (в основном энергетического).
Подводя итог, отметим, что причины дезинтеграционных процессов в европейском регионе можно разбить на эндогенные и экзогенные. Эндогенные причины дезинтеграционных процессов состоят в заложенных в европейской интеграции противоречиях и общесистемных дефектах, обусловливающих внутриполитические движения как ответ социальным настроениям. Экзогенные причины дезинтеграционных процессов обусловлены влиянием миграционного, экономического и геополитического факторов на страны ЕС.