Постановка проблемы
Одним из основных средств повышения эффективности использования земельных ресурсов является система территориального планирования на различных уровнях муниципального и регионального управления.
В настоящее время документы территориального планирования обнаруживают существенную разницу в качестве подготовки. Причинами являются:
1. Слабая координация между специалистами проектной организации, выполняющей схему территориального планирования (СТП) муниципального образования, специалистами местной администрации, предоставляющими сведения для подготовки СТП и научными сотрудниками, занимающимися вопросами устойчивого развития муниципалитетов. Как правило, в СТП отсутствует серьезный анализ природно-ресурсного потенциала территории, оценка перспектив развития населенных пунктов, исторические аспекты развития системы расселения, развития планировочных осей и узлов. Прогнозирование ведется на уровне сценарного подхода без учета возможных экологических и экономических угроз, а также имеющегося потенциала развития.
2. При заключении контрактов на подготовку схем территориального планирования и генеральных планов поселений главную роль играет снижение цены (иногда прямой демпинг) и жесткое соблюдение сроков подготовки документов. В ряде случаев в регионах имеется одна организация, концентрирующая выполнение СТП сразу 70–80 % муниципальных районов по сниженной цене [1], что, разумеется, в дальнейшем выливается либо в подготовку дополнительных соглашений на продление сроков, либо в заключение второй очереди контрактов на внесение дополнений и изменений в СТП (а по сути – это существенная доработка и исправление ошибок, возникших в результате спешки и нехватки квалифицированных исполнителей).
3. Научные организации и высшие учебные заведения практически не принимают участие в подготовке документов территориального планирования, что снижает их научно-аналитический уровень. В результате документы планировочной организации муниципалитетов, иногда, представляют собой информационные бюллетени, которые сопровождаются низкокачественной графикой, выполненной без использования геоинформационных технологий. Научные концепции рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития территории, пространственно-временного развития муниципалитетов с учетом межмуниципальных и внутрирегиональных связей зачастую просто декларируются [2].
Научное обоснование как необходимая часть разработки любого документа территориального планирования встречается далеко не везде. Наиболее удачными в этом отношении являются СТП Соль-Илецкого района [3], где каждый из разделов материалов по обоснованию написан кратко и информативно. Кроме того, в данных материалах по тексту идут ссылки на картографический материал, что упрощает сопоставление теоретической составляющей с результатами практических наработок компании. В материалах по обоснованию СТП Кувандыкского района [3] также немало моментов, характеризующих компанию разработчика с положительной стороны. В частности, приведено сравнение района с другими по основным инвестиционным показателям, дана оценка инвестиционной деятельности с приведением сильных и слабых сторон.
Важным направлением в совершенствовании схем территориального планирования является ориентация проектных решений на существующие нормы землепользования, обоснованные научными концепциями и теориями. В частности, для регионов степной зоны подобной научной основой является концепция степеведения [4]. Данная концепция предполагает следующие ключевые направления трансформации землепользования: сосредоточение сельскохозяйственного производства на элитных землях и формирование реальных кластеров, включающих высокопродуктивные пахотные угодья; диверсификация природопользования за счет включения в его состав альтернативных видов использования земель: природоохранных объектов (природных парков и заказников), туристско-рекреационных кластеров, кластеров экстенсивного животноводства, в том числе коневодства, кластеров бахчеводства и кумысолечения; использование научно обоснованных способов оценивания кадастровой стоимости земель с использованием коэффициентов, учитывающих качество земель (почвенно-экологический индекс).
Материалы и методы исследования
Для улучшения качества территориального планирования и придания им большей научности мы предлагаем учитывать идеи Б.Б. Родомана о позиционном давлении и проявлении феномена эксцентриситета, выявленного нами в муниципальных районах Оренбургской области. Б.Б. Родоман считает [5], что свойства объектов зависят от их положения в пространстве. Для большинства объектов в пространстве существует точка, место, где они могут наиболее оптимально функционировать. Речь может идти о глобальном и локальном территориальном оптимуме.
Объект, который не находится в точке территориального оптимума, испытывает давление места или позиционное давление.
Эта сила стремится переместить объект в оптимальное для него место и представляет собой вектор, скалярная величина которого пропорциональна разности оптимальных и фактических условий существования [5, с. 80]. Под влиянием позиционного давления легко подвижный объект (например, человек) перемещается, а малоподвижный (например, населенный пункт) оставаясь на месте, либо: изменяет свои свойства и функции; изменяет среду своего существования; деградирует и исчезает.
Результаты исследования и их обсуждение
С использованием методик, предложенных Б.Б. Родоманом [5, с. 149], проведен анализ размещения муниципальных центров Оренбургской области и центроидов геометрических фигур, описывающих территорию муниципальных районов. Учитывая, что территории районов имеют ряд изолированных в транспортном отношении полуанклавов, географическая конфигурация муниципалитетов оказывает существенное влияние на уровень управления.
Ряд муниципальных районов Оренбургской области рассматривались как узловые для формирования внутриобластных надрайонов – территориальных объединений, имеющих общие исторические и экономические факторы развития. Каждый из муниципальных районов обладает административно-управленческим ядром (иногда несколькими ядрами) с развитой инфраструктурой и депрессивной периферией.
Расстояние от административного центра муниципального управления до центроида, описывающего геометрическую фигуру, повторяющую муниципальные границы, называется административно-географическим эксцентриситетом или диахерическим эксцентриситетом (греч. – diacheirisi – управление). По расстоянию от административного центра района до геометрического центроида определяется величина эксцентриситета – слабая (0–10 км), средняя (10–20 км), сильная (более 20 км). Влияние эксцентриситета на развитие муниципального образования (МО) заключается в основном в асимметричности развития его частей, формировании крупных массивов депрессивных территорий на окраинах МО.
Качественный анализ полученных эксцентриситетов проводился с использованием методики центрального угла, предложенной Б.Б. Родоманом [5]. Результатом типизации эксцентриситетов является карта направлений смещения административных и геометрических осей (рисунок). Смещение муниципального центра вправо относительно луча, между геометрическим центроидом и региональным центром (Оренбургом) представлено как правосторонний эксцентриситет. Соответственно, влево – левосторонний эксцентриситет.
В случае размещения административного центра на луче, соединяющем региональный центр и геометрический центроид муниципалитета, применяются еще два типа эксцентриситета, который был назван осевым (или аксонным) эксцентриситетом. Если муниципальный центр размещается на луче ближе к областному центру, то это учитывается как радиальный отрицательный эксцентриситет, если наоборот – радиальный положительный.
Активный радиальный положительный эксцентриситет характерен для города Соль-Илецк – центра Соль-Илецкого городского округа, дистальное смещение которого на фоне изменений АТД объясняется несмотря на влияние областного центра г. Оренбурга, разработкой уникального месторождения каменной соли и значением города в качестве важного транспортного узла.
Тип смещения административного центра относительно геометрического
Причины происхождения эксцентриситета могут быть вызваны притяжением/отталкиванием (индукцией) центра по отношению к другому центру, узлу, или территориальной оси. Влияние на эксцентриситет административно-территориальных изменений с образованием новых границ и новых центров представляют собой дизруптивные причины.
Особого внимания заслуживают муниципальные районы, центры которых сильно удалены от геометрического центра и обладают ярко выраженным осевым смещением. Если при этом границы муниципального района значительно изменялись, а административный центр оставался прежним, то речь идет об активном эксцентриситете. Если границы оставались прежними, а центром района стал новый населенный пункт, то возникает пассивный эксцентриситет. Большинство районов с активным эксцентриситетом возникло в результате реорганизации административно-территориального деления в форме укрупнения административно-территориальных единиц (АТЕ) при одновременном тяготении центров к крупным территориальным осям и узлам. Последние образованы в основном месторождениями полезных ископаемых, железными и автомобильными дорогами (вторая половина XIX–XX вв.) или речными долинами (XVIII вв. – первая половина XIX вв.). Примерами таких муниципальных образований в Оренбургской области являются Тоцкий, Соль-Илецкий, Илекский, Курманаевский.
Осевой эксцентриситет формируется в результате тяготения муниципальных центров к более крупным городским центрам как в пределах «домашнего» региона, так и в результате внешнего влияния.
Примером правостороннего эксцентриситета является с. Курманаевка, испытывающее влияние местного городского центра – Бузулука. Воздействие территориальной оси, образованной транспортными магистралями, обусловило правосторонний эксцентриситет с. Кваркено – центра одноименного района.
Очень важно учитывать исторические аспекты формирования центров вследствие влияния крупных административных преобразований в прошлом. Например, активный правосторонний эксцентриситет села Илек (в прошлом Илекский городок) связан с тем, что территория Илекского района в дореволюционное время относилась к Уральской области и землям Уральского казачьего войска [6], т.е. центром административного подчинения был г. Уральск, находящийся ныне в составе Республики Казахстан.
Большое влияние на эксцентриситет размещения административных центров оказывают значительные расстояния между территориальными осями и узлами, населенными пунктами, вызванные крупными водоразделами, озерно-болотными впадинами, лесными массивами. Результатом является формирование так называемого «вакуума» территориального влияния. Водораздел Общего Сырта образует крупный территориальный массив с разреженной плотностью населенных пунктов и транспортных путей. Поэтому центры районов, прилегающие к водораздельной оси Общего Сырта, обладают как административно-географическим, так и осевым эксцентриситетом. Влиянием природного фактора объясняется смещение центра Светлинского района, в центре которого размещается крупная впадина с серией озер (Шалкарегакара, Жетыколь и другие), что образует естественный «вакуум», сдвигающий п. Светлый от геометрического центроида района.
Районный центр Переволоцкого района имеет достаточно высокое смещение вследствие формирования «вакуума» в системе расселения на Общем Сырте, тяготения к крупной федеральной трассе Оренбур – Самара, а также укрупнения районов в 1965 г. [7, 8].
Три района – Асекеввский, Матвеевский, Пономаревский – обладают активным радиальным отрицательным эксцентриситетом вследствие тяготения как к местным городским центрам – Бугуруслану и Абдулино, так и смещения к железнодорожной магистрали – Самара – Уфа.
В целом эксцентриситет муниципальных образований определяется следующими причинами:
– влиянием крупных городских центров, в том числе внешними по отношению к региону;
– притяжением транспортных магистралей и речных долин;
– административно-территориальными преобразованиями;
– воздействием природных факторов на систему расселения.
Заключение
Анализ проблем современного территориального планирования показал, что необходимы изменения в работе занимающихся этим организаций, что может быть достигнуто путем предъявления больших требований к организациям-подрядчикам. Необходим научный подход при разработке СТП. Такой научный подход может быть достигнут в случае использования специалистами компаний-разработчиков научных теорий ведущих российских и зарубежных географов. Наше исследование можно использовать как научную основу к оптимизации административно-территориального деления (АТД) Оренбургской области.
Работа выполнена по теме фундаментальных научных исследований, финансируемых из федерального бюджета РАН «Степи России: ландшафтно-экологические основы устойчивого развития, обоснование природоподобных технологий в условиях природных и антропогенных изменений окружающей среды».